Проект "Маленькие герои большой войны"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме


В проекте отражена актуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию, направленная на ознакомление детей с подвигами детей в период ВОв.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 35

«Цветик - семицветик»

Педагогический проект

Тема:

«Маленькие герои

большой войны»

Подготовили:

Пучкова Н. В.

Дубинкина Н.П.

г. Саров. 2017 г.

Семь десятилетий прошло со дня победоносного завершения Великой Отечественной войны. Давно уже восстановлены и заново отстроены разрушенные города и села, заводы, шахты и электростанции. Земля залечила раны и щедро дарит людям хлеб, обеспечивает промышленность сырьем. Неузнаваемо изменилась наша Родина, другим стал человек, его материальный и культурный уровень, духовный облик.

Но в сердцах и умах поколений время безвластно ослабить память о великом подвиге советского народа. К событиям огненных лет Великой отечественной все больше и больше обращаются историки, деятели культуры, искусства, кино. Полнее и ярче раскрывают они перед всем миром величие подвига, завершившегося полной победой над фашизмом – злейшим врагом человечества.

С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне. Нынешнее юное поколение знает о подвигах своих дедов-прадедов примерно столько, сколько о войне 1812 года. Две-три фамилии военачальников, пару названий битв - и это в лучшем случае.

Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств, без которого человек не может ощущать своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее. В настоящее время как никогда актуальны вопросы патриотического воспитания детей. Как известно, базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу. Поэтому неотъемлемой частью воспитания дошкольников является приобщение их к истории Родины и духовно – нравственным традициям.

Большое видится на расстоянии. Десятилетия отделяют нас от событий Великой Отечественной войны, но еще многое, что было вызвано ею или связано с ней, ждет исследователей, ждет пробуждения в нашей памяти. Ждет большого внимания и тема подвига советских людей в частности: детей – героев. Эти ребята, для которых слова: "патриотизм", "подвиг", "доблесть", "самопожертвование", "честь", "родина"-  являлись абсолютными понятиями, заслужили право на все. Кроме забвения. В школах историю Второй мировой изучают только в старших классах, при этом Великой Отечественной войне в программе выделяется настолько мало времени, что ученики получают лишь минимум сведений у педагогов нет возможности рассказать о каждом герое по отдельности.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что знакомство детей с подвигами их предков возможно начинать уже в дошкольном возрасте.

Воевавшие люди, редко рассказывают о пионерах-героях. По той причине, что-они-то знали, что это такое: дети и война. Более жуткого сочетания не придумаешь. А пионерам страны Советов, которые родились через двадцать-тридцать лет после Парада Победы, страшная правда о войне была незнакома, да по большому счету и не нужна. Как сказал человек не воевавший, но войну помнивший: "А в подвалах и полуподвалах ребятишкам хотелось под танки". Хотелось подвига, хотелось ночью прокрадываться под носом у немецких часовых, закладывать мины вместе с партизанами, отстреливаться от наседающих гитлеровцев или доставлять срочный пакет через линию фронта.  

Поколению, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, так же, как и текст пионерской присяги ("Я, такой-то, вступая в ряды юных пионеров Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь...), и едва ли не любой пионер, не сходя с места, мог назвать, как минимум пять имен отважных мальчишек и девчонок. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Потом пришло новое время и потребовало новых героев. Мало кто сейчас скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова.  

Вот и получается, что пионеры-герои остались частью советского прошлого, начинавшегося с книг и телефильмов о юных партизанах. Истории эти были лакированными и в чем-то официозными, но, несмотря на это, они заставляли пионеров мечтать о возможности почувствовать себя взрослыми. С годами пионеры-герои превратились из простых смертных в знаки и символы. Тем, кто рос в семидесятые и восьмидесятые, оставалось только додумывать - как они жили, чему смеялись, над, чем печалились? А для большей части нынешних подростков пионерия - это миф, ретро-экзотика без определенного внутреннего содержания.

Именно поэтому сейчас как никогда важно рассказать детям о подвигах их предков, еще совсем юных девчонках и мальчишках, о пионерах – героях. Очень важно показать детям всю их смелость, героизм, беззаветную любовь к своей Родине.

Поэтому, мы выбрали проект на тему «Маленькие герои большой войны»

Вид проекта: познавательно-исторический.

Продолжительность: с 1 апреля – 9 мая 2017 года

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Цель.

Формировать у детей любовь к своей Родине, гордость за ее героев, воспитывать чувство патриотизма.

Задачи проекта

  1. Познавательное развитие.

