« Развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы средствами конструирования из природного и бросового материала».
статья на тему

Гаттас Светлана Евгеньевна

Тезисы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Гаттас С.Е.,

 Воспитатель МБДОУ детский сад 10

ГО Красноуфимск

« Развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы средствами конструирования  из природного и бросового материала».

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего  ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и   завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,  – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют:   развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об   объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях); о малой родине и Отечестве, представлений о    планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,  

Одним из приоритетных направлений МБДОУ детский сад10является познавательное и речевое развитие, которое направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение следующих задач: развитие познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности,  формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.        Познавательный интерес – избирательная направленность личности напредметы и явления окружающей действительности. Эта направленностьхарактеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у ребенка  постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сампостоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольникасовершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.                                                                                 Работая по направлению «Развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы средствами конструирования  из природного и бросового материала» в соответствие с запросом родителей и с учетом   приоритетной деятельности образовательного  учреждения создала общеразвивающую программу дополнительного образования по развитию познавательного интереса дошкольников к миру природы «Самоделкин». Созданные поделки из природного и  бросового материала  обладают многими полезными для работы качествами: яркой окраской, разнообразием форм, гибкостью, пластичностью, легкостью использования в работе.Работа с готовыми формами не только развивает воображение и творчество детей, хорошую ручную умелость, но и закладывает у них бережное отношение к окружающей природе.         Особое внимание  при совершенствовании предметно – пространственной среды уделила познавательному развитию и речевому развитию детей. В группе создан экологический центр «Хочу все знать», который ориентирован на осуществление опытно-экспериментальной деятельности детей, организации простейших опытов с бумагой, песком, воздухом, водой.  В содержание центра включены: природные материалы, коллекции, гербарии, иллюстративный и дидактический материал.         

Разработала и оформила наглядные пособия, дидактические игры, схемы, модели, создана  картотека опытов, наблюдений.                                        

 В качестве основных форм работы с детьми  использую:  

  • игры на познание и классификацию объектов окружающего мира: «Назови одним словом», «Что где растет», «Цепочка», «Почемучка»;
  • игры на развитие чувственного восприятия: «Волшебные звуки», «Угадай на вкус»;
  • игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо - плохо», «Что будет, если», «Береги живое»;
  • беседы: «Космос. Вселенная. Звезды», «Лес в жизни человека», «Пожар – стихийное бедствие»;
  • занятия: «Что мы знаем о воде», «Почему исчезают животные», «Сбережем удивительный мир растений и животных леса» ;
  • цикл наблюдений не только в природе, но и за деятельностью человека, обращая внимание на взаимосвязь и взаимозависимость всех явлений;
  • экскурсии:
  •   на «Станцию Юных Натуралистов»;
  •   на реку Саргу и Уфу;
  •   в Красноуфимский краеведческий музей и др.
  • труд в природе: на участке вывешиваются  кормушки, собирают и выращивают в зимний период корм для птиц и подкармливают их зимой,  наблюдают за растениями на участках детского сада, собирают семена садовых  цветов, выращивают рассаду декоративных и овощных культур;
  • самостоятельная деятельность: эффективным методом формирования интереса дошкольников к природе является экспериментирование, где  дети проводят простейшие опыты, знакомятся со свойствами предметов и материалов, проводятся эксперименты с песком, водой, бумагой, снегом.                Прежде, чем приступить к какому-либо эксперименту, мы вместе с детьми выбираем объект  исследования, затем подбираем оборудование, выдвигаем различные версии, что получится. Затем проводим непосредственно эксперимент и сравниваем то, что получилось,  с тем, что прогнозировалось. В результате использования различных форм экологического воспитания у детей развит интерес к познанию окружающего мира через исследовательскую деятельность, инициативность, любознательность.                                Одним из важнейших направлений воспитательно - образовательной деятельности является работа с родителями.В работе с родителями использую следующие формы работы:
  • консультации: «Как проводить экологические эксперименты дома», «Знакомство с комнатными растениями»;
  • конкурсы: родители участвуют в конкурсе поделок из бросового материала « В гармонии с природой и собой»;
  • участие в развлечениях и праздниках;
  • Детско-родительские проекты «Животные уральского леса», « Наши любимцы», « Птицы нашего края»;
  • Участие в акциях: «Кормушка», «Елочка», « Мы за чистый город» и др.

Результатом совместной деятельности по данной теме является активное участие детей и родителей в конкурсах разного уровня.  Где имеют призовые места.                                Таким образом, у детей проявляется любознательность, инициативность, стремление к самостоятельному познанию окружающего мира, желание самостоятельно экспериментировать, выполнять простейшие опыты, а также интерес к окружающей их природе.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой

Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой...

Программы «Развитие познавательного интереса у детей к природе родного края, по средствам ознакомления с растительным миром».

Создание условий для развития  познавательного  интереса детей к природе в процессе ознакомления с растительным миром родного  края....

Картотека дидактических игр,направленных на развитие познавательного интереса дошкольников к миру растений"

Картотека дидактических игр , направленных на развитие познавательного интереса дошкольников к миру растений....

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО И БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА.

Обоснование разработки системы упражнений на развитие мелкой моторики и тонких движений с использованием природного и бросового материала. Развитие мелкой моторики и тонких движений является тол...

«Развитие познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

Актуальность. Современный этап культурно-исторического развития общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания объективного мира, изменением социально...

Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с природой

Ознакомление с природой начинается с первых шагов по родной земле. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности. Жажда новых впечатлений, л...

«Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой»

Консультация для воспитателей на тему: «Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой»...