Приобщение детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) четвёртого года обучения к художественной литературе, как средство развития творческой и социальной активности
методическая разработка по коррекционной педагогике

Андреева Ирина Юрьевна

Приобщение детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) четвёртого года обучения к  художественной литературе, как средство развития творческой и социальной активности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное   дошкольное  образовательное  учреждение                                                                                                                    детский  сад  компенсирующего  вида  №81

Тема. Приобщение детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) четвёртого года обучения к  художественной литературе, как средство развития творческой и социальной активности.

                                                                 Составила  воспитатель

                                                                                     Андреева И.Ю.

2016

Тема:  Приобщение детей с ОВЗ(интеллектуальной недостаточностью)к литературе, как средство развития творческой и социальной активности.

Актуальность проблемы:

Приобщение дошкольников к литературе- одно из приоритетных направлений современного образования. Чтение литературных произведений рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества.

Бесспорно,  в решении вопросов литературного образования существенную роль играет деятельность дошкольных образовательных учреждений по приобщению детей к литературе, поскольку процесс воспитания читателя в ребёнке начинается в дошкольном детстве совместными усилиями педагогов и родителей.

Одна из движущих сил развития ребёнка - сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию. Доброта и справедливость, любовь к людям приходит к детям из книг, но приходит незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их умы и сердца, развиваем речь.                                                                                                                       Чтение художественной литературы имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Художественная литература является универсальным развивающе – образовательным средством, выводя ребёнка за пределы непосредственного воспринимаемого. Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всём многообразии связей вещей, событий, отношений .Влияние эстетического восприятия литературных произведений на творческую деятельность детей(выразительное чтение стихов и пересказ) изучала Н.С. Карпинская, полагающая , что развитию у детей чувств языка, способности запоминать точные выражения и обогащать ими обыденную речь способствуют занятия с использованием художественной литературы, а также чтение детям книг. Огромную роль в решении задач литературного образования детей сыграли фундаментальные педагогические исследования А. Н. Гвоздева, А.В. Захарова, Д.Б. Эльконина посвящённые роли художественной литературы в словесной деятельности детей, влиянию восприятия литературных произведений на творческую деятельность.

Одной из отличительных особенностей, характеризующих детей с ограниченными возможностями здоровья (лёгкой степенью умственной отсталости), является то, что они не хотят и не умеют слушать сказки, рассказы и т.д. Это усугубляется и тем, что современные дети и родители  всё чаще поводят своё время за компьютерными играми и просмотром телепередач, и всё реже берут в руки книгу.                                                                               Изучая состояние устной речи детей нашей группы  учитель-дефектолог  пришла к выводу, что лексика детей отличается рядом специфических особенностей.

Экспрессивной речи этих детей свойственны бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя.

                                                                 1

Импрессивная  речь характеризуется неразличением смысла отдельных слов, затруднением понимания смысла коротких текстов , непонимания текстов со скрытым смыслом.

Перед  нами стояла сложная и весьма важная задача: сформировать у детей желание , а затем и потребность слушать и понимать художественные произведения, обеспечить богатую языковую среду, способствовать развитию других культурных практик в результате обращения к художественным текстам. Новые федеральные государственные стандарты определяют важность  работы с семьёй. Поэтому  необходимо было найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей , способствовать осознанию родителями значения чтения для всестороннего развития ребёнка.

ЦЕЛЬ:

Развитие творческой и социальной активности детей 4-го года обучения  с ОВЗ                     ( интеллектуальной недостаточностью) , через организацию чтения и приобщения к книге в соответствии с ФГОС.

  ЗАДАЧИ:

  1. Создать оптимальные условия для коррекционной  и образовательной работы по речевому направлению, разделу «Ознакомление с художественной литературой», исходя из  особенностей детей группы и в соответствии с ФГОС.
  2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
  3. Стимулировать влияние художественных текстов на развитие других видов совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей ( познавательно-исследовательской, продуктивной, игровой)
  4. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  5. Воспитывать у детей желание слушать чтение художественной литературы.
  6. Воспитывать бережное отношение к книге.

