Речевое развитие детей
материал на тему

Чугина Полина

Доклад по речевому развитию детей в режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой становится увеличение числа детей с речевой патологией. Работа в ДОУ только подтверждает растущий год от года процент плохо говорящих и не говорящих детей, которые с трудом понимают обращенную к ним речь, не могут связать название предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами. Ничего удивительного нет в том, что многие воспитатели испытывают трудности с такими детьми, не знают, как построить эффективную коррекционную работу.
    Прежде всего необходимо комплексно решить следующие задачи:
    - побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
    - научить слушать воспитателя;
    - выполнять простые поручения по словесной инструкции;
    - вызывать речевое подражание ( связанное с практической деятельностью детей, наглядной ситуацией при обязательном эмоциональном контакте );
    - накопить и расширить пассивный словарь ребенка.
    Важно правильно организовать игровую и предметную ситуации. Воспитатель должен использовать ситуативные моменты режимных процессов. Следует обращаться к ребенку короткими предложениями, производить действия несколько раз подрят, повторением закрепляя сказанное.
     Для развития словаря требуется:
    - уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов;
    - обеспечить переход от накопленых представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
    - расширят объем правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам;
    - глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами, а также действий, выраженных личными и возвратными глаголами;
    -понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи;
    -учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые видовые сообщающие понятия;
    - различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам
какой? какая? какое?,обогащать активный словарь прилагательными (относительными, со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, притяжательными, с ласкательным назнаением);
    - сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи синонимов и антонимов;
    - закрепить понятие «слово» и умение оперировать им.

Памятка по обсуждению с детьми режимных моментов
    1. Привлечь внимание детей.
    2. Сообщить о том,что они сейчас будут делать ( например, одеваться ). Воспитатель коментирует действия детей.
    Каждый вид деятельности обсуждается в течение 1-2 недель.
    3. Взрослый предлагает одному из воспитанников рассказать о том, что он делает ( комментирующая речь ребенка ).
    4. Воспитатель предлагает ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять режимный момент.
    5. В старшем дошкольном возрасте в течении недели обговариваются разные режимные моменты ( если дети владеют навыком комментирующей речи ).
    6. Как один из вариантов обсуждения режимных моментов можно использовать художественное слово ( потешки, короткие стихи ).

Примерный план закрепления знаний в режимных                                   моментах.

Дни недели

Цель

Словарь

1

2

3

Сборы на прогулку

Понедельник

Воспитывать внимание к речи взрослого;
- прививать бережное отношение к вещам

Платье рубашка, брюки, юбка, шорты.
Надеваю, заправляю, подтягиваю, застегиваю.
Аккуратно, бережно

Вторник

Побуждать к односложным ответам словосочетаниями, короткими фразами;
- учить замечать непорядок в одежде

Поправить воротник, заправить рубашку, подтянуть шорты, застегнуть пуговицы, завязать шнурки

Среда

Закреплять названия атрибутов одежды и ее правильное назначение

Рубашка, платье, свитер, кофта, шорты, майка, носки, гольфы

Четверг

Учить употреблять предлоги, согласовывая их с подлежащими

В шкафу, на полке, в кармане, на воротнике, под воротником, на голову.

Пятница

Учить составлять рассказ о своих действиях из 2-3 предложений

Я открываю шкаф, достаю с верхней полки шапку, а с вешалки снимаю кофту и куртку

Возвращение с  прогулки

Понедельник

Учить культуре поведения при ходьбе парами;

- соблюдать порядок при входе в группу

Идем спокойно, взявшись за руки, перед входом в группу вытираем ноги. Пропускаем вперед девочек.

Разговариваем вполголоса.

Вторник

Учить последовательно раздеваться

Сначала я снимаю обувь, затем шапку и куртку, потом кофту и брюки.
Обуваю сменную обувь, надеваю шорты

Среда

Учить названиям атрибутов одежды и материала, из которого она изготовлена

Эта шапочка, она вязанная, шерстяная, теплая, красивая, с большими красными полосками.
Пальто серое, драповое

Четверг

Прививать бережное отношение к вещам

Аккуратно и бережно расправляю, складываю, вешаю.

