Интегрированное коррекционно – развивающее занятие в группе детей четвёртого года обучения: ознакомление с окружающим социальное развитие
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Кудлай Ольга Владимировна

Интегрированное коррекционно – развивающее занятие

в группе детей четвёртого года обучения:

ознакомление с окружающим социальное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_korrektsionno.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное коррекционно – развивающее занятие

в группе детей четвёртого года обучения:

ознакомление с окружающим социальное развитие

Тема: Зимушка – зима в гости к нам пришла

Задачи:

Общеобразовательные:

  1. Закреплять представления детей о зиме и её характерных признаках;
  2. Закреплять умение детей отражать в речи результаты своих наблюдений в природе.

Коррекционные:

  1. Развивать слуховое восприятие через анализ информации воспринятой на слух.
  2. Развивать зрительное восприятие через анализ зашумленного изображения.
  3. Развивать  целостное восприятие предмета через работу с разрезными картинками;
  4. Развивать наглядно-образное мышление через дидактические игры.
  5. Развивать фразовую речь посредством составления простых и сложных предложений.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение детей друг к другу во время занятия;
  2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на время года - зима.

Оборудование:

  1. Конверт с письмом.
  2. Д/и «Времена года» (картина с зимним пейзажем и карточки с признаками зимы).
  3. Д/и игра «Зимнее» слово.
  4. Загадки о зимних предметах.
  5. Карточка с  изображением зашумлённых предметов.
  6.  Разрезные картинки (разные сюжеты) по данной теме, разрезы разного уровня сложности и рамки к ним.
  7. Клей – карандаш.

Ход занятия

Организационный момент.

  1. Приветствие гостей

Дети давайте поприветствуем наших гостей.

  1. Психологическая установка на занятие  (дети и педагог стоят в кругу)

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

У вас хорошее настроение?

Я очень рада видеть вас сегодня.

Сюрпризный момент «Письмо»

Ребята, в нашу группу сегодня пришло письмо, от кого оно, вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Наступили холода,

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый,

Обернулся зайкой белым.

Перестал реветь медведь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?»

Правильно, это «Зима», а как вы догадались?  (ответы детей по тексту загадки) Теперь мы с вами знаем, кто написал письмо.

Прочитаем его?

Основная часть

Педагог зачитывает письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята, я приглашаю вас в зимнее путешествие…»

Вы хотите отправиться в путешествие?

Тогда проверим, все ли готовы к нему: (дети садятся на стульчики)

- Какое сейчас время года? (зима)

Какие зимние признаки вы знаете?

 - на улице стало холодно;

 - выпал снег и накрыл всё кругом;

 - речка замёрзла и покрылась льдом;

 - солнце светит, но не греет;

 - люди надели тёплые одежды: шапки, шубы, валенки…;

 - зайчик поменял серую шубку на белую;

 - медведь спит в берлоге;

 - к нам прилетели снегири и синички.

- день – короткий, а ночь – длинная.

Молодцы, ребята!

 - Зима бывает морозная. А еще какая?  (холодная, белая, снежная…)

 - Почему зиму называют снежной?

 - Снег зимой, какой? (белый, пушистый, блестящий, холодный)

 - Как называется явление, когда идёт снег? (снегопад)

 - Как называется явление, когда дует сильный ветер со снегом? (метель, вьюга)

Мне понравились, ваши ответы.

   Посмотрите, я приготовила для вас картину.

 - Какое время года на ней?

Давайте подберём к ней зимние признаки.

(На столе лежат картинки с характерными признаками разных времён года).

- Данил, подойди и выбери один признак, который подойдёт к картине.

 (Каждый по очереди выбирает по одному признаку).

 - Данил, что изображено на твоей карточке?

 - Почему ты выбрал новогоднюю ёлку?

 - Рая, почему ты выбрала снегиря? (ответы детей)

Молодцы, ребята, справились с заданием!

А сейчас, поиграем в игру «Зимние» слова. (Игра проводится в кругу).

Слушайте внимательно и хлопайте в ладоши,  когда услышите «зимнее» слово: мороз, снег, листопад, сугроб, ручеёк, метель, снежинка, велосипед, санки, лыжи, радуга, снегопад, коньки...

Ребята зима не только снежное время года, но и очень весёлое.

 - А вам нравится зима?

 - Чем вам нравится зима? (ответы)

Да, мы катаемся на санках, на лыжах, на коньках, играем в снежки, лепим снеговика, делаем горку.

