Тематическая проверка «Состояние работы по взаимодействию с семьей для полноценного развития ребенка»
методическая разработка на тему

Шакирзянова Лилия Камиливна

\\\

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx36.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая проверка

«Состояние работы по взаимодействию с семьей

для полноценного развития ребенка»

План – график тематического контроля

Формы и методы контроля

Содержание

Сроки

Ответственный

Профессиональные умения и навыки педагогов

Обеспечение разных уровней взаимодействия с родителями

Ст. воспитатель

Планирование работы с родителями

Учет материального, кадрового и методического потенциала

Ст. воспитатель

Оценка родителями качества проведения различных мероприятий   в учреждении

Анкетирование родителей

   

Зав. ДОУ,

ст. воспитатель

Анализ проведения родительских собраний

Разнообразие форм работы с родителями по организации предметно-пространственной среды

Зав. ДОУ,

ст. воспитатель

 «Профессиональные умения и навыки педагогов»

Характеристика профессиональных умений и навыков педагогов, которые выстраиваются в эту структуру и обеспечивают разные уровни данного взаимодействия.

ФИО педагогов

Уровень организации взаимодействия воспитателей с семьей

Средняя группа

Ф.И.О. воспитателей группы

- отсутствует формализм в организации работы с семьей;

- учитывают социальный запрос (интересы, потребности) родителей в планировании работы;

- используют разнообразные формы работы с семьей (индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные), осуществляют поиск и внедряют в практику новые нетрадиционные формы работы с семьей;

- стремятся к диалогу при организации работы с родителями

Рекомендации:

Отражать в протоколах активность родителей (вопросы, пожелания, предложения с их стороны)

Старшая группа

Ф.И.О. воспитателей группы

-стремятся к активному взаимодействию с семьями воспитанников при наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу;

- учитывают в работе интересы, потребности и запросы родителей;

- проявляют «открытость» во взаимодействии с родителями;

- осознают доминирующую роль семейного воспитания и роль дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей;

- используют разнообразные формы работы с семьей (индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные)

Рекомендации:

Эффективнее использовать наглядно-информационные формы работы с семьей

Подготовительная группа

Ф.И.О. воспитателей группы

- выявляют, изучают, обобщают, используют в работе передовой педагогический опыт взаимодействия с семьей, а также семейного воспитания;

- систематически повышают профессиональную компетентность в области взаимодействия с семьей, занимаются самообразованием;

- используют разнообразные формы работы с семьей (индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные), осуществляют поиск и внедряют в практику новые нетрадиционные формы работы с семьей;

- стремятся к диалогу при организации работы с родителями

Рекомендации:

Учитывать мнения и пожелания родителей при организации последующих мероприятий

«Планирование работы с родителями»

Содержание

Средняя

Старшая

Подгови-

тельная

1

Планирование мероприятий с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год

2.

Учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий

3.

Разнообразие планируемых форм работы

4.

Наличие плана работы с родителями

5.

Отражение запланированных мероприятий в плане воспитательно-образовательного процесса

Вывод: во всех проверяемых группах в достаточном объеме планируется работа по взаимодействию с родителями (законными представителями). Педагогическая поддержка родительского сообщества предполагается в форме: родительских собраний; выставок методической и художественной литературы; наглядно-текстовой информации в форме памяток, стендов, папок-передвижек, журналов; консультаций, мастер-классов, тренингов; консультативных пунктов; совместных развлечений.  

Реализация педагогического партнерства предполагается с помощью: привлечения родителей к планированию и организации совместных проектов, акций, досугов «Познаем вместе», «В школу играем – мир изучаем», «Безопасная дорога»; создания предметно-развивающей среды. Основной проблемой сотрудничества с семьями воспитанников многие педагоги считают вовлечение родителей в образовательный процесс. Для ее решения планируется взаимодействие по реализации темы «Полюбуйтесь от души, как играют малыши» планируются анкета «Игры ребенка дома», рекомендации «Подвижные игры как средство всестороннего развития дошкольников», «Осторожно! Компьютерные игры!», фотовыставки, совместные конкурсы и т.д.

Педагоги изучают особенности семейного воспитания, обсуждают с родителями возможные формы взаимодействия группы и семьи. Для этого используются такие формы взаимодействия, как анкетирование, тесты, опросы и беседы. Осуществляется систематическая работа с родителями через разнообразные формы наглядной информации. В группах оформлены “Уголки для родителей”, где помещаются консультации по данной теме. В специальных папках имеется подборка литературы для родителей, подготовленной педагогами.

