«Развитие у воспитанников 3-го года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры»
статья по математике на тему

Красильникова Елена Алексеевна

В статье раскрыта система работы по развитию у воспитанников 3-го года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Народная мудрость создала дидактическую игру,

которая является  для маленького ребенка  

наиболее подходящей формой обучения»

С.Л. Новоселова

СТАТЬЯ

«Развитие у воспитанников 3-го года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры»

Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры определяют предпосылки универсальных учебных действий, создающих технологическую базу преемственности дошкольного и школьного начального образования.

Познавательное развитие предполагает: «…формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере)…»

Развитие представлений о форме, цвете, размере у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. С их помощью ребенок наиболее легко осваивает признаки предметов.

Широкое использование дидактических игр в воспитании и обучении детей раннего возраста способствует их всестороннему развитию, делает более привлекательной ту деятельность, в которую их вовлекает педагог.

Изучением данной проблемы занимались многие педагоги и ученые.

В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – это искра, зажинающая огонек пытливости и любознательности». А.И. Сорокина считала, что своеобразие дидактической игры состоит в сочетании познавательного содержания, обучения и радующей детей игровой деятельности.

Цель моей работы: развивать у воспитанников 3-го года жизни представления о форме, цвете, размере через дидактические игры.

Задачи:

  •   Содействовать формированию представлений о форме, цвете, размере.
  •   Развивать способы познания эталонов цвета, формы, размера.
  • Развивать способы обследования предметов, сравнения, группировки, упорядочения.
  •   Развивать элементы логического мышления, память.
  •   Воспитывать интерес к дидактическим играм.

На I  этапе работы я отобрала критерии оценки развития представлений о форме, цвете, размере и выявила уровень развития представлений у детей 3-го года жизни.

Педагогическую диагностику воспитанников  группы я проводила по методике:  К.Л. Печора «Дети раннего возраста в дошкольном учреждении» и Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию».

Мною была создана развивающая предметно-пространственная среда в рамках требований ФГОС ДО для максимальной реализации образовательного потенциала развития у воспитанников 3-го года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры.

Наполняемость центров группы материалом и оборудованием способствовали реализации поставленных цели и задач.  В развивающую предметно-пространственную среду включены: различные дидактические игры («Разноцветные корзиночки», «Занимательный кубик»,«Улей с пчелками», «Опусти шарик», «Аквариум», «Веселые ведерки», «Мозаика»,«Домик с окошками», «Разложи по цветам» и т.д.), карточки-схемы, игрушки – предметы оперирования, игрушки-персонажи, музыкальные игры, материалы для продуктивной деятельности, атрибуты для подвижных игр.  Очень много игр и пособий выполнены своими руками.

На II этапе работы я составила перспективный план работы по развитию представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры; отобрала  принципы подбора дидактических игр, направленных на развитие представлений о форме, цвете, размере;  разработала систему дидактических игр с воспитанниками 3-го года жизни по заданной тематике.

Педагогический процесс по развитию у воспитанников 3-го года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры осуществлялся в совместной деятельности и самостоятельной деятельности.

На занятиях по математическому развитию воспитанники учились соотносить предметы 2-х заданных форм при выборе из 4-х (д/и «Закрой окошечки», «Выключи свет»); раскладывать однородные предметы по цвету (д/и «Разноцветные кирпичики»); соотносить предметы 2-х заданных цветов при выборе из 4-х (д/и «Грибочки», «Цветочные полянки»).

С помощью д/и «Курочка и цыплята», «Домики» фиксировала внимание детей на том, что цвет  является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Знакомство с размером осуществлялось через следующие дидактические игры: «Большой-маленький» (раскладывание однородных предметов разного размера на 2 группы); «Бусы» (чередование предметов по величине); «Башенки» (упорядочение предметов от самого большого до самого маленького).

На занятиях по рисованию дети также, знакомились с цветом, формой и размером.

Для индивидуальной работы использовала дидактические игры по заданной проблеме. Дети с удовольствием подбирали чашки и ложки трем медведям, собирали пирамидки (размер), выкладывали дорожки по цветам для  машин (цвет). Из шерстяных ниток мы выкладывали геометрические фигуры (форма).

В самостоятельной деятельности дети закрепляли полученные представления через различные дидактические игры, пособия.

Родители – полноправные участники образовательного процесса.

Вовлечению родителей в образовательный процесс способствовало использование разнообразных форм работы с родителями (родительское собрание, День открытых дверей, персональный сайт, мастер-класс, библиотека игр выходного дня), что позволило повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах развития детей.

На III этапе была проведена контрольная педагогическая диагностика воспитанников, которая показала положительную динамику развития у воспитанников 3-го года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры.

Результаты:

  • Сформированы представления о форме, цвете, размере.
  • Воспитанники различают и называют основные цвета, размер (большой-маленький), форму (куб, шар, квадрат, круг).
  • Развиты способности обследовать, сравнивать, группировать, упорядочивать предметы по цвету размеру, форме.
  • У воспитанников развиты элементы логического мышления,  память.
  • Воспитанники играют с дидактическими играми, действуют самостоятельно в практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Регулярные специально организованные развивающие занятия по математике с детьми дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию  мышления и...

Опыт работы воспитателя МАДОУ д/с № 35 ст. Черноерковской Кудиновой Александры Александровны на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую игру".

Опыт работы воспитателя МАДОУ д/с № 35 ст. Черноерковской Кудиновой А. А. на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую игру"....

Статья «Развитие у обучающихся третьего года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры»

В статье раскрыта система работы по развитию у обучающихся третьего года жизни представлений о форме, цвете, размере через дидактические игры....

Система работы над развитием пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры

Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, длины, ширины, высоты, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного т...

Фотоотчет по итогам проведения открытого показа ООД по речевому развитию с воспитанниками 4-го года жизни

В материале представлен фотоотчёт по итогам проведения организованной образовательной деятельности по речевому развитию с воспитанниками дошкольной группы общеразвивающей направленности 4-го года жизн...

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. В примерной об...