Основной образовательной программой дошкольного образования     МБДОУ № 81 компенсирующего вида определено содержание педагогической работы по образовательной области «Речевое развитие», разделу «Ознакомление с художественной литературой».Работа по данному разделу проводится с детьми на протяжении всех лет их пребывания в группе специализированного дошкольного учреждения, охватывая как организованные , так и свободные формы деятельности. Ознакомление с художественной литературой включается  учителем-дефектологом, как часть занятия  « развитие речи», «ознакомление с окружающим», «обучение игре». Воспитателем процесс чтения организуется ежедневно  в свободной форме, в специально выделенное время в режиме дня. В понедельник это утренний отрезок времени после завтрака( так как первое занятие

                                                                 2

в этот день «Обучение игре» и чтение органично предваряет его). В остальные дни это                                                                        время во второй половине дня в 16.30.

Чтение художественной литературы выступает в форме партнёрской деятельности воспитателя с детьми. Но в отличии от совместной со взрослым продуктивной, познавательной, игровой деятельности эта деятельность не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно, перейти в их свободную деятельность в силу того обстоятельства, что они (даже на 7 году жизни) в большинстве своём не умеют свободно читать и зависят от партнёра взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов.                                                                                                                   Поэтому мною был составлен перспективный план по организации чтения художественной литературы для детей 4-го года обучения. План построен на основе комплексно-тематического принципа. Учтено планирование раздела «Обучение игре»( включены произведения для предварительной работы по драматизации и инсценирования).Так же при его составлении учтены общие методические требования к организации чтения художественной литературы, указанные Н. А. Коротковой в работе «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»

  1. Чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным, стать ритуалом жизни группы

  1. Последовательность чтения художественных текстов определяется принципом чередования больших и малых литературных форм, а также чередования стихотворных и прозаических произведений.

При составлении плана мы  использовали технологию Оксаны Семёновны Ушаковой "Знакомим детей с литературой". Цели и задачи данной технологии позволяют нам решать задачи,  поставленные  Основной образовательной программой  МБДОУ № 81. Также мы интегрировали в образовательную работу по разделу «Ознакомление с художественной литературой» технологию "Пришли мне чтения доброго", автором которой является Зинаида Александровна Гриценко.

                                                 3

Тема недели

Рекомендательный список

Цели и задачи

Методические приёмы

31 неделя.

Перелётные птицы(ласточка, аист, журавль)

А. Плещеев. « Травка зеленеет»,

А. Майков. «Ласточка примчалась…»

Вызвать эмоциональный отклик. Закреплять умение определять жанр стихотворение. Развивать выразительность речи. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Чтение. Вопросы. Заучивание стихотворения с опорой на наглядность.

Л. Толстой. « Воробей на часах».

М.Клокова. « Воробей с берёзы…»

А.Плещеев. «Травка зеленеет…»

Закреплять умение определять жанр стихотворение и рассказ. Развивать память. Воспитывать  бережное отношение к птицам.

Чтение. Рассматривание предметных картинок.

Заучивание стихотворения.

Р.Н.С. « Лиса и журавль».

Учить осмысливать характеры персонажей, замечать выразительные средства помогающие раскрыть  характеры. Развивать мышление. Воспитывать любознательность.

Рассматривание иллюстраций с изображением лисы, журавля. Проблемная ситуация. Театр картинок.

Малые фольклорные формы: потешки, загадки.

Знакомить с творчеством русского народа. Развивать образность речи.  Воспитывать  доброе отношение к птицам.

Театр Петрушки.

Е. Чарушин. «Утка с

утятами».

 «Воробей».

Познакомить детей с особенностями жизни разных птиц. Развивать внимание, познавательный интерес. Воспитывать любознательность.

Чтение. Вопросы. Рассматривание иллюстраций.

