План работы краеведческого кружка "Журавушка"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Пушкина Вера Александровна

М. Горький говорил: «Мира не узнаешь, не зная края своего». Это должны помнить все педагоги, родители, воспитывая маленьких патриотов. Любовь к родному городу, своему краю, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к своей малой родины и уважения к её истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_podgotov.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                детский сад №5 "Звёздочка"

                      ПРОГРАММА КРАЕВЕДЧЕСКОГО  КРУЖКА

                                                "ЖУРАВУШКА"

                                                 

                                                    Разработала воспитатель высшей категории

                                                    МБДОУ детский сад №5 "Звёздочка"

                                                     Пушкина Вера Александровна


                                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В современных условиях развития нашего общества, когда глубокие перемены происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству. В результате понижается нравственно- культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие.

Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщения его к нравственным, духовным ценностям. Таким образом, воспитание патриотизма является одной из основных задач воспитания.

М. Горький говорил: «Мира не узнаешь, не зная края своего». Это должны помнить все педагоги, родители, воспитывая маленьких патриотов. Любовь к родному городу, своему краю, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к своей малой родины и уважения к её истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины.

Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных методических средств. Одним из них является деятельность краеведческого кружка «Журавушка»

Цель:

- воспитание эмоционально- отзывчивой, духовно- нравственной личности ребёнка дошкольного возраста через приобщение его к истории родного города, знакомство с его прошлым и настоящим.

Задачи:

-формирование у дошкольников общее представление об истории родного города;

-развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;

-воспитывать чувства гордости и патриотизма;

-воспитывать бережное отношение к природе родного края.

- пробуждать интерес к историческим, культурным, национальным, географическим, природно- экологическим особенностям и своеобразию родного края.

- воспитывать чувство гордости за своих земляков.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятий в подготовительной группе 30 минут

Педагогический  анализ знаний и умений проводится два раза в год: вводный - в сентябре, итоговый в мае.

                                      Учебный план

     В неделю

           В месяц

Сентябрь

1

2

Октябрь

1

4

Ноябрь

1

4

Декабрь

1

3

Январь

1

3

Февраль

1

4

Март

1

3

Апрель

1

4

Май

1

3

Итого 30 занятий в год.

                          Мониторинг уровня знаний детей.

Ф. И.

Название родного города, улиц.

Называет главные достопримечательности  города

Называет символы города.

Называет представителей животного и растительного мира родного края.

Знает и называет предприятия родного города.

Знает и называет имена людей прославившие  город Осташков.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Планируемый результат

Воспитанники будут знать:

- Основные этапы истории города: возраст города, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;

- природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;

- название улиц;

- правила поведения в общественных местах;

- архитектурные, скульптурные памятники города;

- имена и достижения знаменитых земляков;

- героев Великой Отечественной войны уроженцев Осташкова;

- промышленные предприятия города;

Будут сформированы общие учебные умения и личностные качества:

- развитая зрительная, слуховая и моторная память;

- устойчивость внимания, наблюдательность;

- любознательность;

- дружелюбие.


Содержание

Ведение 3 часа

Краеведение - наука о родном крае.

 Мониторинг уровня знаний детей.

 Экскурсия "Природа - наш второй дом"

Мой край на карте Родины. 4 часа

Россия - Родина моя. Символы государства. Гимн России. Работа с географической картой России.

 Тверская область - частица России. Флаг, герб. Работа с географической картой Тверской области.

 Волговерховье. Исток Волги.

 Моя малая Родина-  город Осташков. Осташков на карте Тверской области. Герб, флаг, гимн города.

Город в котором я живу. 20 часов

 Мой город родной. Исторические корни нашего города.

Экскурсия в краеведческий музей.

Улицы родного города. Названия улиц. Работа по карте города Осташкова.

Экскурсия по городу на тему: "История города в названиях улиц"

Природа родного города.

 Экскурсии в парк. Растительный мир нашего города.

Озеро Селигер. Водный транспорт. Подводный мир Селигера.

Экскурсия на набережную озера Селигер.

Архитектура нашего города.

Экскурсия по городу "Архитектурное наследие"

Исторические памятники.

Экскурсия к памятникам защитников погибших во время ВОВ.

 Осташков в годы ВОВ. Экскурсия в краеведческий музей.

Культурное наследие нашего города. Народные промыслы.

 Особенности хозяйственной деятельности и быта родного города.

 Осташков глазами художника.

 Люди прославившие Осташков.

 Встреча с интересными людьми, местными жителями.

 Экскурсия в музей забытых вещей.

 Осташков туристический город. Что ты расскажешь о своём городе туристам.

Итоговые занятия. 3 часа.

 Итоговая викторина. Что ты узнал о родном городе.

 Фотовыставка «Осташков –мой город родной».

 Выставка рисунков «Осташков глазами детей».

ЛИТЕРАТУРА:

  • В.Н. Матова «Краеведение в детском саду» 2013г. издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС»;
  • О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» 1998г. издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС»;
  • Л.О.Тимофеева «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края» 2012г. издательство «Учитель»;
  • М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2010г. издательство «ТЦ Сфера»;
  • А.В.Михайлов «Хроника событий в Осташковском районе Калининской области в Великую Отечественную войну 1941 – 1945 г.г.»  2005г.;
  • В.И.Лавренев, А.В.Васильев «Геральдика Селигерского края» 2003г. «Издательство А. Ушаков и К»;
  • Ю.Крылов «Земля родная»

                                                                                                                       

Перспективное планирование работы краеведческого кружка «Журавушка» в подготовительной группе.

Месяц

Тема

Цель

Пути достижения целей

Сентябрь

1. Мониторинг уровня знаний детей.

Проверить уровень знаний детей.

2.Краеведение – наука о родном крае.

Сформировать представления о науке краеведение.

Беседа с детьми о науке краеведение.

Рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением города.

Октябрь

3.Экскурсия «Природа наш второй дом»

Развивать любознательность, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе.

Наблюдение в природе.

Чтение художественной литературы.

Рисование и аппликация на осеннюю тематику.

4. Россия – Родина моя. Символы государства. Гимн России. Работа с географической картой России.

Закреплять знания детей о России, символах государства. Учить находить на географической карте территорию Россию.

Беседа «Страна в которой мы живём»

Рассматривание на карте территории России и сравнение с другими государствами.

Рисование флага России.

Прослушивание гимна.

Чтение художественной литературы.

Д. и. «Собери флаг».

5.Тверская область – частица России. Флаг, герб. Работа с географической картой Тверской области.

Познакомить детей с символами Тверской области. Учить распознавать герб и флаг Тверской области среди других.

Беседа с детьми, о том что они знают о Твери.

Просмотр презентации и рассматривание фотографий.

Работа с картой.

Д. и. «Узнай флаг и герб»

6.Волговерховье. Исток Волги.

Сформировать понятие «река». Сформировать знания детей о реке Волга, откуда берёт своё начало.

Рассказ воспитателя.

Рассматривание картинок и фотографий.

Работа по карте.

Чтение художественной литературы.

Ноябрь

7.Моя малая Родина-  город Осташков. Осташков на карте Тверской области. Герб, флаг, гимн города

Познакомить с флагом и гербом Осташкова.

Уточнить какими знаниями о своём городе владеют дети.

Начать работу по заучиванию гимна Осташкова.

Беседа: «Что ты знаешь о своём городе»

Рассматривание альбома с фотографиями Осташкова.

Рассматривание флага и герба города.

Чтение художественной литературы.

Прослушивание гимна.

Рисование «Любимые места»

Д. и. «Отгадай, что это».

8.Мой город родной. Исторические корни нашего города.

Познакомить с историй возникновения города, его местоположением.

Рассказ воспитателя об истории возникновения города.

Рассматривание фотографий «Старинный Осташков»

Создание альбома «Осташков вчера и сегодня»

Д. и. «Найди флаг, герб»

Заучивание гимна.

9.Экскурсия в краеведческий музей.

Познакомить с работой музея, с экспозициями.

Экскурсия.

10.Улицы родного города. Названия улиц. Работа по карте города Осташкова.

Уточнить знания о том как в городе увековечена память о тех, кто его прославил (название улиц)

Учить находить на карте знакомые улицы.

Беседа: «Улица на которой я живу».

Рассказ воспитателя о названиях улиц.

Работа по карте.

Декабрь

11.Экскурсия по городу на тему: «История города в названиях улиц».

Закреплять названия улиц, домашний адрес.

Экскурсия по улицам города.

12.Природа родного города.

Расширить и уточнить представления детей о климате города, растительном и животном мире.

Рассматривание картинок, фотографий с представителями животного мира нашего края.

Беседа «Кто живёт в наших лесах»

Чтение художественной и познавательной литературы.

Экскурсии и наблюдение в природе за состоянием погоды, за растительным миром.

Рисование на тему: «Животные и растения нашего края».

13.Экскурсии в парк. Растительный мир нашего города.

Закреплять знания детей о растительном мире, учить распознавать деревья по коре, строению. Закрепить понятия «хвойные», «лиственные».

Наблюдение за деревьями и кустарниками.

Чтение художественной и научной литературы.

П. и. «Раз, два, три к дереву беги».

Д. и. «Узнай дерево», «С какого дерева листок»

Январь

14.Архитектура нашего города.

Познакомить с архитектурными памятниками города.

Воспитывать уважение и интерес к труду людей строительных профессий.

Рассказ воспитателя о том, кто такие архитекторы, познакомить с понятием архитектурные памятники.

Просмотр презентации «Архитектурные памятники Осташкова»

Беседа с детьми.

Чтение познавательной литературы.

Конструирование из бумаги. «Дом на моей улице».

15.Экскурсия по городу «Архитектурное наследие»

Продолжить знакомство с архитектурными памятниками города.

Развивать внимательность и наблюдательность.

Беседа с детьми о том какие памятники архитектуры в своём городе они знают.

Экскурсия по городу.

Рассказ воспитателя, экскурсовода.

16.Культурное наследие нашего города. Народные промыслы.

Познакомить с историей возникновения народных промыслов.

Рассказ воспитателя.

Презентация: «Занятия местных жителей»

Чтение познавательной литературы.

Рассматривание фотографий изделий народных умельцев.

Отгадывание загадок.

Февраль

17.Особенности хозяйственной деятельности и быта родного города.

Познакомить с особенностями хозяйственной деятельности людей родного города и района. Дать представления о предприятиях города.

Беседа с детьми о предприятиях города, о том где работают их родители.

Рассказ воспитателя о том чем занимались жители города раньше, какие предприятия существовали в городе.

Встречи с интересными людьми.

18.Осташков глазами художника.

Познакомить с творчеством местных художников и мастеров.

Посещение выставок местных художников и мастеров.

19.Люди прославившие Осташков.

Сформировать знания о людях, живших в нашем городе.

Просмотр презентации: «Герои Селигерского края»

Рассказ воспитателя о людях живших в нашем городе.

Чтение познавательной литературы.

20.Встреча с интересными людьми, местными жителями.

Продолжать знакомить детей с людьми разных профессий. Воспитывать уважение к труду людей.

Беседы с местными жителями.

Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий.

Март

21.Экскурсия в музей забытых вещей.

Продолжать знакомить детей с историей родного города, людьми живущими в нашем городе их профессиями и увлечениями.

Посещение музея забытых вещей, беседа с основателем этого музея.

22.Осташков туристический город. Что ты расскажешь о своём городе.

Сформировать представления о там, что Осташков является туристическим городом.

Воспитание чувства гордости за свой город.

