Клуб "Будущий первоклассник"
проект (подготовительная группа) на тему

Суханова Татьяна Борисовна

Сообщение из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_budushchiy_pervoklassnik.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Клуб  для родителей «Будущий первоклассник»  как важная форма работы  при подготовке детей к школе.

Сообщение из опыта работы

в рамках проекта

«Психолого-педагогическое сопровождение

 родителей в условиях работы

по преемственности МДОУ – СОШ.

Подготовила педагог-психолог МДОУ ДС №8УКМО

Суханова Татьяна Борисовна

Завершение дошкольного детства и поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь образ жизни воспитанника и предъявляет серьёзные требования к его физическому и психическому здоровью. Родителям необходима помощь в подготовке и встрече с новой для них школьной ситуацией. Для этого в нашем ДОУ было разработано положение и план работы родительского клуба «Будущий первоклассник».

Основные задачи и  формы деятельности Клуба «Будущий первоклассник»

 Задачи деятельности Клуба:

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и учетом индивидуальных особенностей дошкольника;
  • выявление и трансляция положительного семейного опыта по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;
  • проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста;
  • Обеспечение эффективного взаимодействия ДОО и семей в целях оптимизации воспитания и развития воспитанников в условиях ДОО и семьи.

 Формы работы Клуба:

  • семинары;
  • тренинги;
  • консультации (индивидуальные и групповые);
  • круглые столы;
  • совместные детско-родительские встречи.

В процессе предварительной работы, с родителями будущих первоклассников было проведено анкетирование на предмет выяснения их компетентности в вопросах готовности детей к школе. В результате сотрудничества с коллегами МОУ СОШ №4 и ДОУ № 24 нами была разработана единая анкета для родителей, где мы постарались охватить все аспекты компетентностей родителей относительно школьной готовности.

 

Анкета для родителей будущих первоклассников.

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на вопросы анкеты. Необходимо отметить вариант ответа, с которым вы согласны.

  1. Знаете ли вы возрастные особенности ваших детей?

А) Знаю, и могу поделиться этим опытом.

Б) Имею представления, но недостаточно.

В) Не знаю, нуждаюсь в данной информации.

2. Знакомы ли Вы с понятием «психологическая готовность к школе» и предпосылками благополучного вхождения в школьно-учебную деятельность?

А) Знакома и могу поделиться опытом

Б) Имею представление, но недостаточно

В) Нет

3.Знаете ли вы, что такое речевая готовность к школе?

А) да

Б) нет

4. Знакомы ли вам требования, предъявляемые современной школой к будущим первоклассникам?

А) Да

Б) Имею представление, но недостаточно

В) нет

5. Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ребенком для повышения его готовности к обучению в школе?

а) да, какие именно?________

б) нет, т.к. (укажите причины)  

4. Удается ли Вам выстраивать доверительные, добрые отношения с ребенком при его подготовке к школе?

А) Да, и могу поделиться опытом создания позитивных взаимоотношений в семье

Б) Не всегда.

В) Нет, нуждаюсь в помощи.

5. Как вы думаете, кто должен заниматься подготовкой детей к школе?

А) Совместно семья и учреждения образования.

Б) Учреждения образования.

В) Семья.

6. В консультациях, каких школьных специалистов вы нуждаетесь?

-Учитель,

- учитель-логопед,

 - педагог-психолог.

Спасибо за участие!

В результате проведенного анкетирования выявлено, что у родителей будущих первоклассников :

 - Недостаточный объем знаний о компонентах готовности детей к школе.

 - Существуют трудности в оказании помощи ребёнку при подготовке к школьному обучению.

 - Присутствует слабая заинтересованность родителей в вопросах предшкольной подготовки.

На основании выявленных результатов мы составили план работы клуба, где постарались учесть все важные  составляющие в развитии родительской компетентности при  подготовке детей к школе.

Время проведения

Тема

Участники

Сентябрь

        

Анкетирование родителей «Анкета для родителей будущих первоклассников»

Педагог-психолог, родители

Октябрь

Круглый стол  «Психологическая готовность к школе».

Ноябрь

Пресс-конференция  «Почти все о школе. Мотивационная готовность»

Педагог-психолог, родители, воспитатели подготовительных групп

Декабрь

Стендовая информация для родителей детей подготовительных групп . изготовление буклетов.

Январь

Семинар-практикум  «Значение развития мелкой моторики в подготовке руки к письму и в развитии речи».

Педагог-психолог, учитель-логопед,

Завуч МОУ СОШ №4, родители, воспитатели подготовительных групп

Февраль

Занятие – тренинг « Физиологическая готовность к школе».

Педагог-психолог, инструктор по физической культуре, дети, родители, воспитатели подготовительных групп

Март

Занятие детско – родительского клуба  «Коммуникативная готовность к обучению к школе».

Педагог-психолог, родители, педагоги групп.

Апрель

Семинар  «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Кризис 7 лет.».