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы «Центр книги» привлекает интерес и внимание детей. В соответствии с ФГОС «Центр книги»  имеет следующее содержание: наличие специально оборудованного места для чтениия и литературного творчества; разнообразие литературы по жанру (стихи,рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки - панорамы);   наличие иллюстративного и фотоматериала ( иллюстрации, альбомы по лексическим темам, портреты писателей и поэтов); выделена  "Полочка умных книг".Подобрана литература в книжном варианте, в аудиозаписях, создана подборка литературных текстов по тематическому принципу ( так как имеющиеся хрестоматии не охватывают лексические темы, не учитывают психофизических особенностей детей с  особыми образовательными потребностями). Используется нами и вариант получения книг в детской городской библиотеке им. Гайдара ( в необходимом количестве). Это помогает детям увидеть различные издания одного и того же произведения, понять, что книгу уже читали другие дети, что необходимо бережное

                                                               4

обращение с книгой.  У детей появляется осмысление себя как читателя .Для обыгрывания произведений приобретены комплекты настольного и кукольного театра, пальчикового театра, игрушки образные.

Для того  чтобы дети с особенностями интеллектуального развития смогли понять содержание литературного текста ,  мы проводим предварительную работу с детьми  по восприятию текста. С этой целью организуем наблюдения, экскурсии, рассматриваем с детьми картины, иллюстрации, активизируем личный опыт детей .( фото)                                                                                     Чтение литературы в течение недели обеспечивает  развитие других видов совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей (познавательно – исследовательской, продуктивной, игровой), находит своё отражение в рисунках, поделках, играх –драматизациях и сюжетно-ролевых играх. ( фото).

Нами выбраны и апробированы следующие формы приобщения детей к литературе.

1. Чтение и рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение).  Объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними) ;

б) настольный театр (подобран комплект наборов по русским народным сказкам) ;

в) кукольный  театр( родителями связаны перчаточные куклы, основные персонажи сказок, для игр детей в условиях группы);                                                                      

г) И. К. Т. (использование коммуникативных технологий: аудио и видеозаписи , слайдовые просмотры иллюстраций).

5. Тематические выставки книг в « Центре книги»( в соответствии с лексической темой недели и потребностями детей, знакомящие с творчеством писателей и поэтов)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

1.Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста.

                                                                          5

  Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Повторное чтение произведения или отдельных его частей.

4. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.

5. Беседа о прочитанном:

- привлечение внимания слушателей к реальным объектам;

-постановка поисковых вопросов;

-сравнение со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения;

-подсказывание при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.) .

- Объяснение незнакомых слов.

6.. Заучивание наизусть. 

7.  Показ разнообразного наглядного материала. В этом случае воспитателю нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа наглядного материала (расстановка силуэтов или игрушек в настольном театре, смена иллюстраций)

8. Для закрепления усвоенного мы используем такие методы, как дидактические игры на материале знакомых произведений , литературные викторины(проводятся как развлечения), моделирование, развлечения по материалам произведений,  рисование, лепку, игру ,  по прочитанной книге . Примерами дидактических игр могут служить игры «Один начинает — другой продолжает», «Отгадай мою сказку», «Откуда я?» (описание литературных героев) и др. Их можно проводить, используя наглядный материал или в словесной форме. Методические приёмы обеспечивают различное содержание детской деятельности: театрализованную, игровую, исследовательскую, моделирование.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 Реализация развивающего потенциала художественной литературы зависит как от подбора текстов, так и от правильной организации чтения в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми.

                                                          6

- Чтение детям художественных текстов проходит ежедневно; регулярное интересное чтение вошло в привычку, стало обычаем, ритуалом жизни группы.

- Время для чтения   определенно в распорядке дня . Продолжительность чтения составляет примерно 20 минут (15 – 20 минут в старшей и 20 – 25 минут в подготовительной, 10 – 15 в младших)

- Чтение книги  проходит в непринуждённой обстановке (дети располагаются вблизи взрослого, как им удобно);

- Читая книгу, воспитатель выступает как партнёр по восприятию её содержания проявляет эмоции, соответствующие содержанию текста,- удивление, изумление, сострадание и пр. Монотонное механическое чтение может отбить у ребёнка охоту слушать даже самую интересную книгу.

