Организация предметно-пространственной среды в ДОУ
статья (подготовительная группа)

Детский сад – принято считать вторым домом для детей и сотрудников. И это действительно так. Мы стараемся сделать его уютным и теплым – непохожим на другие. Поэтому стараемся создавать в своей группе предметно-развивающую среду, включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей, что развивает их любознательность, помогает в познании окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

в подготовительной к школе группе «Звёздочки»

Хочу представить вам свою группу. Наша группа "Звездочки", которую посещают 31 ребенка – 16 девочек и 15мальчиков.

С целью формирования и развития инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, общения создала развивающую предметно-пространственную среду с учетом требований ФГОС, которая помогает в групповом пространстве обеспечить максимальный комфорт и безопасность для каждого ребенка.

В развивающей среде группы я отразила основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Пространство группы организовано в виде разграниченных центров развития.

Предметно-пространственная развивающая среда должна быть:

- содержательно-насыщенной;

- трансформируемой;

- полифункциональной;

- вариативной;

- доступной;

- безопасной.

Предметно-пространственная развивающая среда должна быть: должна обеспечивать различные виды детской деятельности:

- игровая;

- коммуникативная;

- познавательно-исследовательская;

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- самообслуживание и элементарный бытовой труд;

- конструирование из разного материала;

- изобразительная;

- музыкальная;

- двигательная.

Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды:

- Обеспечивать эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребёнком и уважительное отношение к их чувствам и потребностям.

- Поддерживать индивидуальность и инициативность детей через создание условий для свободного выбора деятельности, принятия решений и выражения своих чувств и мыслей, детскую инициативу, самостоятельность в разных видов деятельности.

- Устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях: создать условия для доброжелательных и толерантных отношений между детьми, в том числе имеющих различные возможности здоровья, развивать умение детей работать в группе сверстников.

- Строить вариативное развивающие образование, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности, через создание условий для овладения культурными средствами деятельности, организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественного-эстетического развития детей, поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства, оценку индивидуального развития детей.

- Обеспечивать взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержке образовательных инициатив семьи.

Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств, способов для развития творческих способностей, удовлетворения своих интересов, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. В результате сформированы центры с необходимыми материалами, которые обновляю и пополняю в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Познавательный и речевой центр:

- «Речевичок», «Хочу все знать»

Книжный центр:

- «В гостях у сказки»

Экспериментальный центр:

- «Юный исследователь»

Экологический центр:

- «Зеленая планета»

Творческий центр:

- «Цветные ладошки»

Театральный:

- «Петрушка»

Музыкальный:

- «До-ре-ми-фа-соль-ка»

Физкультурный центр:

- «Юные спортсмены»

Игровой центр:

- «Семья», «Парикмахерская», «Не болей-ка», «Магазин», «Строители»

Патриотический:

- «Наша страна Россия, Наша республика , Наш город Казань»

Центр ПДД:

- «Дорожная безопасность»

Центр дежурства

Уголок уединения

Познавательный и речевой центр

«Речевичок», «Хочу все знать»

В центре имеются дидактические материалы по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, мышления, памяти, логики, игры для сенсорного развития детей. Центр пополнился обучающими карточками по лексическим темам, согласно комплексно-тематическому планированию, альбомами с фотографиями.

Физкультурный центр

«Юные спортсмены»

Имеются картотеки: подвижных игр, народных подвижных игр, альбом «Зимние и летние виды спорта». Подобрана картотека стихотворений о спорте. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками для корригирующей гимнастики, самостоятельных игр.

Книжный центр

«В гостях у сказки»

В центре книги находится художественная литература соответствующая возрасту и изменяется в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Книжный центр пополнился презентацией «Русские и зарубежные писатели».

Экспериментальный центр

«Юный исследователь»

В центре экспериментирования имеется материал для опытно-поисковой деятельности: емкости для воды и сыпучих, микроскоп, песочные часы. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения эксперементов. Пополнился центр коллекцией полезных ископаемых, коллекцией семян.

Экологический

«Зеленая планета»

В центре природы имеется : календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей.

Творческий центр

«Цветные ладошки»

В центре творческой деятельности имеется разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски. Имеются в центре презентации «В мастерской», «Народные промыслы», «Художники иллюстраторы», «Жанровая живопись», папки «Образцы рисунков», «Образцы лепки», «Образцы аппликации», дидактические игры «Цвета», «Чудо узоры».

Театральный

«Петрушка»

В центре имеется ширма, и разнообразные виды театров: пальчиковый, театр-масок, кукольный, настольный, теневой, домашний театр. В театральном центре размещены настольные игры по сказкам, дидактические игры «Наши чувства и эмоции», «Театр настроения».

Музыкальный центр

«До-ре-ми-фа-соль-ка»

В музыкальном центре имеются различные детские музыкальные инструменты, папка-презентация «Русские и зарубежные композиторы». Ежегодно центр пополняется дидактическими играми по возрасту. В центре имеется уголок «Ряженья», в котором дети очень любят надевать различные наряды.

Игровой центр

«Семья», «Магазин», «Не болей-ка», «Парикмахерская», «Строительный»

Основной вид деятельности дошкольников – игра. Атрибуты к играм подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Подобранный игровой материал позволяет детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

Патриотический центр

«Наша страна Россия, наша республика, наш город Казань»

Патриотический центр пополнился символикой Красноярского края, города Назарово. В центре размещены материалы «Флаги разных стран», «Мы разные,  но мы вместе». Папки-презентации: «Наша родина Россия», «Наша республика», «Наш город Казань», «Столица Москва». Иллюстрации и книги о ВОВ: «9 мая – день Победы», «Города герой ВОВ», «Беседы о ВОВ», «Беседы о детях-героях ВОВ».

Центр ПДД

«Дорожная безопасность»

Центр оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм; дидактическими и настольными играми для закрепления знаний правил дорожного движения.  

Центр пополнился перекрестком, сделанный своими руками, дорожными знаками, машинами специального назначения.

Центр дежурства

Для дежурства в группе есть уголок, где дети сами размещают информацию о том , кто и где будет дежурить.

Вот такая наша группа "Звездочки".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"

Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.  Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.            Рационально...

"Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ"

   Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявлять творческие...

Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ. Создание образовательного контента для организации игровых сеансов.

Построение предметно-пространственной развивающей среды ДОУ. Образовательный контент – это структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе....

«Организация предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации».

Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Именно поэтому воспитатели испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ...