"Духовно-нравственное воспитание"
статья по теме

Грязнова Татьяна Михайловна

В данном докладе рассматривается нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.

                                                                Выполнила: Грязнова Т.М. воспитатель

                                                                                               «Живите так, чтобы свеча вашего дела не погасла и

                                                                                          Русь жила бы и расцветала» (Владимир Мономах)                                                

  Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества, является духовно-нравственное, духовно -патриотическое воспитание детей. Формирование положительных отношений между детьми – это один из вопросов нравственного воспитания. Вопросы нравственного воспитания не случайно выходят сейчас на первый план. Это продиктовано жизнью…Ни для кого не секрет, что сейчас не только взрослые, становятся очень агрессивными и жестокими по отношению друг к другу, в играх детей наблюдаются резкие слова, недобрые отношения, неадекватные реакции на любую обиду, и даже безобидные слова. Интересно, что дети тонко чувствуют, когда за ними наблюдают. И в таких случаях они ведут себя более сдержанно, воспитанно, (впрочем, как и многие взрослые). Совсем по другому, они проявляют себя тогда, когда не чувствуют над собой контроля взрослых. И тем не менее плохо ли, хорошо ли, но в детском саду или вне его все дети, как и взрослые стремятся к общению. Общение - это особая, самостоятельная потребность человека, не сливающаяся с другими его нуждами и стремлениями, например нуждой в тепле и пище, во впечатлениях и активности, в стремлении к безопасности.   Общение включает в себя взаимные действия партнёров. Оно жизненно важно для человека, оно является способом адаптации человека в мире, окружающем его, т.к. в результате общения формируется представление о другом человеке и о самом себе, о своих взаимоотношениях и способностях. Потребность в общении появляется у ребёнка рано, с самого рождения, но содержание его меняется с возрастом. Так младенец нуждается в общении только со взрослыми, близкими ему людьми, в первую очередь с родителями. К концу первого года жизни он начинает обращать внимание на подобных ему малышей. Т.е. при общении ребёнка со сверстниками возникают взаимоотношения как положительные так и отрицательные. Отсутствие умения общаться или низкий уровень этого умения отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обуславливает непрочность, конфликтность контактов между детьми. Обучение детей правильным взаимоотношениям, правильному общению требует целенаправленных усилий воспитания и должно быть отражено в Программах воспитания детей. Программы на доступном детям уровне должны знакомить детей с героями России, основами православной культуры, традициями, бытом, способствовать формированию высокой нравственности, воспитывать любовь к Отечеству, интерес к самобытной русской культуре. Программы должны отвечать современным задачам образования, в том числе и усилению внимания к ценностям традиционной духовной культуры. Возьмём «типовую» «Программу воспитания и обучения», в ней этот раздел был представлен под названием «Формирование нравственных представлений», но несколько односторонне: личность ребёнка нивелировалась, подводилась под интерес коллектива и в большем случае подавлялась. В настоящее время специалисты рекомендуют ставить в дошкольных учреждениях следующие задачи:

1.Научить детей выражать свои мысли, чувства, желания так, чтобы они были понятны окружающим.

2. Понимать и принимать иную точку зрения.

3. Уметь достойно выйти из конфликтной ситуации. Это то новое, чего ранее не было в «Типовой программе…» Рассмотрим программу В.Т.Кудрявцева «Тропинки», в ней содержание, средства и методы социально-нравственного воспитания дошкольников раскрывает Курилко О.А., в своей авторской программе «Тропинки добра». Программа «Тропинки добра» – парциальная программа реализуется в рамках социально-личностного направления развития дошкольника. Программа направлена на развитие личностной культуры дошкольников, активное освоение детьми норм общечеловеческой морали, формирование у детей старшего дошкольного возраста таких качеств, как доброжелательность, милосердие, уважение к старшим, любовь к матери, семье, Родине. Программа реализует важнейший принцип гуманистической педагогики-диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Цель данной программы:
воспитание нравственной личности, духовно богатой, способной строить жизнь, достойную Человека, умеющей отличить истинные ценности от мнимых через использование литературных произведений и образов. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать.. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением, все эти задачи предлагает решить программа Т.Н. Дороновой «Радуга». В программе «Детство» нравственное развитие ребенка и формирование гуманных отношений с другими детьми является одной из центральных задач, занятия проводятся в виде бесед и обсуждений проблемных ситуаций детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте.

                                                                                                                                                                                                               О.П.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской культуры»  - это образовательная (парциальная)  программа, определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные, на их приобщении к истокам русской народной культуры, в ней говорится  о необходимости приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям, идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека. Программа В.Н. Вишневского «Свет Руси» (парциальная) ставит своей целью знакомить детей с историей Руси, ее героями, основами православной культуры, воспитание интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям. При всей значимости перечисленных программ этим не исчерпываются основные задачи морального воспитания, главное – формирование морального поведения, т.к. именно реальные моральные поступки, а не только правильные знания являются решающей характеристикой морального облика человека. Моральное знание не обеспечивает морального поведения, как известно, существует двойная мораль, когда человек при разных обстоятельствах ведёт себя совершенно по-разному (на людях он один, а наедине с собой совершенно другой). Соблюдение норм морали вопреки собственным интересам и в отсутствии внешнего контроля (или как говорят, в условиях свободного выбора) – вот показатель нравственности человека, в том числе и ребёнка. До недавнего времени считалось, что дошкольники не способны к моральному поведению, что импульсивные желания, исполнение своих интересов для них выше каких-либо общественных норм и правил.  «Как же можно, поделиться игрушкой, когда так хочется играть самому?!» «Ни за что!». Однако работы отечественных психологов показали, что многие старшие дошкольники поступают честно, справедливо, даже когда нарушение норм им ничем не грозит. Более того, есть данные, что старший возраст является наиболее благоприятным, когда дети особенно чувствительны и предрасположены к моральному развитию. В возрасте 5-7 лет у детей формируется совесть (способность видеть и оценивать свои поступки, анализировать мотивы своего поведения).