Воспитатель сам подбирает подходящие для его группы художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования. В зависимости от интереса и пожеланий детей мы возвращаемся к ранее прочитанным текстам, перечитываем их. ( перспективный план составленный на начало учебного года носит рекомендательный характер, может изменяться , варьироваться)

- Художественные произведения для длительного чтении я ( циклы рассказов, большие стихотворные повествования) читаем несколько дней  подряд, без перебивок , так как дети должны иметь возможность удерживать в памяти последовательность сюжетных событий, вжиться в воображаемый мир книги. Всё это становится затруднительным, если тексты накладываются друг на друга или читаются с большими перерывами.

- Мы не стремимся к обязательному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтения, а тем более не принуждаем их к многократному пересказу прозы. Обсуждениям придаём непринуждённый характер.( Они уместны сразу после чтения, если у детей возникают вопросы и суждения – реплики относительно прочитанного, если воспитатель намерен использовать текст как смысловой фон, стимул для непосредственно следующей за чтением деятельности или видит необходимость сравнивать коллизии художественного текста с реальными событиями.)

Вся работа проходила через несколько этапов. 
1этап. Диагностический.
-  Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.                                                   - Анализ уровня представлений детей (диагностика, опрос). /Приложение /
-  Анализ работы с родителями (анкетирование, анализ планирования). /Приложение /
2 этап. Методическая работа.                                                                                                             -  Перспективное планирование чтения художественной литературы на год.                                   -  Обеспечение перспективного планирования: подбор текстов, иллюстраций, составление сценариев.                                                                                                                                                                   -  Подбор и составление консультаций для родителей по их запросу и выявленным проблемам.  

                                                               7                                                                                                                                                

3 этап. Практическая деятельность.
В ходе этого этапа проводятся различные мероприятия с детьми и родителями, стимулирующие активное участи родителей в образовательно-воспитательном процессе, способствующие созданию единого читательского сообщества, объединяющего взрослых и детей  .                                                                                                                                  Разработан перспективный план обеспечивающий взаимодействие детей , родителей и педагогов группы.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН  РАБОТЫ ПО ТЕМЕ « ОРГАНИЗАЦИЯ  ЧТЕНИЯ  И ПРИОБЩЕНИЯ  К  КНИГЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ  4-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГОВ, ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ. »

Месяц. Тема.

Работа с детьми

Работа с родителями

Методические разработки

Сентябрь-октябрь

Анкетирование детей по теме «Ознакомление с художественной литературой»

Анкетирование родителей «Ребёнок и книга»

Информация в родительский уголок «Что мы читаем детям по программе детского сада»

Конкурс поделок из природного материала «Гости из сказки»

Анкета для детей.

Анкета для родителей. Анализ анкетирования.

Список художественной литературы для чтения в д\саду.

Ноябрь

Книги о животных.

Инсценирование стихотворения Г. Ладонщикова «Зимние картинки»

Литературный досуг «Зимние картинки»

Проект краткосрочный             « Птицы и зима»

Развлечение «Зимние картинки» с участием родителей.

Проект «Птицы и зима»

Сценарий развлечения.

Декабрь

«Чтение вслух»

Чтение сказок новогодней тематики.

Выставка книг о зиме , празднике.

Консультация письменная «Читаем вслух. Размышление и обсуждение прочитанного»

Сборник стихов, сказок, загадок о зиме и празднике Новый год.

Консультация.

Январь.

«Стихи для детей»

Литературный досуг    «До свидания, Ёлочка»

Литературный досуг «До свидания , Ёлочка»  с участием родителей.

Сценарий досуга

Февраль.

Русские народные сказки.Пословица-мудрость народа.

Чтение р. н. сказок по программе д\с.

Разучивание поговорок, пословиц

Пополнение групповой библиотечки книгами сказок .Конкурс «Пословица не даром молвится»

Конспект развлечения « В стране сказок»

Подборка загадок, р. н. игр с речевым сопровождением.

Март.

Стихи для детей.

Чтение,драмати-зация.

Участие в конкурсе чтецов.

Помощь родителей в разучивании стихов с детьми. Консультация

«Учим стихи дома»

Консультация для родителей « Как разучивать с ребёнком стихи»

Апрель.

Детская литература  писателей родного края.

Экскурсия в библиотеку.