Формировать представление детей о Великой Отечественной войне, о ее исторических фактах, об участии детей в войне и их героических подвигах, смелости и храбрости, о значении победы нашего народа над фашизмом.

  1. Речевое развитие.

Познакомить ребят с художественной литературой по теме: рассказами, стихами, песнями. Обогатить и активировать словарный запас детей за счет новых слов.

  1. Социально-коммуникативное развитие.

Формировать познавательный интерес к прошлому и настоящему нашей страны и отражать свои знания в играх, общении со сверстниками и взрослыми.

  1. Художественно-эстетическое развитие.

Развивать художественно-творческие способности детей, познакомить их с песнями, музыкой военных лет.

  1. Физическое развитие.

Воспитывать будущих защитников Родины через игры, спортивные соревнования, вырабатывать у них волю к победе, смелость, остроту реакции

Участие родителей в реализации проекта.

Подбор художественной литературы, участие в выставке «Парад военной техники»

  • Предположительный результат: 
  • Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
  • Формирование представление о подвигах детей -героев
  • Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.
  •  Формирование чувства патриотизма у детей.
  • Построение тесного сотрудничества всех субъектов образовательного процесса.

Продукт проектной деятельности.

Альбом «Маленькие герои большой войны», презентации ««Этот день мы приближали как могли», «Дети - герои»

План реализации проекта.

  1. Подготовительный этап.
  1. Постановка цели и разработка содержания учебно-познавательного процесса.
  2. Подбор художественной литературы, фотоматериалов, аудио и видеозаписей по теме, музыкальных произведений.
  1. Деятельный этап.

ОД. Познание и речевое развитие.

1         «В огне войны сгорело детство, но не прошло бесследно, нет…»

А) подвиг Марата Казея;

Б) подвиг Лени Голикова;

В) подвиг Вали Котика;

Г) подвиг Зины Портновой.

2          «Этот день мы приближали как могли»,

Чтение художественной литературы по теме.

ОД. Художественно-эстетическое развитие.

Музыка военных лет.

Рисование.

Раскрашивание «Техника военных лет»

«Фейерверк на улицах города» нетрадиционная техника рисования

Аппликация.

Поздравительные открытки ветеранам и жителям города

Цветы ветеранам.

Изготовление макета «Вечный огонь г. Сарова»

Физическое развитие.

Физкультурный досуг: «Мы будущие защитники Родины»

Спортивные игры: «Кто быстрее?», «Кто сильнее?», «Кто дальше?», «Меткий стрелок».

Социально-коммуникативное развитие.

Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Танкисты», «Разведчики», «Артиллеристы» и т.д.

Просмотр иллюстраций в книгах, открытках, фото и видео материалов, заучивание стихов.

Экскурсия на аллею парка «Фашизм – не пройдет!»

Экскурсия по микрорайону города «Поздравляем с Днем победы»

Строительные игры и робототехника: «Военные укрепления», «Военная техника».

Взаимодействие с семьей.

Подбор информации о детях - героях ВОВ. Изготовление поделок и рисунков, выполненных совместно с детьми. Тема «На дорогах войны».

Подбор экспонатов для выставки «Парад военной техники»

  1. Заключительный этап.

Презентация «Меленькие герои большой войны».

  1. Презентация проекта.

Фотовыставки «Дети войны»

Список используемой литературы

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Антонов Ю.Е. «Как научить детей любить Родину» - Москва: АРКТИ, 2005г.
  3. Образовательная программа «Детство»
  4. .Голиков В.А. «Подвиг народа» - Москва: Политиздат,1980г.
  5. Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ» №1 – 2009г.
  6. Казаков А.П. «Детям о великой победе» - Москва: ООО Издательство ГНОМ и Д, 2007г.
  7. Рощин И.И. «Твердо верю в нашу победу» - Москва: Политиздат, 1989г.
  8. Скоробов В.С. «Все для фронта» - Свердловск: Средне - Уральское книжное издательство, 1985г.

Презентация

«Этот день мы приближали как могли»

1 слайд титульный лист.

2 слайд Ребята, внимательно посмотрите на экран и скажите, какое время года изображено?

- Весна.

- Как вы догадались? Сто изображено на экране?

- Прилетели птицы, дети пускают кораблики, дети одеты в легкую одежду.

Правильно. Ребята, весной мы с вами отмечает несколько значимых праздников. Давайте вспомним, какие это праздники?

3 слайд 8 марта, Пасха.

4 слайд день Победы.

Сегодня мы с вами будем беседовать о Дне Победы. Мы родились и живем в мирное время. Во многих местах нашей планеты происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются дома, но это не идет ни в одно сравнение с тем, какой была Великая Отечественная война. Было мирное время.

