Формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств детей дошкольного возраста.
методическая разработка по физкультуре по теме

Фот Татьяна Петровна

Аннотация: Статья посвящена формированию  полноценных двигательных навыков и умений,  гармоничному физическому  развитию детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств детей дошкольного возраста.

Т.П. Фот, В.М. Струцкая

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида № 58»

Аннотация: Статья посвящена формированию  полноценных двигательных навыков и умений,  гармоничному физическому  развитию детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: двигательные умения, физические качества, физическое воспитание, двигательные навыки, движения.  

Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обоснована. Специалистами по физическому воспитанию отмечено, что формирование двигательных навыков необходимо для гармоничного развития ребенка, его физического развития, координации движений, развития интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности.

Двигательные умения тесно связаны с двигательными качествами, основные из которых - ловкость, быстрота, сила, выносливость. Связь эта взаимная. Чем шире, богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности.

Физические качества следует развивать гармонично, опираясь на соблюдение  основных принципов физического воспитания:

1.  Принцип всесторонности. 

2.   Принцип воспитывающего обучения. 

3.   Принцип развивающего обучения. 

4.   Принцип систематичности. 

5.   Принцип индивидуального подхода. 

6.   Принцип сознательности и активности детей.

Методика обучения двигательным навыкам.

При развитии общих движений важна поэтапность: сначала отрабатываются пассивные движения, потом совместные, затем по подражанию и, наконец, по слову. Переход с этапа на этап зависит от индивидуальных особенностей. Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков и умений в теории и методике физического воспитания ребенка, можно выделить три этапа обучения.

1-й этап - начальное разучивание двигательного действия; Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает:

а) показ педагогом образца движения;

б) его детальный показ, сопровождаемый словом;

с) выполнение показываемого движения самим ребенком.

Этап короткий по времени, когда дети знакомятся с новым движением. У детей наблюдается неуверенность, общая напряженность, наличие неточности.

2-й этап - углубленное разучивание; Зная механизм образования условных рефлексов, воспитатель восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия. Этап более продолжительный по времени. У детей в порядке повторных упражнений правильность разучиваемых движений постепенно улучшается. На этом этапе исправляются ошибки.

3-й этап - закрепление и совершенствование двигательного действия. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога. Создаются условия для творчества как индивидуального, так и коллективного. На этом этапе ребенок владеет навыком. Движения его делаются произвольными, экономными.

Поскольку игра является основным видом деятельности  ребенка-дошкольника, то все упражнения должны быть в игровой форме.

 Требования для успешного формирования двигательных умений:

- заинтересованность детей (эмоционально, живо, непринужденно);

- сравнения (попрыгали как зайчики);

-  конкретная задача (бросим мяч в корзину);

- достаточно места каждому ребенку для движений, достаточно атрибутов, никто не должен ждать очереди;

- удобная одежда, не сковывающая движения;

- свежий воздух и достаточная нагрузка по возрасту;

- чаще хвалить и меньше замечаний;

- знать индивидуальные и возрастные особенности.

И, конечно, любое обучение должно быть комплексным: развитие речи, мышления, памяти, внимания. Речь взрослого- образец ребенку.

Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Двигательные умения и навыки повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

Список литературы:

1. Борисенко М.Г, Лукина Н.А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем. – СПб.: «Паритет», 2002.

2. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.

3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспрессивные двигательные умения и навыки в работе над речью детей дошкольного возраста.

В статье  раскрывается взаимосвязь речи и моторной сферы ребёнка. Представлены виды и направления работы над общей и мелкой моторикой детей.Приведены примеры игровых упражнений по данной теме....

«Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий»

               Одной из форм развития двигательных умений и навыков у детей являются сюжетно-игровые занятия т.е театрализованная деятельность, которые с...

Мастер - класс:« Изготовление нестандартного спортивного оборудования из различного материала для развития физических качеств детей дошкольного возраста »

Цель: «Научить педагогов делать нестандартное спортивное оборудование из различного материала»Задачи:1. Познакомить с разнообразными видами нетрадиционного оборудования.2.Познакомить с техникой изгото...

РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие физических качеств дошкольного возраста...

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ , НАВЫКОВ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ , НАВЫКОВ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НОРМАЛИЗАЦИЯ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НОРМАЛИЗАЦИЯ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...