Статья «Развитие у обучающихся третьего года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры»
статья на тему

Кулакова Анна Сергеевна

В статье раскрыта система работы по развитию у обучающихся третьего года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«Развитие у обучающихся третьего года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры»

Целевые ориентиры федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяют предпосылки универсальных учебных действий, создающих технологическую базу преемственности дошкольного и школьного начального образования. Познавательное развитие предполагает: «…формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере)…»

Развитие представлений о форме, цвете, размере у обучающихся раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. С их помощью ребенок наиболее легко осваивает признаки предметов.

Изучением данной проблемы занимались педагоги и ученые.

В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – это искра, зажинающая огонек пытливости и любознательности». А.И. Сорокина считала, что своеобразие дидактической игры состоит в сочетании познавательного содержания, обучения и радующей детей игровой деятельности.

Я.А.Коменский впервые дал оценку роли чувственного опыта в развитии ребенка и указал на необходимость ознакомления детей до школы с различными геометрическими фигурами.

Цель работы: развивать у обучающихся третьего года жизни представления о форме, цвете, размере через дидактические игры.

Задачи:

  •   Содействовать формированию представлений о форме, цвете, размере.
  •   Развивать способы познания эталонов цвета, формы, размера.
  • Развивать способы обследования предметов, сравнения, группировки, упорядочения.
  •   Развивать элементы логического мышления, память.
  •   Воспитывать интерес к дидактическим играм.

На I  этапе работы отобрала критерии оценки развития представлений о форме, цвете, размере, выявила уровень развития представлений у детей третьего года жизни.

Педагогическую диагностику обучающихся группы проводила по методике:  К.Л. Печора «Дети раннего возраста в дошкольном учреждении» и Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию».

Была создана развивающая предметно-пространственная среда в рамках требований ФГОС ДО для максимальной реализации образовательного потенциала развития у обучающихся третьего года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры.

Наполняемость центров группы материалом и оборудованием способствовали реализации поставленных цели и задач.  В развивающую предметно-пространственную среду включены: различные дидактические игры («Разноцветные корзиночки», «Занимательный кубик», «Улей с пчелками», «Опусти шарик», «Аквариум», «Веселые ведерки», «Мозаика»,«Домик с окошками», «Разложи по цветам» и т.д.), карточки-схемы, игрушки – предметы оперирования, игрушки-персонажи, музыкальные игры, материалы для продуктивной деятельности, атрибуты для подвижных игр.  

На II этапе работы разработала систему дидактических игр с обучающимися третьего года жизни по развитию представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры.

Педагогический процесс по развитию у обучающихся третьего года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры осуществлялся в совместной деятельности и самостоятельной деятельности.

На занятиях по математическому развитию обучающиеся учились соотносить предметы 2-х заданных форм при выборе из 4-х (д/и «Закрой окошечки», «Выключи свет»); раскладывать однородные предметы по цвету (д/и «Разноцветные кирпичики»); соотносить предметы 2-х заданных цветов при выборе из 4-х (д/и «Грибочки», «Цветочные полянки»).

С помощью д/и «Курочка и цыплята», «Домики» фиксировала внимание детей на том, что цвет  является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Знакомство с размером осуществлялось через дидактические игры: «Большой-маленький» (раскладывание однородных предметов разного размера на 2 группы); «Бусы» (чередование предметов по величине); «Башенки» (упорядочение предметов от самого большого до самого маленького).

На занятиях по рисованию дети также, знакомились с цветом, формой и размером.

Для индивидуальной работы использовала дидактические игры по заданной проблеме. Дети с удовольствием подбирали чашки и ложки трем медведям, собирали пирамидки (размер), выкладывали дорожки по цветам для  машин (цвет). Из шерстяных ниток мы выкладывали геометрические фигуры (форма).

В самостоятельной деятельности дети закрепляли полученные представления через различные дидактические игры, пособия.

Вовлечению родителей в образовательный процесс способствовало использование разнообразных форм работы с родителями (родительское собрание, День открытых дверей, персональный сайт, мастер-класс, библиотека игр выходного дня), что позволило повысить уровень педагогической культуры родителей.

На III этапе была проведена контрольная педагогическая диагностика обучающихся, которая показала положительную динамику развития у обучающихся третьего года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры.

Сравнив результаты педагогической диагностики, увидела положительную динамику развития у обучающихся третьего года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры, а именно:

- сформированы представления о форме, цвете, размере;

- обучающиеся различают и называют основные цвета, размер (большой-маленький), форму (куб, шар, квадрат, круг);

- развиты способности обследовать, сравнивать, группировать, упорядочивать предметы по цвету размеру, форме;

- развиты элементы логического мышления,  память;

- обучающиеся  играют с дидактическими играми, действуют самостоятельно в практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие речи ребенка третьего года жизни"

Полезная информация для родителей о развитии речи детей раннего возраста....

«Развитие у воспитанников 3-го года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры»

В статье раскрыта система работы по развитию у воспитанников 3-го года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры....

Развитие у детей младшего дошкольного возраста представлений о форме, цвете и размере геометрических фигур с использованием блоков Дьенеша.

На протяжении многих лет я использую одну замечательную игру, от которой дети приходят в восторг. И через какое-то время сами начинают с удовольствием в неё играть, подражая взрослому. Между тем, имен...

статья: «Предметная деятельность как средство развития мышления детей третьего года жизни».

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей раннего возраста. И один из центральных вопросов умственного воспитания - вопрос о развитии мышления.Мышление, б...

«Как знакомить детей третьего года жизни с понятиями форма и цвет»

laquo;Как знакомить детей третьего года жизни с понятиями форма и цвет»С самого рождения ребенок может видеть, слышать, но его необходимо систематически учить понимать то, что он восприни...

Конспект образовательной деятельности «Кукла Зоя ложится спать» по развитию у детей третьего года жизни самостоятельности в процессе формирования культурно-гигиенических навыков через игру

Развитию у детей раннего возраста самостоятельности в процессе формирования КГН способствует игра. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира, наиболее естественный и продуктивный с...