Зима приготовила для вас загадки, а ответы спрятала вот на этой картине.

Отгадайте и найдите их:

«Человек, а не живой

Хоть не дворник, а с метлой,    

Если солнце припечёт

Ручейком он утечёт» (Снеговик)

«Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не трожь;

Станет капелькою чистой

Как поймаешь на ладонь» (Снег)

«Есть ребята у меня

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих,

Что за кони у меня?» (Коньки)

«На верёвке тянешь их

По дорожке снежной,

А потом с высокой горки

Съедешь безмятежно». (Санки)

«Чтоб не мёрзнуть пять ребят

В печке вязаной сидят» (Рукавицы)

«Два берёзовых коня

По снегам несут меня,

Кони эти рыжи,

А зовут их…Лыжи»

- Ребята, посмотрите внимательно на картинку! Какие предметы, мы не назвали? (валенок, цветок).

- Семён, иди, покажи валенок? Как ты думаешь, какой предмет лишний? Почему?

Отличные ответы ребята, порадовали меня. Все загадки отгадали и нашли отгадки к ним.

А теперь отдохнём, физминутку проведём.

Физминутка «Выпал беленький снежок»

   

Выпал беленький снежок,             Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Соберёмся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег –

Засыпает он нас всех.

Мы на саночки садимся                Парами бегут по кругу. Один ребёнок

И под горку быстро мчимся.         отводит руки назад, второй держится

Снег, снег, белый снег -                  за них («саночки»).

Мчимся мы быстрее всех.              

Дети все на лыжи встали,                Идут медленно по кругу, руки согнуты

Друг за другом побежали.             в локтях и сжаты в кулачки, как будто

Снег, снег, белый снег  -                   держат палки от лыж, ноги скользят

Кружит, падает на всех                     по полу.

Мы из снега ком лепили,                  «Лепят снежки» (ладошки держат «ча-

Даже куклу смастерили,                    шечкой»).

Снег, снег, белый снег -                      Ставят руки на бока, поворачиваются

Вышла кукла лучше всех!                  Вправо-влево.

Дети к вечеру устали                          Садятся на корточки, руки под щёку

И в кроватках задремали.                  («спят»).

Снег, снег, белый снег –

Спят ребята крепче всех!

А теперь проснулись, потянулись.

 

Проходите за столы.

Мы сегодня с вами много говорили о зиме, я предлагаю вам сделать зимние картины. (На столах лежат сюжетные картинки с разными линиями разрезов  и рамочки к ним).

Нужно собрать зимнюю картинку в рамке, а потом наклеить её.

(Дети выполняют задание).

Посмотрите, как много зимних картин у нас получилась. Как вы думаете, кому мы можем показать наши работы (ответы детей).

А ещё мы можем показать их детям младшей группы.

Итог занятия

- О каком времени года мы говорили?

- Какие задания выполняли?

Правильно, мы говорили о Зиме и её приметах, отгадывали загадки, играли,

собирали и наклеивали картинку.

 Вы сегодня большие молодцы, старались и у вас всё получилось. Похлопайте себе.

Занятие наше закончено.

                                                   

                                                    Самоанализ

подгруппового интегрированного

коррекционно – развивающего занятия

в группе детей четвёртого года обучения

                                 

                                                                     Занятие проведено 18.12.2014г.

    Я представила вам  занятие подгрупповое интегрированное коррекционно – развивающее занятия «Зимушка – зима в гости к нам пришла».

Характеристика детей

    В представленной группе детей 1 ребёнок посещает детский сад третий год, 4 ребёнка – второй год и один ребёнок – первый год.

   Трое детей отличаются слабыми способностями к регулированию и самоконтролю деятельности и поведения, у 3-х детей наблюдается преобладание процессов торможения, что выражается в замедленном темпе деятельности.

     Наряду с общим дефектом: нарушение интеллекта легкой степени, один ребёнок имеет сопутствующие нарушения: Семён – ДЦП.

     Дети относятся к первой подгруппе, более сильной по уровню развития и усвоения содержания разделов «Ознакомление с окружающим» и «Социальное развитие» программы «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание».

      Тема и цели занятия соответствуют программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой и познавательным возможностям детей.  

      Содержание и интеграция образовательных областей позволяет решать комплекс воспитательно-образовательных и коррекционно-развивающих задач. Все этапы занятия связаны между собой и подчинены единой цели: закрепление представлений детей о зиме и ее характерных признаках.

      Коррекционная направленность занятия в том, что были использованы задания на развитие зрительного, слухового восприятия и наглядно-образного мышления.

      Индивидуально-дифференцированный подход осуществлялся с учетом индивидуальных возможностей детей и выражался в разных видах помощи и разной сложности выполняемых заданий. Воспитательные задачи решались на протяжении всего занятия. Мной был сделан акцент на формирование ценных социальных качеств: самостоятельность, содействие, уважительное отношение детей друг к другу. Здоровьесберегающая направленность обеспечивалась тем, что было задействовано значительное пространство группы, дети активно передвигались по ней, что предусматривало возможность смены положения тела (стоя в кругу, сидя, сто возле стола, сидя полукругом на стульчиках). Это позволяло организовать смену видов деятельности, оказывало положительное влияние на работоспособность, т.е. обеспечивало соблюдение охранительного режима.

      В начале занятия мной была проведена психологическая установка, направленная на создание положительного настроя на занятие. Для большей заинтересованности детей, активизации, привлечения внимания  использовала включение сюрпризного момента. Загаданная загадка позволила подвести детей к теме занятия и актуализировать их знания о зиме и ее признаках.

      В основной части занятия использовала дидактические игры «Времена года», «Зимние слова» и загадки описательного характера, которые позволили уточнить и закрепить представления детей о зиме и ее признаках. Для активизации познавательной деятельности детей использовались вопросы «Почему?», «Как ты догадался?», «Почему ты выбрал именно эту картинку?» «Как можно сказать по-другому?» В ходе занятия проводилась работа по активизации словарного запаса дошкольников, побуждение к ответам на вопросы полными предложениями. Предложенное задание  охарактеризовать зиму и снег позволило детям подобрать прилагательные, опираясь на образец педагога. А постоянное побуждение педагога к ответам полными предложениями способствовало развитию фразовой речи дошкольников.

      Развитию наглядно-образного мышления способствовала предложенная детям игра «Времена года», которая позволила создать игровую ситуацию и активно включить их в решение познавательных задач. Задачи, направленные на  развитие целостного восприятия предмета успешно решались через игры «Найди зашумленный предмет», «Собери картинку».

      Итогом занятия стало создание выставки детских работ с изображением разных сюжетов, демонстрирующих характерные приметы зимы. Мотивировала детей предложить разные варианты использования данной выставки.

   На протяжении всего занятия дети активно включались в решение создаваемых игровых ситуаций, что позволяло поддерживать эмоциональный интерес к занятию, а также способствовало связать части занятия между собой, обеспечивая преемственность этапов. В течение занятия осуществлялась смена видов деятельности, активно задействовались зрительный, слуховой и тактильный анализаторы. Достаточно высокий темп занятия, хорошая работоспособность детей, соблюдение охранительного режима способствовали успешному достижению цели занятия.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие в старшей группе Ознакомление с окружающим, социальное развитие и рисование «Раз рука, два рука, рисуем мы снеговика»

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие в старшей группе  Ознакомление с окружающим, социальное развитие и  рисование«Раз рука, два рука, рисуем мы снеговика»...

Коррекционно-развивающее занятие в группе четвертого года обучения: ознакомление с окружающим, социальное развитие «Осеннее путешествие»

Коррекционно-развивающее занятие в группе четвертого года обучения: ознакомление с окружающим, социальное развитие  «Осеннее путешествие»...

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие: ознакомление с окружающим, социальное развитие «В гостях у хозяйки» (старшая группа)

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие: ознакомление с окружающим, социальное развитие «В гостях у хозяйки» (старшая группа)...

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний"

Одна из главных задач в работе с детьми с ЗПР - это умение сосредоточиться, не отвлекаться и работать в едином темпе с другими детьми....

Технологическая карта коррекционно-образовательного занятия по познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности: ознакомлению с окружающим и развитию речи.

Технологическая карта занятия будет полезна учителям-дефектологам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие по стране знаний"

Конспект для детей старшей группы детей с ЗПР.Подготовила : Номоконова Анастасия ВладимировнаЦели занятияКоррекционно-образовательные:уточнить сформированность   слухового, сенсорного  ...

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по лексической теме "Насекомые".

Задачи: О. Расширять и уточнять знания детей о насекомых, их характерных признаках; рассказать о пользе и вреде насекомых для людей и растений;развивать умение видеть признаки сходства и различия;закр...