5 слайд Люди жили мирно, строили города, ходили в детский сад, школу и на работу, занимались спортом и отдыхали,

6 слайд пахали землю. Никто не думал, что на нашу Родину нападет враг.

7 слайд Но внезапно мирную жизнь нарушили взрывы снарядов. Это немецкие захватчики напали на нашу Родину, началась Великая Отечественная война.

8 слайд Захватчики хотели захватить самый главный город нашей страны, сделать народ своими рабами, слугами. Вспомните, какой город является столицей нашей Родины?

9 слайд Правильно. Столица нашей Родины – Москва.

Правительство Советского Союза призывало всех здоровых мужчин и женщин на войну. Призывало встать на защиту своей земли, домов, женщин, детей.

Композиторы и поэты написали в это время много музыкальных произведений.

Вставай народ, услышав клич земли!

На фронт солдаты Родины ушли

Отважно шли солдаты в бой

За каждый город и за нас с тобой.

Хотели отомстить скорей

За стариков, за женщин, за детей.

10 слайд Давайте сейчас вместе с вами послушаем песню «Священная война». О чем эта песня? К чему она призывала? Какой характер и настроение песни?

На защиту Родины поднялся весь народ.

11 слайд Солдаты проходили по Красной площади в Москве и сразу уходили на войну.

12 слайд Воевали не только солдаты на поле боя, но и женщины, старики, дети в тылу. Они работали на заводах, делали снаряды для фронта, технику, лечили раненых людей в госпиталях.

13 слайд если деревню или село захватывали фашисты, люди уходили в лес, жили там и прятались, вели тайную разведку, совершали диверсии.

14 слайд вместе со взрослыми воевали и дети.

15 слайд они были очень мужественные и смелые.

Фашистские войска были очень сильные. Как вы думаете, почему, что им помогало быть такими?

Правильно. У немецких войск было много военной техники -

16 слайд танки

17 слайд самолеты

18 слайд военные корабли и

19 слайд хорошо обученные солдаты. Поэтому сначала наши войска терпели поражение, им приходилось отступать, уходить от врагов. Фашисты захватили много городов, почти дошли до столицы – Москвы. Они жгли дома,

20 слайд убивали людей, детей и стариков, мужчин и женщин.

21 слайд но мужество, отвага и стойкость наших солдат не дала пройти дальше и разорить нашу Родину.

4 долгих года длилась война. Погибло много мужей, отцов, сыновей, дочерей, матерей, сестер и братьев. Кого – то убивали, кто – то умирал от голода и холода. Но вот наступила долгожданная ПОБЕДА!

22 слайд посмотрите на экран, что вы видите?

- Люди радуются.

- А чему они радуются?

- Русский народ победил!

- Правильно все радуются долгожданной победе, ведь ее ждали 4 долгих года. Как вы думаете, почему русский народ победил?

- Потому что мы сильные, дружны, смелые, у нас было много оружия и военной техники.

- Потому что боролись все вместе, помогали друг другу.

23 слайд А как вы думаете, что это?

- медали.

А где можно увидеть медали?

24 слайд - У ветеранов.

За что по вашему мнению получили ветераны эти награды?

Подумайте и скажите, как сейчас люди благодарят и помнят тех, кто погиб, защищая нашу Родину.

25 слайд - В память о погибших люди устанавливают памятники, обелиски, зажигают вечный огонь. Несут цветы к вечному огню, дарят их ветеранам, и говорят «спасибо» за жизнь и мирное небо над головой.

26 слайд празднование Дня Победы начинается парадом победы на Красной площади в Москве, а заканчивается поздно вечером – салютом.

27 слайд 9 мая стало навеки великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках и самолетах, кто бросался из окопов под огонь. Кто сражался ради ого, чтобы мы с вами, ребята, могли спокойно жить, учиться, работать и просто быть Счастливыми.

Давайте прослушаем песню День Победы и промаршируем по залу как настоящие солдаты.

Презентация

«Меленькие герои большой войны».

Представить бы их всех посмертно к ордену,

тех, что сказали твердо как один:

Мы можем жизнь отдать за нашу Родину,

- а Родину за жизнь не отдадим!

1 слайд титульный лист

2 слайд 9 мая вся страна празднует великий День Победы, день освобождения от немецких захватчиков.

3 слайд 22 июня без объявления войны захватчики вторглись на нашу землю, бомбили села, деревни, города, поджигали дома и здания, убивали людей.

