Занятие по исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: «Лаборатория добрых дел»
план-конспект занятия по теме

Кольцова Наталья Владимировна

Занятие по исследовательской деятельности в подготовительной группе.

Тема:  «Лаборатория добрых дел»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

Занятие по исследовательской деятельности в подготовительной группе.

Тема:  «Лаборатория добрых дел»

        Выполнила:                                Кольцова Н.В.

Цель: формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей.

Предварительная работа: беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, песком, со льдом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле; дидактические игры; моделирование состояний веществ.

Материал и оборудование:  

Письма от сказочных героев,  картинки с изображением буратино, старичка-боровичка, мамонтёнка. Контейнеры с водой, плоды каштана, камни,  брусок на каждого ребенка. Одноразовые тарелки, ложки, стаканы, песок сухой в стаканчиках, льдинки .

Ход занятия

 Организационный момент. Звучит музыка «Дружба крепкая..» Дети подходят к воспитателю.

Я предлагаю вам поиграть, мы с вами встанем в круг и поздороваемся, передавая друг другу ласковое сердце и называя друг друга ласково по имени. Дети передают ласковое сердце друг другу.

Возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук? Мы дарим это тепло друг другу.

- Говорить ласковые слова друг другу это хорошо, а совершать добрые поступки, делать добро - это намного лучше? Как вы думаете

Ответы детей.

Хочу вам предложить весь сегодняшний день посвятить добрым делам и  пригласить вас  в свою лабораторию «Добрых дел». Но прежде скажите, ребята, что такое лаборатория? Правильно – это помещение, где проводят опыты и исследования. Можно я  возьму на себя роль заведующей  лаборатории? (одевает халат). А вы будите научными работниками лаборатории.  Какие правила нужно соблюдать при проведении опытов? Дети говорят правила:

1.правило. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

2. правило. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

3. правило. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

4. правило. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

5. правило. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослого.

Посмотрите,  сколько  пришло писем с просьбой о помощи.  Помочь мы должны с помощью экспериментов в лаборатории  «Добрых дел». Давайте обратим внимание на первое письмо и узнаем, кто нам его написал. Ребята,  а вы знаете  этого героя? (Показ на экране Буратино).  А из какой он сказки? Кто ее написал? (ответы детей) Правильно.  

- Помочь нас просит Буратино. Ребята, Буратино  обрадовался тому, что у него появилась азбука. Побежал  он  в школу, а на пути у него широкая река, и моста нет. Думал-думал Буратино, как ему перебраться через реку на другой берег. Возникла проблема «Плыть надо – а не знает, умеет ли  он плавать». Что же делать? Как помочь Буратино?

Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают

различные гипотезы.

Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, он же деревянный.

Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить. Ребята давайте проверим плавучесть предметов. Как вы думаете, какие предметы не тонут?  А как нам проверить тонет ли предмет из дерева?  А что необходимо для опыта?

Давайте проверим свои предположения и зарисуем свои результаты.  Детям раздаются бланки.

 Дети: Провести опыт, эксперимент

Дети берут предметы (дерево, камень, каштан), наливают в тазики воду и проводят эксперимент

- какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли они держаться на воде? Что произойдет, если соединить предмет, который  плавает, с тем, который тонет?

-  Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в воде? Он тонет в воде?

 (Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный).

-  Что же мы посоветуем Буратино?

Дети: Прыгнуть  в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.

-  Мои исследователи, о каком же свойстве дерева мы узнали? (Дерево не тонет в воде).

- Молодцы, ребята. Помогли Буратино попасть в школу.

Следующее письмо. С просьбой о помощи обращается Старичок-Боровичок. Воспитатель читает письмо.

- Здравствуйте ребята! Я вчера получил письмо от своего друга, который живет и сторожит растения в пустыне. Пишет он,  что в его доме повсюду песок. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говори, что  я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок на моей тропинке тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен.  Ваш Старичок-Боровичок.

Ну, что поможем и выясним, чем же удивителен песок. Что нам нужно сделать, что бы помочь Старичку-Боровичку? А  еще Старичок-Боровичок знает, что мы исследователи, а что же будет у нас объектом нашего исследования? (песок).

- ну что будем искать в песке что-то удивительное?

Опыт.