Педагог-психолог, родители

«Психологическая готовность к школе»  - тема первой встречи нашего клуба. В процессе беседы родители были ознакомлены с задачами и результатами диагностики готовности к школе. Могли получить ответы на интересующие их вопросы: Что значит быть готовым к школе? Почему важно определять готовность заранее, что включает в себя психологическая готовность, каковы ее составляющие, как развивать их в условиях детского сада и домашних условиях. Так же родители получили возможность провести экспресс диагностику собственных компетенций и задуматься -  как, уже сейчас, восполнить пробелы в воспитании и развитии собственных детей.  

Следующая встреча была проведена в форме пресс-конференции по теме: «Почти все о школе. Мотивационная готовность». Родители предварительно имели возможность задать свои вопросы письменно и,  в процессе беседы с педагогом –психологом и воспитателями групп, получить ответы: что подразумевает мотивационная готовность, как ее формировать, чем отличается познавательный мотив от игрового и как определить его преобладание у своего ребенка, в чем сущность внутренней и внешней мотивации, почему важно не запугивать ребенка школой а необходимо объяснять своему ребенку, что дети ходят в школу учиться для получения знаний, необходимых каждому человеку.

В январе в рамках клуба «Будущий первоклассник» прошла встреча с завучем начальной школы и учителем-логопедом МОУ СОШ № 4.                         Завуч, являясь учителем начальных классов, провела  с родителями консультацию о необходимых требованиях, которые предъявляет современная школа не только к первоклассникам, но и их  родителям, о том, какие возникают проблемы в первый год обучения.  Педагогом была отмечена важность развития у детей личностной, социальной и волевой готовности.                                                                                 Учитель-логопед провела семинар – практикум ««Значение развития мелкой моторики в развитии речи и  подготовки руки к письму» где рассказала о связи развития мелкой моторики и развития речи, о возрастных особенностях развития речи, о нарушениях речи и путях ее исправления, о важности заблаговременной подготовки руки к письму.                                В феврале наш клуб продолжил свою работу. В детском саду прошло занятие-тренинг «Физиологическая готовность к школе», участниками которого были не только родители, но и дети подготовительных групп совместно с педагогом - психологом и инструктором по физической культуре. Педагог-психолог познакомила  родителей с комплексом кинезиологических упражнений для активизации работы мозга и межполушарного взаимодействия. Инструктор по физической культуре рассказала о важности правильной и красивой осанки и провела с родителями и детьми веселые упражнения, подвижную игру и расслабляющий массаж «Дождик». Вниманию родителей и детей была представлена зрительная гимнастика «Пчелка» для снятия напряжения глаз.         В заключение встречи, родителям совместно с детьми было предложено изготовить арома-мешочки с душистыми травами (душицей, мелиссой, чабрецом) для осуществления успокаивающего эффекта во время сна.

В марте встреча с родителями была посвящена коммуникативной готовности.  Правильно построенное общение – это и есть процесс воспитания и развития ребенка, а нарушение общения – тонкий показатель отклонения психического развития. В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками и взрослыми становится ведущей потребностью и его нарушение затрудняет как реализацию игровой деятельности, так и процесс социализации.

 Встреча прошла в форме дискуссии с использованием мультимедийной презентации. Для родителей были подготовлены памятки на темы:  Как развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию; Как развивать навыки социального поведения; Как  способствовать уверенности в себе и развитию адекватной самооценки; Как формировать позитивное отношение к сверстникам,  чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

Заключительная тема работы клуба -  семинар: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Кризис 7 лет.»

        Педагог-психолог совместно с родителями и воспитателями обсудили возрастные изменения при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту, об особенностях в поведении ребенка в данный период и о причинах этих изменений, о кризисе потери непосредственности -  «Кризисе 7 лет», о самом важном возрастном изменении – развитии произвольности. Родителям была предложена самодиагностика «Какой я родитель?» с целью оптимизации детско-родительских отношений .

В процессе подготовки по темам встреч изготавливались памятки и буклеты. (перечислить).

          Итогом завершения работы с родителями в рамках клуба «Будущий первоклассник» планируется повторное анкетирование родителей с целью определения уровня повышения родительской компетентности в вопросах готовности детей к школьному обучению.

        Думаем, что такая форма работы с родителями является полезной и  продуктивной,  так как, согласно ФГОС, просвещение родителей и развитие их компетентности в вопросах подготовки детей к школе является важной предпосылкой в воспитании детей дошкольного возраста. 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От дошкольника к первокласснику. Рекомендации родителям будущих первоклассников.

Переход от дошкольника к первокласснику важное событие в жизни малыша и его родителей.  С первого дня учёбы ребёнку придётся выполнять достаточно трудную и необычную для него работу в классе. Вся...

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Круглый стол «Будущий первоклассник, какой он? Портрет первоклассника в системе ФГОС»

В настоящее время часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и ДОУ, нарушилась преемственность учебных программ, учебник...

Рекомендации родителям будущих первоклассников. Памятка родителям первоклассников.

Самое главное, создать у ребенка нужный настрой для учебы: радостные эмоции без излишнего веселья, серьезное отношение к предстоящему без нервозности, чувство долга и ответственности....

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...