ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Землянская Марина Викторовна

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_patrioticheskaya.doc267 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Землянская Марина Викторовна

воспитатель высшей категории

МБДОУ Детский сад

№7 «Золотой ключик»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

На каждом этапе развития патриотизм и патриотическое воспитание имеют свои особенности. В раннем возрасте возникновение любви к Родине происходит через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего нас мира. Образование начинается с рождения, и здесь самое главное - не пропустить время, найти достойные методы, создать благоприятные условия для образования, а именно индивидуальности. В период раннего детства формируются те чувства, черты характера, которые могут связать ребенка со своим народом, своей страной и в значительной степени определить образ жизни. Корни этого влияния находятся в языке его народа, в его песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях от повседневной жизни, обычаях, работе людей, среди которых живет ребенок [2].

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальной проблемой в условиях современной России. На данный момент материальные ценности становятся все более доминирующими над духовными. Дети исказили представления о гражданстве, патриотизме, благотворительности. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников всегда считалось важной задачей педагогики, и это в первую очередь связано с особенностями возрастного периода, когда возникает процесс формирования духовно-нравственной основы личности ребенка и его отношение к окружающему миру.

Чувство патриотизма настолько многогранно по своему содержанию, что оно не может быть определено в нескольких словах. Чувство любви к Родине - одно из сильнейших чувств, без которого человек несовершенен, не чувствует его корней. И будет ли у человека привязанность к родной земле или он уйдет от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал личную ответственность за свою родину и ее будущее [2].

Дошкольный возраст является самым важным периодом в формировании личности, когда закладываются предпосылки для гражданских качеств, развиваются детские представления о личности, обществе и культуре. В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство - это каждодневное открытие мира и, следовательно, необходимо делать так, чтобы оно стало, в первую очередь, знанием о человеке и Отечестве, их красоте и величии». Следуя принципу от мала до велика, основным этапом в формировании детской любви к Родине является накопление социального опыта жизни в своем городе, принятие принятых в нем норм поведения, взаимоотношений и введение в Мир его культуры. Любовь к Родине начинается с любви к ее маленькой родине - месту, где родился человек.

Изучение вопроса о воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста входит в проблемную область современной дошкольной психологии и педагогики. Патриотические чувства в классификации чувств рассматриваются как составная часть эмоциональной сферы личности и действуют как высшие духовные ценности человека. Патриотические чувства - это устойчивое позитивное отношение человека к месту его рождения, к истории и культуре его родины, к принятию его успехов и неудач, активному и позитивному участию в сохранении и умножении лучшего, которое было накоплено предыдущими поколения [1].

Исследования таких авторов как Божович Л.И., Мухиной В.С., Фельдштейн Д.И. и других в области дошкольной психологии и педагогики показывают, что в дошкольном возрасте формируются основы личности, начинается процесс формирования социокультурного опыта. Развитие патриотических чувств определяется психологическими особенностями дошкольного возраста: большой познавательной деятельностью, впечатлительностью, эмоциональной открытостью, доверчивостью.

Специфика воспитания чувства патриотизма у дошкольников - практическая, предметно-чувственная деятельность, осуществляемая дошкольником самостоятельно в процессе общения, взаимодействия с другими людьми через лично значимое содержание. Формирование патриотических чувств должно быть ориентировано на когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты. Когнитивная составляющая - это представление детей дошкольного возраста о окружающей природе, людях, видах деятельности, присущих ее людям; этнические истории поведения формируются исходя из знаний об истории и культуре их страны и Малой Родины [5].

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной их важнейших задач обучения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм, гражданственность формируются благодаря нравственному, духовному воспитанию. Процесс этот проходит три ступени:

- зарождается патриот в своей семье с формирования родственных чувств к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям, сёстрам;

- воспитание любви к малой Родине. Начинать надо с того места, где ребёнок родился, растёт, где находятся могилы его предков, его история;

- любовь и уважение к своему Отечеству, стране, народу.         

Уровень знаний детей о патриотизме во многом зависит от того, какой контент (доступность и количество материала для восприятия и понимания) выбирается педагогом, какие методы используются, как организуется предметно-развивающая среда в группе [4].

Целью патриотического воспитания детей дошкольного возраста является зародить в душе ребенка любовь к родной природе, семье, к истории и культуре страны, созданные трудом родственников и друзей, теми, кого называют соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста является одной из задач нравственного воспитания, в том числе воспитания любви к близким людям, детского сада, родной деревни и родины. Патриотические чувства зарождаются в процессе жизни человека, который находится в контексте конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к жизни своего народа.

С принятием федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым принципом является принцип интеграции, который подразумевает взаимодействие образовательных областей, что требует переориентации педагогов на образовательную модель организации учебного процесса для совместной деятельности взрослых и детей. Все действия основаны на возрастных формах воспитательной работы с дошкольными детьми - экспериментирование, моделирование, наблюдение, введение проблемных ситуаций, дидактическое значение в том, что оно помогает связать обучение с жизнью [3].

Таким образом, дошкольное детство является наиболее важным периодом в развитии личности человека. На этом этапе закладываются основные качества будущего гражданина, формируются первые идеи детей об окружающем мире, обществе и культуре. Воспитание патриотизма в подрастающем поколении – актуальная задача современности. Именно нравственное и патриотическое воспитание представляет собой важнейшую часть общественного сознания, и это является основой жизнеспособности каждого общества и государства, преемственности поколений. Осознавая всю важность вопроса патриотизма на современном этапе, можно говорить о том, что формирование личности дошкольника не может происходить без воспитания с малых лет уважения к духовным ценностям [1].

Литература:

  1. Белявцева Л. В. Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 53-55.
  2. Зиньковская О. М., Шопоняк Е. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 479-480.
  3. Нормативная база современного дошкольного образования. Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности [Текст] – М.: Просвещение, 2014. – 112 с.
  4. Рыбаков, А.В. Патриотическое воспитание школьников на основе культурных традиций народов полиэтнического региона [Текст] /А.В.Рыбаков // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2013. – № 1–2. – С. 153–156.
  5. Черемных, С. В. Воспитание патриотических чувств в дошкольном возрасте [Текст] / С. В. Черемных // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 639-641.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...