«Оценка родителями качества проведения различных мероприятий в учреждении»

В каждой возрастной группе родителям были предложены анкеты для оценки группового родительского собрания - в подготовительной группе, образовательной деятельности – в старшей группе, «Воспитатель глазами родителей» - в средней группе.

В первой анкете приняли участие 20 родителей подготовительной группы. Все опрошенные ответили положительно на первые три вопроса: тема собрания, по их мнению, актуальная, воспитатели смогли донести до родителей цели и задачи воспитательно-образовательного процесса, узнали новое о жизни своего ребенка в детском саду.  Папы и мамы изъявили желание поделиться опытом организации семейного досуга: 6-30%, экологического воспитания: 2-10%, подготовки обучения к школе: 12-60%. На следующем родительском собрании родители хотели бы обсудить темы: «Как подготовить ребенка к школе» - 11-55%, «Игры детей в домашних условиях», «Организация семейного досуга» - 4-20%, «Физическое развитие, закаливание, здоровый образ жизни» - 5-25%.

Во второй анкете приняли участие 15 родителей старшей группы. На все вопросы ответили утвердительно 9 опрошенных-60%: всем понравилась образовательная деятельность,  учитываются интересы и потребности ребенка на ОД, способствуется развитию ребенка, дети были активны, по мнению родителей. Шестеро родителей-40% заметили, что их ребенок не был достаточно активным, а двое отметили тот факт, что интересы и способности их ребенка учитываются не в полной мере, но, в общем, ОД им понравилась.

Анализируя третью анкету, на которую отвечал 21 родитель средней группы, можно сделать вывод, что все опрошенные, 100% довольны воспитателями, их работой, знаниями, которые получают дети. На последний вопрос анкеты родители пожелали педагогам здоровья, успехов в работе, здоровых детей и терпения.

Анкета для оценки группового родительского собрания

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Поставьте знак «+» напротив соответствующего Вашему мнению ответа.

  1. Как Вы считаете, актуальной ли была тема родительского собрания?

- Да

- Нет

2. Смогли ли воспитатели донести до родителей цели и задачи воспитательно-образовательного процесса?

        - Да

        - Нет

3. Узнали ли Вы что-нибудь новое о жизни своего ребенка в детском саду?

        - Да

        - Нет

4. В каких вопросах семейного воспитания Вы можете поделиться опытом (выступление на собрании, сообщение на сайт детского сада, заметка в родительский уголок):

        -  экологическое воспитание детей;

        - организация семейного досуга;

        - подготовка к обучению в школе;

        -другие _____________________________________________________________________________.

5. Какие темы Вы бы хотели обсудить на следующем родительском собрании?

_________________________________________________________________________________.

Ф.И.О. родителей ____________________________________________________________.

Дата проведения собрания ________________________________.

Благодарим за сотрудничество!

Анкета для родителей по оценке образовательной деятельности

Вам необходимо выразить свое отношение к образовательной деятельности (ОД), поставив напротив каждого вопроса в соответствующей графе ответов какой-либо знак.

Вопросы

Ответы

Да

Нет

Частично

1.Понравилась ли Вам ОД?

Присутствует ли эмоциональность в общении педагога с детьми?

2.Учитываются ли интересы и способности Вашего ребенка на ОД?

3.Умеет ли воспитатель создавать такую обстановку, чтобы ребенок почувствовал на ОД не только участником, но и соавтором?

4.Способствовала ли ОД развитию Вашего ребенка?

5.Активен ли Ваш ребенок на ОД?

6.Какую еще ОД Вы бы хотели посмотреть?

7.Хотели бы Вы посмотреть организацию игровой деятельности?

Ф.И.О. родителей __________________________________________________________________

Группа __________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Анкета для родителей    «Воспитатель глазами родителей»

1. С каким настроением идет Ваш ребенок в детский сад?

Всегда с удовольствием

Иногда хочет, иногда нет

Чаще всего нет

Как правило, плачет

Ф.И.О.  I педагога

Ф.И.О.  II педагога

2.Жалуется ли Вам воспитатель на Вашего ребенка?

Очень часто

Иногда

Редко

Никогда

Ф.И.О.  I педагога

Ф.И.О.  II педагога

3.Обижается ли Ваш ребенок на воспитателя?

Очень часто

Иногда

Редко

Никогда

Ф.И.О.  I педагога

Ф.И.О.  II педагога

В чем состоят обиды Вашего ребенка на воспитателя?

4.Как Вы оцениваете вклад воспитателя в развитие Вашего ребенка?

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

Ф.И.О.  I педагога

Ф.И.О.  II педагога

5.Рассказывает ли Ваш ребенок об образовательной деятельности в детском саду?

