ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Парастаева Елена Алексеевна

Программа по формированию пространственных представлений делится на 2 раздела, включающих семь последовательных этапов, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть по развитию пространственных представлений ребёнка. Каждый этап разделен на несколько "тем", каждая их которых представляет собой работу на различных "уровнях" с обязательной соответствующей вербализацией всех представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_prostranstvennyh_predstavleniy_programma_fpp.pptx991.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП) (автор Н.Я.Семаго) Подготовила педагог-психолог Парастаева Е.А.

Слайд 2

Программа ФПП включает 2 раздела: 1) формирование собственно пространственных представлений; 2) формирование квазипространственных представлений.

Слайд 3

Раздел 1 Этап 1: Работа по формированию представлений о собственном лице и теле Подэтап 1А: работа начинается перед зеркалом с анализа расположения частей лица по параметрам: выше всего; н иже всего; в ыше, чем; н иже, чем. В работу вводятся предлоги: «НАД», «ПОД», «МЕЖДУ»: что находится над? что находится под?

Слайд 4

Раздел 1 Этап 1: Работа по формированию представлений о собственном лице и теле Подэтап 1 Б: анализ положения других частей тела по вертикальной оси: рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо); н епосредственно тела (шея, плечи, грудь, спина, живот); ног (стопа, голень, колено, бедро)

Слайд 5

Раздел 1 Этап 1: Работа по формированию представлений о собственном лице и теле Подэтап 1 В: отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к собственному телу . Через представления «ВЫШЕ, ЧЕМ…», «НИЖЕ ЧЕМ…» , предлоги «НАД», «ПОД» и «МЕЖДУ» анализируется взаиморасположение объектов

Слайд 6

Раздел 1 Этап 2: Продолжение работы над схемой тела, объектах, расположенных по отношению к телу по горизонтальной оси Подэтап 2 А: введение представления: «БЛИЖЕ К», «ДАЛЬШЕ ОТ». Перенос понятий «ВЫШЕ», «НИЖЕ» в горизонтальную плоскость, т.е «рабочую» плоскость стола (ключевой момент овладения пространственными представлениями).

Слайд 7

Раздел 1 Этап 2: Продолжение работы над схемой тела, объектах, расположенных по отношению к телу по горизонтальной оси Подэтап 2 Б : переход от понятий «ВЫШЕ», «НИЖЕ» к понятиям «НАД», «ПОД» Отработка предлогов «ПЕРЕД», «ЗА».

Слайд 8

Раздел 1 Этап 2: Продолжение работы над схемой тела, объектах, расположенных по отношению к телу по горизонтальной оси Подэтап 2 В: переход анализа горизонтального пространства «впереди» в анализ «бокового» горизонтального положения Анализ позиций близости: «БЛИЖЕ, ЧЕМ», «ДАЛЬШЕ ЧЕМ».

Слайд 9

Раздел 1 Этап 3: Работа над дальнейшим совершенствованием схемы тела с упором на «ПРАВО-ЛЕВУЮ» ориентировку. Подэтап 3 А: работа проводится с ведущей рукой ребёнка: в отношении правой руки – то, что « ДАЛЬШЕ», то «ПРАВЕЕ» в отношении левой руки – то, что «ДАЛЬШЕ» , то «ЛЕВЕЕ»

Слайд 10

Раздел 1 Этап 3: Работа над дальнейшим совершенствованием схемы тела с упором на «ПРАВО-ЛЕВУЮ» ориентировку. Подэтап 3 Б: отрабатываются представления :«СЛЕВА ОТ», «СПРАВА ОТ», ЛЕВЕЕ, ЧЕМ», «ПРАВЕЕ, ЧЕМ». Отработка пространственного представления «СЗАДИ».

Слайд 11

Раздел 2 Этап 4: Формирование общности представлений о количественных пространственно-временных понятиях и их соотношениях Подэтап 4 А: закрепление числового ряда через последовательное изображение объектов в определенном направлении ( слева-направо )

Слайд 12

Раздел 2 Этап 4: Формирование общности представлений о количественных пространственно-временных понятиях и их соотношениях Подэтап 4 Б: анализ временного распорядка дня ребёнка а б в г д Вечер Ночь а – встаю б – умываюсь в – завтракаю г – играю д – иду гулять У тро День Вечер Ночь Завтрак Обед Ужин

Слайд 13

Раздел 2 Этап 4: Формирование общности представлений о количественных пространственно-временных понятиях и их соотношениях Подэтап 4 Б: анализ последовательности времени суток, времен года, дней недели, месяцев в году Декабрь Январь

Слайд 14

Раздел 2 Этап 5: Формирование навыков ориентировки и анализа времени на циферблате стрелочных часов Анализируются представления: «что было раньше», «что позже», «что до», «что после»

Слайд 15

Раздел 2 Этап 6: Формирование сравнительных степеней прилагательных Обрабатываются пространственные признаки качества: «ВЫСОКИЙ-НИЗКИЙ», «ШИРОКИЙ-УЗКИЙ», «ТОНКИЙ-ТОЛСТЫЙ» и т.п. Проводится работа с эмоционально значимыми понятиями в парах: «ДОБРЫЙ-ЗЛОЙ», «ХОРОШИЙ-ПЛОХОЙ» . Работа по формированию сравнительных степеней прилагательных, наречий ( маленький; чуть больше, чем; еще больше, чем; большой и т.п.)

Слайд 16

Раздел 2 Этап 7: Формирование сложных речевых конструкций Задание типа «Закончи предложение»: Перед тем как прийти домой…; Перед тем как идти гулять, я…; Вопросы типа: Что длиннее: час или сутки?; Что короче: день или секунда?; Какое время года бывает перед осенью?; После какого дня недели наступает пятница?; Какой месяц является последним месяцем весны?

Слайд 17

Программа ФПП решает следующие задачи: Развитие вербального анализа и вербально-логического мышления; Работа над расширением словарного запаса и увеличением объема общей осведомленности ребёнка; Коррекция ошибок оптико-пространственного типа, слитного написания предлогов в письменной речи Ориентация во временных представлениях, в пространстве времени, временных интервалах; Коррекция трудностей понимания сложных грамматических конструкций, в том числе пространственно-временных и квазипространственных .

Слайд 18

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: основные подходы, этапы, методы и приёмы работы....

Формирование пространственных представлений у дошкольников

 Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно...

Диагностика Формирование пространственных представлений

ДиагностикаФормирования временных представлений.Старший дошкольный возраст Корнеева Г.А Муситова Т.Д.Диагностика временных представлений.Младший дошкольный возраст.Мусеитова Т.Т....

Формирование пространственных представлений через дидактические, развивающие игры.

Большую   роль в овладении зрительно - пространственными представлениями играет усвоение ребенком соответствующих словесных обозначений, то есть названий различных пространственных при...

Памятка "Формирование пространственных представлений"

laquo;Формирование пространственных представлений». Провести отработку понятий: «до», «после», «раньше», «позже», «между»; пред...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»Возрастная группа дошкольников С...