Выставка произведений детских писателей Сибири.Чтение  

журналов «Сибирячок»

Консультация письменная «Круг домашнего чтения».

Мини- сочинения детей и родителей        «Ангарск- мой город».

Консультация.

Фотоотчёт .

Май.

Авторская сказка.

Проект «Сделаем книгу сами –своими руками»

Анкетирование «Ознакомление с художественной литературой»

Участие в проекте «Сделаем книгу сами- своими руками».

Анкетирование «Ребёнок и книга».

Составление проекта.

Анализ результатов работы по теме.


Хочется предложить  вниманию некоторые формы работы  с детьми и родителями по воспитанию интереса к книге.                                                                                                                                                     -  Литературные досуги с участием родителей  . («Зимние картинки», «До свидания, ёлочка».                                                                                                                                             -  Выставки детских  работ по прочитанным произведениям.                                                                                                                  -  Выставки детских книг.                                                                                                                                                                            -  Инсценировки  сказок.                                                                                                                              -  Систематически оформляется информационный стенд для родителей.                                         - Исследовательская деятельность детей и родителей.
-  Творческие конкурсы  .(« Пословица недаром молвиться» , конкурс поделок «Гости из сказок»  )   При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители. А результат их труда, помещенный на выставку, является объектом пристального внимания и интереса всех: детей и родителей , наших гостей.

 Итогом проведенной работы можно назвать следующие результаты:
- в группе  имеются соответствующие условия для развития интереса и любви к книге, создана библиотека детской литературы, постепенно пополняется книжный фонд;

                                                                      9

 
- можно отметить постоянный интерес детей к слушанию книг, обсуждению прочитанного, знание детьми литературных произведений, знакомство с творчеством детских писателей.                                                                                                                                    -  дети, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам.                                                                                                                                                  – сформированное, у большинства детей ,прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки.                                                                                     -   обращение к художественным текстам при развёртывании других культурных практик (использование  текстов  как смыслового  фона  и стимула  для продуктивной, познавательно – исследовательской, игровой деятельности)
 способствует обогащению последующей деятельности, делает её эмоционально насыщенной.                        
- родители (50%) стали активными помощниками, участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду.

  Надеемся, что положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе.  И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

Литература:

1.Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада компенсирующего вида № 81(адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( с нарушениями интеллекта)).2015.

2. О. С. Ушакова.  «Знакомим детей с литературой» М., 1998.

3.З. А. Гриценко. «Пришли мне чтения доброго…» М., 2004.

4. Н. А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».2005

5. Екжанова  Е.А.,Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» М.,2005

6.Баряева Л.Д.,Гаврилушкина О.П. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» М.,2007.

                                                                                 

                                                                         10  

G:\102PHOTO\SAM_0969.JPG

G:\102PHOTO\SAM_0972.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в разделе "Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства" в дошкольной группе компенсирующей направленности четвёртого года обучения Тема: "Сарафан для матрёшки"

Знакомство с таким предметом народного творчества, как матрёшка. Создавать орнамент, используя знакомые техники рисования....

Детская литература как средство развития социального опыта детей младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - наиболее сензитивный этап в становлении ребенка с точки зрения психических познавательных процессов и формирования эмоционально - волевой сферы.Овладение ребенком социальным опыто...

Интегрированное коррекционно – развивающее занятие в группе детей четвёртого года обучения: ознакомление с окружающим социальное развитие

Интегрированное коррекционно – развивающее занятиев группе детей четвёртого года обучения:ознакомление с окружающим социальное развитие...

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей детей с использованием инновационных технологий»

Статья посвящена театрализованной деятельности. Какую роль она играет в развитии творческих, социально – коммуникативных способностей детей с использованием инновационных технологий.Человеку без...

«Создание условий для социализации детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) через творческую деятельность путем внедрения АДОП»

Творческая  деятельность  оказывает  большое  значение  в  жизни  детей  с ограниченными  возможностями  здоровья. В процессе творческой  деятель...

Образовательный проект "Приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе как средство развития речи в условиях социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки"

Ознакомление с художественной литературой влияет на все стороны личности ребенка. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интерес...