Рассказывает и применяет полученные знания в самостоятельной деятельности дома

Каждый день

Иногда

Никогда

Ф.И.О.  I педагога

Ф.И.О.  II педагога

            6.Получаете ли Вы от воспитателя информацию о повседневных событиях в группе, успехах ребенка?

Да

Нет  

Ф.И.О.  I педагога

Ф.И.О.  II педагога

7.Что бы Вы хотели пожелать педагогу в его будущей работе?

 

«Анализ проведения родительских собраний»

Группы

Тема собрания

1

Средняя

2

Старшая

3

Подготовительная

Вывод: групповые родительские собрания во всех возрастных группах были проведены в форме досуга, музыкально-интеллектуальной игры, родители были заранее приглашены. Количество родителей, принявших участие в собрании, более 70%, что свидетельствует о заинтересованности пап и мам в процессе обучения и воспитания детей. Цели – установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для воспитания детей, поддержать родительскую уверенность в собственных педагогических возможностях, создать условия для творческой самореализации родителей и детей. Педагоги, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей, могут оказывать эффективную помощь в вопросах воспитания и обучения. Одной из главных целей работы педагогов нашего ДОУ является включение родителей в жизнь детского сада, чтобы они становились активными помощниками в воспитании детей. Родители имеют преимущественное  право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами; имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями; защищать права и законные интересы обучающихся; принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом; высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Такая нетрадиционная форма организации общения между родителями и педагогами  призвана устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и их детьми. Благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, сотрудничества. С этой целью родители были вовлечены в мероприятие как активные участники. Они с удовольствием участвовали во всех конкурсах, викторинах, эстафетах, исполняли роли сказочных персонажей. Все родители остались довольными.


Справка

по итогам тематической проверки по вопросу «Состояние работы по взаимодействию с семьей для полноценного развития ребенка». Проверка проведена комиссией в составе председателя комиссии: заведующей МБДОУ; члена комиссии: старшего воспитателя,  в соответствии с приказом по МБДОУ «О проведении тематической проверки» по вопросу  «Состояние работы по взаимодействию с семьей для полноценного развития ребенка».

        В ходе проверки были проанализированы по плану-графику следующие разделы:

-  профессиональные умения и навыки педагогов;

-  планирование работы с родителями;

-  оценка родителями качества проведения различных мероприятий   в учреждении;

-  анализ проведения родительских собраний.

ФГОС ДО определяет современные ориентиры построения взаимоотношений ДОУ с семьями воспитанников. Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС ДО выделяет сотрудничество семьи и ДОУ. Однако, из важнейших задач, решаемых ФГОС, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления здоровья. Родители должны стать участниками структуры управления дошкольной организацией, принимать участие в проектировании деятельности, определении приоритетов ее развития и распределении ресурсов.

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, уважать, радоваться, сочувствовать, получает первые навыки общения. Родители являются основными социальными заказчиками услуг ДОУ. Именно поэтому так необходимо взаимодействие между ними и педагогами. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Не всегда родители могут принять участие в открытии выставок детского творчества, но мы предоставляем им возможность в любое удобное время посетить выставку с ребенком, проголосовать за понравившуюся работу.

Педагоги учитывают социальный запрос (интересы, потребности) родителей в планировании работы, отсутствует формализм в организации работы с семьей; используют разнообразные формы работы с семьей (индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные), осуществляют поиск и внедряют в практику новые нетрадиционные формы работы; стремятся к диалогу при организации работы с родителями; учитывают в работе интересы, потребности и запросы родителей; проявляют «открытость» во взаимодействии с родителями; осознают доминирующую роль семейного воспитания и роль дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.

Во всех проверяемых группах в достаточном объеме планируется работа по взаимодействию с родителями (законными представителями). Педагогическая поддержка родительского сообщества предполагается в форме: родительских собраний; выставок методической и художественной литературы; наглядно-текстовой информации в форме памяток, стендов, папок-передвижек, журналов; консультаций, мастер-классов, тренингов; консультативных пунктов; совместных развлечений.  

Реализация педагогического партнерства предполагается с помощью: привлечения родителей к планированию и организации совместных проектов, акций, досугов «Познаем вместе», «В школу играем – мир изучаем», «Безопасная дорога»; создания предметно-развивающей среды. Основной проблемой сотрудничества с семьями воспитанников многие педагоги считают вовлечение родителей в образовательный процесс. Для ее решения планируется взаимодействие по реализации темы «Полюбуйтесь от души, как играют малыши» планируются анкета «Игры ребенка дома», рекомендации «Подвижные игры как средство всестороннего развития дошкольников», «Осторожно! Компьютерные игры!», фотовыставки, совместные конкурсы и т.д.

Педагоги изучают особенности семейного воспитания, обсуждают с родителями возможные формы взаимодействия группы и семьи. Для этого используются такие формы взаимодействия, как анкетирование, тесты, опросы и беседы. Осуществляется систематическая работа с родителями через разнообразные формы наглядной информации. В группах оформлены “Уголки для родителей”, где помещаются консультации по данной теме. В специальных папках имеется подборка литературы для родителей, подготовленной педагогами.

В каждой возрастной группе родителям были предложены анкеты для оценки группового родительского собрания - в подготовительной группе, образовательной деятельности – в старшей группе, «Воспитатель глазами родителей» - в средней группе.

В первой анкете приняли участие 20 родителей подготовительной группы. Все опрошенные ответили положительно на первые три вопроса: тема собрания, по их мнению, актуальная, воспитатели смогли донести до родителей цели и задачи воспитательно-образовательного процесса, узнали новое о жизни своего ребенка в детском саду.  Папы и мамы изъявили желание поделиться опытом организации семейного досуга: 6-30%, экологического воспитания: 2-10%, подготовки обучения к школе: 12-60%. На следующем родительском собрании родители хотели бы обсудить темы: «Как подготовить ребенка к школе» - 11-55%, «Игры детей в домашних условиях», «Организация семейного досуга» - 4-20%, «Физическое развитие, закаливание, здоровый образ жизни» - 5-25%.

Во второй анкете приняли участие 15 родителей старшей группы. На все вопросы ответили утвердительно 9 опрошенных-60%: всем понравилась образовательная деятельность,  учитываются интересы и потребности ребенка на ОД, способствовал развитию ребенка, дети были активны, по мнению родителей. Шестеро родителей-40% заметили, что их ребенок не был достаточно активным, а двое отметили тот факт, что интересы и способности их ребенка учитываются не в полной мере, но, в общем, ОД им понравилась.

Анализируя третью анкету, на которую отвечал 21 родитель средней группы, можно сделать вывод, что все опрошенные, 100% довольны воспитателями, их работой, знаниями, которые получают дети. На последний вопрос анкеты родители пожелали педагогам здоровья, успехов в работе, здоровых детей и терпения.

Групповые родительские собрания во всех возрастных группах были проведены в форме досуга, музыкально-интеллектуальной игры. Количество родителей, принявших участие в собрании, более 70%, что свидетельствует о заинтересованности пап и мам в процессе обучения и воспитания детей. Цели – установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для воспитания детей, поддержать родительскую уверенность в собственных педагогических возможностях, создать условия для творческой самореализации родителей и детей. Педагоги, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей, могут оказывать эффективную помощь в вопросах воспитания и обучения. Одной из главных целей работы педагогов нашего ДОУ является включение родителей в жизнь детского сада, чтобы они становились активными помощниками в воспитании детей. Родители имеют преимущественное  право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами; имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями; защищать права и законные интересы обучающихся; принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом; высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Такая нетрадиционная форма организации общения между родителями и педагогами  призвана устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и их детьми. Благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, сотрудничества. С этой целью родители были вовлечены в мероприятие как активные участники. Они с удовольствием участвовали во всех конкурсах, викторинах, эстафетах, исполняли роли сказочных персонажей. Все родители остались довольными.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и ДОУ для обеспечения полноценного развития ребенка

«Человек рождается не для  того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой…, человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом высшее счастье и смысл жи...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Обобщение опыта работы с семьей в рамках социокультурного воспитания детей...

Справка по результатам тематической проверки «Система работы в ДОУ в процессе развития навыков безопасного поведения в быту, природе, на улице у детей дошкольного возраста»

Методический материал по реализации образовательной области "Социально-коммуникативно развитие" в разделе "Безопасность".(Справка по тематическому контролю, справка по итогам конкурса Центр "Безопасно...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематической проверки «Состояние развития игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий»

Цель: Выяснить состояние работы по игровой деятельности с применениеминновационных игровых технологий в МБДОУ детском саду №5 «Искорка»...

Тематическая проверка «Состояние работы по взаимодействию с семьей для полноценного развития ребенка»

Родители являются основными социальными заказчиками услуг ДОУ. Именно поэтому так необходимо взаимодействие между ними и педагогами. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновремен...

План тематической проверки "Организация работы по взаимодействию с семьями воспитанников в рамках работы по ЗОЖ"

Цель: определить уровень организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках работы по ЗОЖ в ДОУ.     Задачи:Изучить состояние работы по проблеме, проанализировать систему ...