 Духовно-нравственное воспитание не может быть быстрым. Это очень длительный, постепенный процесс, в котором могут быть и успехи и поражения, потому что на личность влияет много факторов: семья, окружающая среда, информационные системы, наклонности самого ребёнка. Какими же путями может идти воспитатель? Прежде чем говорить о путях, надо сказать о главном условии. Это любовь. «Наше воздействие на человека пропорционально любви к нему. Чем больше мы любим человека, тем более он склонен прислушиваться к нам» - говорил И. Песталоцци. Для формирования нравственного поведения, морального поведения необходимо целенаправленно формировать у детей определённый образ «Я», т.е. представление ребёнка о себе самом. В него входит: а) каким ребёнок видит себя – добрым или злым, смелым или трусом, честным или нет; б) как он относится к этим своим чертам – одобряет доброту, гордился ложью, равнодушен к трусости. Содержание образа «я» весьма различно у детей. Многие дети считают, что они послушны, рассказывают всем об этой черте, но не задумываются о своей честности, скромности. Одни рассказывают, что всегда говорят правду, другие – смелость. Влияние образа «я» на поведение ребёнка, прямо зависит от этих различий. Если ребёнок ценит в себе, главным образом силу и смелость, но равнодушен к правдивости, вряд ли он скажет правду во вред себе.

  У детей с низкой самооценкой и соответственно, отрицательным поведением важно формировать образ «ты хороший» (условное название). Помимо того, каким ребёнок видит и знает себя сейчас (я-реальное), у многих детей есть образ того, какими бы они хотели себя видеть ( я-идеальное), а иногда и образ того, какими бы они не хотели себя видеть. Морально-нравственное поведение предполагает появление способности отказываться от того, что хочется, во имя моральной ценности нежелательного поступка, т.е. преодоление внутреннего конфликта. Надо отметить, что преодоление этого конфликта в положительную сторону приносит особую радость и она даёт силы в следующий раз поступать так же. Однако нравственное воспитание не следует ограничивать только этой линией. Необходимо дать детям и такой опыт, когда положительное поведение будет не только бесконфликтным, но и привлекательным, желательным для детей. Примером являются: участие в полезных и нужных делах, волонтёрство в младшей группе, проведение концертов, помощи животным. Дети с удовольствием откликаются на призыв о помощи, гордятся результатами таких дел и радуются похвале. Важно учить детей радоваться тому, что они смогли оказать помощь другому, доставили кому-то радость. Создание опыта положительных переживаний при выполнении объективно ценных и субъективно приятных дел, должно стать обязательным моментом воспитания. Во главу угла ставится акцент на том, что детей не захваливать, а показать какую радость они смогли доставить другим.

  Следующее направление в духовно-нравственном воспитании лежит в области взаимоотношения в детских группах. В сфере нравственного становления группа сверстников имеет принципиальное значение, ведь здесь ребёнок приобретает опыт разнообразного социального взаимодействия равными себе. Он попадает в сферу разнообразных конфликтов, и путей их преодоления. Приобщается к стихийным или вносимым взрослыми нормам и традициям взаимоотношений. Важнейшим регулятором этих взаимоотношений являются групповые нормы. Они могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. Групповыми нормами являются правила группы, которые практикуются в данной группе, за которыми следят сами дети. Отрицательным примером является практика «задабривания» лидера игр, чтобы быть принятыми в игру. Нейтральная позиция отдельных детей, когда они садятся в определённом месте с определёнными игрушками. Между тем, эти правила и традиции являются действенным инструментом в нравственном воспитании.

Мы знаем, что у дошкольников ведущей формой деятельности, наиболее способствующей их психическому развитию, является – игра. Поэтому задачи духовно-нравственного воспитания можно решать так же применяя игровые приёмы, соответствующие возрасту детей. Воспитание может проходить не прямо, а через предмет, игрушку, героя сказки. Эти же персонажи могут выступать в виде – реакции на агрессию. Детям объясняется, что тот или иной герой радуется, когда они ведут себя мирно, не дерутся, не ругаются. Тем самым дети акцентируют внимание на конкретном случае (если они поругались – герой расстраивается, если помирились – радуется), соответственно делается вывод – как надо поступать в том или ином случае, чтобы не огорчать любимого героя. В итоге дети сами начинают требовать от

сверстников выполнения «правила группы», соблюдение «ритуала», а так же общих для всех правил поведения.                                                                                  

Главное в нравственном воспитании детей – это формирование чувства и уважения к сверстнику, его правам и интересам. Конечно, ребёнок не осознаёт даже свои чувства и переживания, и разумеется не сможет представить чувства и переживания других и тем более считаться с ними. С помощью игры детям можно объяснить, что некоторые их поступки могут вызвать обиду, огорчение, страх, что надо помогать окружающим, подбадривать, жалеть, утешать. Задача духовно- нравственного воспитания состоит в том, чтобы привить детям любовь не только к Родине, но и к окружающим его сверстникам, развить в них задатки доброго, чистого, человечного.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Блок занятий по семейному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.

Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстн...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...