Сценарий мастер-класса для педагогов
консультация на тему

Румянцева Олеся Валерьевна

«Использование ТРИЗ технологий в воспитательно-образовательном процессе, как предпосылки формирования нестандартного мышления и творчества дошкольника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_master-klassa_.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

                      Подготовила: Румянцева О.В

Мастер-класс для педагогов

«Использование ТРИЗ технологий в воспитательно-образовательном процессе, как предпосылки формирования нестандартного мышления и творчества дошкольника»

Уважаемые коллеги!

Современные требования, предъявляемые государством качеству воспитательно-образовательной деятельности Дошкольной Образовательной Организации, подразумевают: что современный педагог должен быть не просто носителем информации, а педагогом-проектировщиком. Умеющим организовать познавательно-творческую и изобретательскую деятельность. Мне в этом помогает технология ТРИЗ.

Главное отличие этой технологии от классического подхода к дошкольному развитию, это дать детям возможность рассуждать, самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, находить нетрадиционное в обыденном, проявлять творческую активность.

Технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

Данную технологию можно использовать во всех видах детской деятельности. Сказки, бытовые ситуации, игровые макеты, картины – вот та среда, через которую ребенок научится применять ТРИЗ-овские решения стоящих перед ними проблем.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов. Достаточно популярный метод стимулирования творчества метод «Синектика». Этот метод предлагает поставить на место кого? Чего-либо? Метод содержит множество интересных приемов.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» 

Ход игры:

- Уважаемые коллеги! Сегодня мы предлагаем Вам принять участие в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?».

- В игре будут участвовать 2 команды знатоков. Выберите капитана. Придумайте название своей команды.

Разминка «Представь себя».

- Уважаемые знатоки! До начала игры давайте представим свою команду, капитана и себя в стихотворной форме. Сочините двустишие, в котором фигурирует Ваше имя. Например, меня зовут Ирина, люблю я апельсины.

- А сейчас мы вам представим еще одну команду – команду справедливого жюри, которое после окончания игры примет важное решение, кто из вас своим трудом и интеллектом, заслуженно получит главный приз нашей игры «Мудрая сова».

- Сегодня во время всей игры мы будем путешествовать по весеннему лесу, пообщаемся с его обитателями, узнаем, как живут там звери, птицы, полюбуемся красотой природы (обращение внимания на макет).

В своей работе я часто использую макеты, это позволяет моделировать различные ситуации, обыгрывать сказки. Ребятам очень нравится моделировать.

Правила нашей игры следующие: на игру пришли письма от сказочных героев, в которых они предлагают Вам выполнить различные задания. Играют одновременно 2 команды. Каждая команда выбирает номер задания в порядке очереди. На обдумывание и обсуждение задания дается 2 минуты. В 2-х конвертах - блиц-турнир для капитанов, который они должны выполнить в течение 1 минуты.

За каждый правильный ответ жюри будет присуждать команде очки.

- Итак, мы начинаем игру! Дорогие игроки, желаем Вам больших успехов в предстоящей игре.

- Объявляем 1-й раунд. Игра «Ищу родственников». 

- Прошу капитана 1 команды крутить волчок. Внимание на экран! Под этим номером задание от Рукодельницы из сказки «Морозко». Внимание!

- «Уважаемые игроки! Прошу вашей помощи! Морозко велел мне помочь обитателям леса найти «родственников», тогда он отпустит меня домой. Вам предстоит выбрать любой объект в лесу, определить что еще или кто еще похож на него в окружающем мире по определенному признаку (цвету, форме, внешнему виду, функции  и т.д.) Назовите этих разыскиваемых «родственников». Например: «Я – елка, ищу родственников: иголку швейную, ежа, кнопку, гвоздик, потому что они такие же колючие, как я». Дается 5 минут. 1 команда рассказывает от имени объектов неживой природы и растительного мира. 2 команда – от имени животного мира.

Выдается памятка по прямой аналогии.

- Объявляю 2-й раунд.  Игра «Интересный разговор».

- Прошу капитана 2 команды крутить волчок. На экране под этим номером задание из лесного терема от Снегурочки.

- «Уважаемые игроки! В весеннем лесу стало теплее, снега почти не осталось. Прошу вас разузнать, как там чувствуют себя его обитатели? Расскажите мне, пожалуйста, от их имени, какие у них радости, беды, что они чувствуют, ощущают, слышат, что им видно и не видно. Что бы они сделали, если бы умели двигаться или говорить».

Дается 5 минут. 1 команда рассказывает от имени объектов животного мира. 2 команда – от имени объектов неживой природы и растительного мира.

Выдается памятка по личной аналогии.

- Объявляю 3-й раунд.  Игра «Зашифрованное письмо».

- Прошу капитана 1 команды крутить волчок. К Вам с заданием обращается Даренка из сказки «Серебряное копытце».

- «Уважаемые игроки! Прошу вас прислать секретное письмо для моего дедушки Коковани, в котором описать, как обитатели леса проводят время весной. Зашифруйте информацию с помощью символов (цифры, знаки, цветные символы, модели), загадок, сравнений».

Дается 5 минут. Команды зашифровывают сюжет картины на листах А4. Выдается памятка по символической аналогии.

- Объявляю 4-й раунд.  Игра «Заветное желание».  

- Прошу капитана 2 команды крутить волчок. Еще одно  задание пришло от Лисы из сказки «Заюшкина избушка».

- «Уважаемые игроки! Каждый из обитателей леса имеет свою мечту. Я, например, так мечтаю о своем доме, ведь мой этой весной растаял. Вот если бы у меня была волшебная палочка, я бы с ее помощью смогла ….А вы сможете догадаться, о чем мечтают объекты в лесу и как можно исполнить их мечту как в волшебной сказке? Какими необычайными свойствами можно их наделить? Или какие волшебные предметы могут им помочь?» 

Дается 5 минут. Команды выполняют задание. Выдается памятка по фантастической аналогии.

Дополнительный раунд.  Блиц-турнир для капитанов. Игра «Угадай, что я…». 

1 задание.

- Уважаемые игроки! Угадайте, о каком объекте леса идет речь. Вам дается 1 минута и 4 подсказки.

- Это растение - сорняк

- Растет около домов, вдоль лесных тропинок

- Применяют в медицине, в пищу и на корм скоту, из корней этого растения получают желтую краску, а из листьев и стеблей - зеленую

- Трава, которую узнают даже слепые

- Стебли и листья покрыты жгучими волосками, вызывающими ожог кожи (крапива)

2 задание.

Уважаемые игроки! Угадайте, о каком объекте леса идет речь. Вам дается 1 минута и 4 подсказки.

- Это лесной житель.

- Ловко лазает по деревьям.

- Поедает ягоды, злаки, орехи, корешки.

- Полгода живет без обеда.

- Любимое лакомство – мед. (медведь)

Подведение итогов игры (работа жюри).

- Уважаемые игроки! Наша игра окончена. Сейчас жюри объявит команду – победителя (представление команды - победителя, вручается «Мудрая Сова»).

- Уважаемые знатоки! Сегодня в ходе игры Вы активно применяли методы «Мозговой штурм» и «Синектика». Среди Вас были и генераторы идей, и эксперты. Вы сегодня доказали, что в ваших командах  смекалистые, умные и дружные игроки, благодаря чему командам удалось представлять различные решения заданий. Хотим похвалить вас за активное участие в игре, поддержку и умение слушать друг друга.

- Большое спасибо всем участникам игры. Надеемся, что предложенная тема была интересной, а информация, которую вы сегодня получили, пригодится Вам в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мастер - класса для педагогов "Песочная терапия как средство эмоционального развития дошкольников"

Распространение опыта коррекционной работы педагога-психолога с дошкольниками. Знакомство с методами и приемами песочной терапии в работе с детьми....

Сценарий мастер-класса "Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Мостик понимания между родителями и педагогами ДОО"

Конспект проведения педагогического совета с участием родителей в форме деловой игры «Мостик понимания между родителями и педагогам ДОО»Цель: установление партнерских взаимоотношений ...

Сценарий мастер – класса на тему: «Речевой этикет педагога ДОУ»

Мастер - класс на тему: "Речевой этикет педагога ДОУ" будет способствовать повышению информационной компетенции  педагогов посредством активизации самостоятельной работы на основе "...

Сценарий мастер-класса для педагогов по работе с родителями «Применение песочной игротерапии с детьми с ОВЗ в семье»

Цель мастер-класса: повышение уровня знания родителей о значении игр с песком в развитии детей....

Сценарий мастер – класса для педагогов «Развитие связной речи дошкольников с использованием карт Проппа и образовательных конструкторов»

Сценарий мастер-класса для педагогов по развитию речи детей старшего дошкольонго возраста в процессе конструирования...

Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Сценарий мастер - класса для педагогов "Жить здорово!"

Мастер - класс для педагогов для сохраниения и укрепления психического здоровья с применением здоровьесберегающих технологий....