4 слайд всех мужчин, которые могли держать оружие, призвали на войну. Они сражались на поле боя с врагом, защищая Родину. Но труднее было бы победить солдатам, если бы в тылу им не шили и не вязали теплые вещи женщины, старики и дети не делали оружие и военную технику. Все люди, защищавшие честь нашей страны, могут по праву называться героями. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

5 слайд Лёня Голиков. Рос Леня в селе Лукино. Когда его родное село захватили немецкие войска, мальчик ушел в лес к партизанам.

6 слайд Леня уходил в разведку, пробирался к врагу тихо, бесшумно, слушал, о чем они говорят, что планируют сделать, возвращался к своим товарищам и передавал эти важные сведения. Ночью мальчик подпиливал основания мостов, чтобы тяжелая немецкая техника проваливалась, взрывалась и тонула.

7 слайд но 1 эпизод был самым важным в жизни Лени. Находясь в разведке, мальчик бросил гранату в машину немецкого генерала, машина взорвалась, а генерал с большим чемоданом бросился бежать, спасая секретные документы. Мальчик бросился догонять генерала, бежал очень долго и отнял документы. Отнявши принес в штаб. В портфеле оказались важные документы, которые очень нужны были нашим командирам. Погиб мальчик в одном из боев.

8 слайд мальчику было присвоено звание Героя Советского Союза. В память о подвиге юного героя в г. Новгороде установлен памятник Лене Голикову.

9 слайд Валя Котик. Родился в небольшом селе Хмелевка. Он был очень веселым, храбрым, смелым, жизнерадостным, умным, спортивным.

10 слайд за это его и любили сверстники, среди которых он считался вожаком. Когда в село ворвались немцы, Валя с друзьями своими силами решили бороться с врагом.

11 слайд они узнавали где располагались враги, что собирались делать и рассказывали об этом нашим солдатам. Однажды немцы решили расстрелять все мирное население села, а главным был назначен немецкий офицер.

12 слайд Валя выследил этого офицера и убил его.

13 слайд Валентин Котик был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» и орденом «Отечественной войны»

14 слайд Марат Казей. Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат, ворвались фашисты. Осенью ему уже не пришлось идти в 5 класс. Школьное здание превратили в казарму. За связь с партизанами, маму Марата фашисты повесили. Вместе с сестрой Адой он ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения.

15 слайд вместе с опытными подрывниками Марат минировал железную дорогу, участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу и бесстрашие.

16 слайд Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него в руках осталась всего 1 граната, дождался, когда к нему поближе подойдут враги и взорвал и их и себя.

За мужество и отвагу был удостоен звания Героя Советского Союза.

17 слайд помогали солдатам не только мальчишки, но и девочки.

Зина Портнова приехала на лето в гости к бабушке, где и застала ее война. Вместе с другими мальчишками и девчонками они объединились в организацию, в которой раздавали листовки жителям, вели разведку в стане врага.

18 слайд стоял декабрь. Зина возвращалась с задания. Ее схватили, долго пытали, но она молчала. В 1 момент она выхватила пистолет со стола и застрелила офицера, пытавшего его и офицера прибежавшего на звуки выстрела. Убегая от погони, Зина была поймана и замучена.

19 слайд Родина посмертно оценила её подвиг высшим званием Героя Советского Союза.

20 слайд и установила Памятник юной, но очень смелой и бесстрашной девочке.

21 слайд Надя Богданова

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет.

22 слайд Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой… Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение. Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь… Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она,

23 слайд Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

24 слайд 9 мая принято чтить память о всех, не вернувшихся с поля боя, убитых на поле боя, погибших от голода, замученных в лагерях минутой молчания. Минута молчания - символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты. Давайте и мы с вами почтим память погибших в минуте молча



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Маленькие герои большой войны".

Проект по ознакомлению детей с подвигами их предков, в частности с подвигами пионеров-героев в Великой Отечественной войне....

проект "Маленькие герои большой войны"

Проект к 70-летию Победы, для старшей группы, рассказывающий дошкольникам о жизни детей в годы войны....

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Маленькие герои большой войны»

Знакомство детей  с  событиями   Великой  Отечественной войны, расширение представлений о героическом прошлом народа, о том, как защищали свою Родину юные герои в годы Великой...

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ»

Расширять знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг; воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству....

Презентация "Маленькие герои большой войны" (животные и война)

Идут годы, меняется жизнь, но время не в силах стереть из нашей памяти великую дату – 9 мая 1945 года. Этот день отмечают в каждой семье, как великий праздник – День Победы в Великой Отече...

День Героев Отечества "Маленькие Герои большой войны"

Сценарий мероприятия в старшей группе...

День Героев Отечества "Маленькие Герои большой войны"

Сценарий мероприятия в старшей группе...