Рассказ воспитателя о том, что город ежегодно посещают множество туристов.

Р. и. «Экскурсовод»

Д. и. «Пройдёмся по улицам города»

23.Озеро Селигер. Водный транспорт. Подводный мир Селигера.

Расширить и уточнить представления детей о водных просторах города, о водном транспорте. Сформировать понятие «озеро». Учить различать понятия озеро и река.

Уточнить представления об обитателях озера.

Беседа с детьми об озере Селигер.

Рассматривание картинок и фотографий с изображением озера в разное время года.

Д. и. «Кто в озере живёт».

Рисование на тему «Обитатели Селигера».

Чтение и заучивание стихотворений.

Апрель

24. Экскурсия на набережную озера Селигер.

Закрепить знания детей об озере Селигер, его обитателях.

Развивать наблюдательность.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа с детьми"Что ты знаешь о нашем озере"

Чтение стихотворений о Селигере.

Беседа о правилах поведения в природе.

25. Осташков в годы ВОВ. Экскурсия в краеведческий музей.

Познакомить детей с тем, как жили осташи в годы ВОВ., какую роль сыграл город и озеро Селигер во время войны.

Закрепить знания детей о героях ВОВ живших в нашем городе.

Воспитывать уважение к людям и их профессиям.

Беседа с детьми.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание фотографий "Осташков в годы войны."

Посещение музея.

26. Исторические памятники.

Уточнить и закрепить знания детей об исторических памятниках города, о людях которым поставлены памятники.

Беседы с детьми "Каких знаменитых людей нашего города вы знаете"

Чтение художественной и познавательной литературы.

Просмотр презентации: "Герои Селигерского края."

Чтение и заучивание стихотворений о ВОВ.

27.Экскурсии к памятникам героев ВОВ.

Воспитывать уважение  к людям защищавшим страну во время ВОВ.

Посещение памятников.

Возложение цветов.

Май

28. Итоговая викторина. Что узнал о своём городе.

Закрепить и систематизировать знания детей о родном городе.

Отгадывание загадок.

Ответы на вопросы викторины.

Д. и. "Узнай флаг и герб",

"Назови обитателей озера", "Назови улицу".

29. Фотовыставка «Осташков –мой город родной».

Организовать фотовыставку.

Беседа с детьми о тех местах где они побывали на экскурсиях.

Рассматривание фотографий.

30. Выставка рисунков «Осташков глазами детей».

Организовать выставку рисунков

Рассмотреть с детьми рисунки которые были нарисованы в течение года.

Рассказы детей о том что нарисовал.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План эколого-краеведческого кружка "Волшебный сундучок" для старших дошкольников.

Вашему вниманию предлагаю перспективный план работы эколого-краеведческого кружка "Волшебный сундучок" для детей старшего дошкольного возраста. Это результат моего опыта работы по ознакомлению старших...

План Эколого-краеведческого кружка "Росинка" в старшей логопедической группе "Пчелка"

Расширять, углублять, систематизировать знания детей по экологии мне помогает экологический кружок «Росинка», который я организовала в группе, взяв за основу парциальные программы С.Н. Николаевой «Юны...

План работы с родителями (логопункт ДОУ). План работы с педагогами (логопункт ДОУ)

Планы, которые есть у каждого логопеда в папке документов....

План работы эколого-краеведческого кружка «Зеленая страна» для старших дошкольников

Наше выживание сегодня полностью зависит от защиты окружающей среды, мы должны внушить каждому ребенку простую и убедительную мысль: «Люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, па...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Работа краеведческого музея «С уважением к прошлому»

Добрый день уважаемые коллеги ! ! !Мы приглашаем вас совершить небольшую обзорную экскурсию по нашему краеведческому музею, который называется «С уважением к прошлому».  С начало обра...

Самоанализ «Организация и эффективность работы краеведческого образования дошкольников старшего возраста»

Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса становится успешная социализация личности. В связи с этим перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений стоят непростые задачи воспитания ...