-возьмите мерной ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.

- легко ли сыпется песок?

 Самостоятельно  выполняют. Пересыпаем из ладошки в ладошку, из оной емкости в другую.

  Работа с лупой. 

Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются? (наблюдают)

- как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

Дети; Песок состоит из отдельных песчинок-кристаллов, которые не скреплены между собой поэтому и рассыпаются.

- какого они цвета? (темные и светлые)

- давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (не одинаковые, есть крупные и мелкие) давайте проверим.

Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.

Моделируем свойство сыпучести.

- давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.

- возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим , что прошел дождик и в одну из баночек он попал-намочите водой песок. Каким стал песок?. Он имеет специфический запах. А куда  исчезла вода ?(она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками).

Опыт 2

Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? ( сырой-среди сухих песчинок прячется  легкий воздух, а среди влажных-более тяжелая вода). Иллюстрации о дюнах, барханах. Почему ветер наметает дюны - сухой песок легкий. Видимо здесь и  живет друг Старичка-Боровичка. Правда, красиво?

Аккуратно мерной ложкой  возьмите сырой песок и выложите в тарелку.

Работа с лупой.

Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, так как  из мокрого песка выходит воздух. А теперь попробуйте мокрый песок обратно в ёмкость.

Вывод: мокрый песок не сыпется, он липнет.

И так мы помогли Старичку – Боровичку выяснить об удивительных свойствах песка.

- Молодцы, ребята. Мы еще раз с вами совершили добрый поступок. Кому мы помогли?

Ответы детей.

- Осталось нам последнее письмо прочитать. С просьбой о помощи к нам обратился Мамонтёнок. Герой какой он сказки? Он  отправился к маме на льдине, но он боится, что не доплывет до мамы,  и может утонуть?  

Давайте выясним, что такое лед?  (лед-это вода, только в твердом состоянии). Где на земле больше всего льда? Посмотрите на глобус. В Антарктике и в Артике.  Самый большой ледник в мире – ледник Ламберта в Антарктике. (показ иллюстрации)

Как вы думаете, как ведут себя льдины под лучами солнца? (они тоже тают, но растаять полностью они не могут.  Арктическое лето очень короткое и не жаркое). Слышали вы что то об айсбергах?  (дети отвечают)

Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут?. Давайте проверим.

Опыт.

Берите лед и опускайте его в воду. Что происходит? Почему лед не тонет?

Вывод: выталкивающая сила воды больше веса льда. Значит мы можем сказать Мамонтёнку, что льдина его не растает. И он  увидит свою маму.

Вот еще одно доброе дело сделали.

- Тот, кто делает добро получает радость. А вы рады, что совершили добрые дела?

Ответы детей.

- Добро не горит и не тонет. Почему так говорят? Ответы детей.

- Правильно, ребята! Потому что добро, всегда побеждает зло. Добро будет жить вечно!

Итог: что мы делали на занятии? Что вам понравилось больше всего? Что нового узнали? Что то было трудным?

Награждение детей медалями. «Умники и умницы»

1  ребенок

Нет ничего на свете

Прекрасней доброты!

Она звездой нам светит

С небесной высоты.

2  ребенок

Она нас манит нежно,

Ласкает нас мечтой

Мы все живем с надеждой

На встречу с добротой.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем приседать.

Влево-вправо повернулись

И друг другу улыбнулись.

Наклонились вперёд,

А теперь наоборот.

И ещё разок вперёд

И опять наоборот.

Потянулись, удивились

И на место возвратились


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: «Лаборатория добрых дел»

открытое занятие по иследовательской деятельности в подготовительной группе....

Занятие по исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: «Лаборатория добрых дел»

Занятие по исследовательской деятельности в подготовительной группе.Тема:  «Лаборатория добрых дел»...

Занятие по исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: «Лаборатория добрых дел

Цель: формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления...

Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Водица-Царица»

Конспект занятияпознавательно-исследовательская деятельностьв подготовительной группе«Водица-Царица»...

Конспект занятия по исследовательскому деятельности в подготовительной группе на тему «Почему море соленое»

Конспект занятия по исследовательскому деятельности в подготовительнойгруппе на тему «Почему море соленое» Цель:. узнать историю появления соли, определить её свойства, обосновать правомер...