Из опыта работы
материал на тему

Винничук Светлана  Александровна
В своей педагогической деятельности приоритетным направлением работы я считаю формирование социальных навыков моих воспитанников. Эффективное общение с людьми, умение быть внимательным к ним, желание понимать, сочувствовать, помогать – важнейшие показатели развитости социальных навыков у воспитанников. При работе в этом направлении я использую различные методы и приёмы. Некоторыми из них я хочу поделиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социальных навыков дошкольников

как ведущая составляющая стратегии в работе воспитателя

Просто так…улыбнуться прохожему, уступить место в автобусе, помочь нуждающемуся и сделать это от чистого сердца, просто так…

 Как часто в современном обществе мы может встретить людей, которые   способны на эти маленькие ежедневные чудеса? И в том числе от нас, педагогов, зависит, кто завтра  будет ходить по нашим улицам…

Профессия педагога…

В педагогику просто так не приходят. Она зовёт за собой тех, кто готов наполнить детскую душу разумным и прекрасным, оградить её от злых вторжений, научить жить в гармонии с окружающим миром и самим собой.

Воспитатель детского сада – первый педагог в жизни ребёнка.

Он один из тех, кто стоит у истоков приобщения ребёнка к миру общечеловеческих ценностей, установления первых отношений со сверстниками и взрослыми, становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

В своей педагогической деятельности приоритетным направлением работы  я считаю формирование социальных навыков моих воспитанников.

 Эффективное общение с людьми, умение быть внимательным к ним, желание понимать, сочувствовать, помогать  – важнейшие показатели развитости социальных навыков.

Этому способствуют социальные акции, которые мы с ребятами организуем несколько раз в году:

- акция «Весенний букет». В предверии замечательного праздника 8 Марта создаём весенние цветочные букеты и дарим их  жителям м-на Центральный. Ребята получают социальный опыт взаимодействия со взрослыми, который сопровождается ощущением радости от первых ростков доброты;

- акция «Зелёный патруль». Наша группа взяла шефство над растениями, расположенными в актовом зале Учреждения. Ребята ежедневно  ухаживают за цветами, изучают правила ухода за растениями разных видов, составляют интересные истории о мире живой природы;

- акция «Чистые дорожки». Дети выступают в роли агитаторов.  Они предлагают жителям микрорайона Центральный буклеты и листовки,  разъясняют необходимость соблюдения чистоты на улицах и дорогах родного города;

- акция «Помощники Айболита» – создание электронного послания ребёнку, который заболел, с наилучшими пожеланиями здоровья. Ребята учатся проявлять внимание и заботу. Посмотрите, как это происходит…

Немаловажным для человека является и умение говорить о собственных потребностях, правильно ставить цели и добиваться их. И я учу этому своих малышей: использую основное средство социального воспитания:

- игру как ведущий вид деятельности, который вмещает в себя и общение с детьми, и этические беседы о культуре поведения, о жизни людей, города, и моделирование с обсуждением социальных ситуаций, и чтение художественной литературы, рассматривание картинок, видеоматериалов, рисование на социальные темы…

А теперь следует правильно выбрать формы работы. Я считаю наиболее эффективными сюжетно-ролевые игры, занятия в театральной студии.

Для развития и обогащения практики социального поведения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками использую следующие методы:

реальные и условные проблемно-практические и проблемно-игровые ситуации, связанные с решением социально и нравственно значимых вопросов;

• личностное и познавательное общение с детьми;

• участие детей в совместных проектах, акциях, в том числе с привлечением взрослых (родителей, педагогов, что дает возможность получить опыт разновозрастного взаимодействия);

• сотрудничество детей в деятельности гуманистической и социальной направленности;

• совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания.

Использование таких современных технологий развития, как проектная, квест-технология, методика групповой работы позволяет мне создать специальную социально-формирующую среду.

В групповом пространстве организованы социальные уголки, в которых представлены модель дома, объекты социального назначения (парикмахерская, больница, магазин и др.), а также музей добрых дел, в экспозициях которого выставляются различные экспонаты, например, кормушки акции «Покормите птиц», изготовленные ребятами книжки-малышки для воспитанников младших групп. С большой степенью эффективности мы используем волшебный сундучок, который наполняем различными предметами в зависимости от социальной ситуации: с воспитанниками младшего дошкольного возраста собирали куклу в гости, старшего дошкольного  возраста – для похода в лес, поездки на дачу, в отпуск.

В  образовательном пространстве Учреждения мы с воспитанниками посещаем кабинеты инспектора по кадрам, прачечную, столярную мастерскую, где ребята знакомятся с миром профессий, наблюдают за производственным процессом, размышляют о необходимости той или иной профессии.

В музыкальном зале Учреждения 1 раз в квартал мы представляем воспитанникам и их родителям театральные миниатюры на социальные темы – итог работы театральной студии «Радуга», руководителем которой я являюсь. Театральные миниатюры «Что такое хорошо, а что такое плохо?», «Мама спит, она устала…» традиционно  вызывают у зрителей большой интерес и массу положительных впечатлений.

Образовательное пространство Учреждения позволяет мне эффективно использовать квест-технологию. Такие квест-игры, как «Безопасный дом», «Опасные предметы», «Особенности зимних забав», «Путешествие по родному краю» вырабатывают у ребят практические навыки социального поведения.

Немаловажным является и организация социального партнёрства. Незабываемы экскурсии в пожарную часть, на плавкран, в больницу, общеобразовательную школу.

Как видим, работа по формированию социальных навыков, с одной стороны, проста и очевидна, с другой стороны, сложна и многогранна.

Уже сегодня я с уверенностью могу сказать, что мои воспитанники растут неравнодушными людьми. Организуя для них социально активную среду, я, учу их быть открытыми окружающему миру, дарить людям радость, помогать нуждающимся, помнить о прошлом, с уверенностью смотреть в будущее, делать добро просто так. И, быть может, однажды к вам на улице подойдёт мой повзрослевший воспитанник и подарит букетик цветов. Просто так, но от чистого сердца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....