Пятница

Продолжать учить рассказывать о своих действиях

Я снял  куртку и повесил ее в шкаф. Теперь буду снимать брюки, сложу их аккуратно, положу на нижнюю. полку

Умывание

Понедельник

Закреплять навыки правильного умывания;
-соблюдать последовательность в действиях

Надо сначала закатать рукава, затем открыть кран, взять мыло, намочить его, намылить руки, смыть мыло, вымыть лицо

Вторник

Упражнять во фразовых ответах

Железный кран, теплая вода(холодная, горячая), раковина чистая (белая), мыло душистое(розовое, скользкое)

Среда

Закреплять свойства полотенца
- воспитывать аккуратность

Полотенце чистое, белое, мягкое, махровое, вафельное. Чистые руки, лицо, аккуратный, опрятный

Четверг

Закреплять свойства воды, мыла

Вода прозрачная, теплая, холодная, «бежит» из крана струйкой(маленькой, большой).

Мыло розовое гладкое, скользкое.

Пятница

Учить составлять рассказ о своих действиях из 2-3 предложений

Я открываю кран.Беру мыло и намыливаю руки. Смываю мыло водой

Подготовка к обеду

Понедельник

Учить правильно и последовательно сервировать стол

Сначала раскладывают салфетки, затем расставляю салфетницы, ставлю бокалы

Вторник

Учить убирать за собой со стола

Ставлю глубокую тарелку в мелкую, в нее кладу ложку, убираю посуду за собой

Среда

Учить отвечать фразами;
- воспитывать внимание к речи педагога

Суп вкусный, аппетитный; чай сладкий. Молоко полезное, белое; хлеб свежий, белый, мягкий

Четверг

Запоминать качество материала, из которого сделана посуда

Стакан стеклянный, тарелка керамическая, хлебница пластмассовая, ложка металлическая

Пятница

Активизировать речь;
- составлять небольшие рассказы о проделанной работе

Дежурные накрыли столы к обеду. Они аккуратно расставили хлебницы, поставили тарелки и стаканы

Прием пищи в течении дня

Понедельник

Побуждать к самостоятельной деятельности ( сервировка стола );
-приучать к аккуратности и культуре

Сидеть за столом спокойно, во время приема пищи я не разговариваю, тщательно пережевываю пищу

Вторник

Воспитывать умение правильно называть посуду;
- самостоятельно убирать за собой

Я пью чай из чашки, компот из бокала. Из глубокой тарелки ем суп. Из мелкой тарелки – второе блюдо

Среда

Воспитывать культуру поведения во время приема пищи;
- соблюдать порядок, чистоту

Тарелку ставлю перед собой, ложку мы берем в правую руку. Чашку беру правой рукой (левой рукой, обеими руками)

Четверг

Согласовывать падежные окончания, отвечая на вопросы;

- говорить развернутыми фразами

В моем стакане сладкий чай. В хлебнице хлеб( батон ). На столах стоят салфетницы. В салфетницах лежат салфетки

Пятница

Знать понятия: « мы завтракаем», «обедаем», «ужинаем»;
- употреблять развернутые фразы в своих рассказах

Утром у нас завтрак, на завтрак хлеб с маслом. В обед кушаем суп с курицей, жаркое, пьем компот. На ужин печенье и чай

Раздевание перед сном

Понедельник

Закреплять умение правильно и последовательно раздеваться

Снять, сложить, повесить, сначала, потом, затем, после

Вторник

Продолжать учить отвечать словосочетаниями

Расстегиваю пуговицу, снимаю рубашку, вешаю на спинку стула

Среда

Закреплять название материала из которого сшита одежда

Ситцевая рубашка, шерстяное платье, трикотажная майка, джинсовые шорты

Четверг

Учить отвечать на вопросы воспитателя фразами;

- акцентировать внимание на речи воспитателя

Расстегиваю пуговицы на рубашке; у меня фланелевая рубашка; я буду снимать платье

Пятница

Учить составлять рассказ из 2-3 предложений

Я готовлюсь ко сну. Сейчас разденусь и лягу в постель

Подъем

Понедельник

Учить  правильно и последовательно заправлять постель

Разглаживаю и стряхиваю простыню, натягиваю ее, одеяло расправляю, складываю его пополам

Вторник

Закреплять названия постельных принадлежностей;

-активизировать словарь

Матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, наволочка, подушка, покрывало

Среда

Закреплять признаки постельных принадлежностей

Подушка квадратная, пуховая, мягкая, чистая, ситцевая; матрац прямоугольный, полосатый

Четверг

Активизировать речь;

-учить отвечать на вопросы воспитателя;

- учить составлять рассказ о проделанной работе

Я разглаживаю складки на простыне. Поправляю подушку. Ставлю ее красиво

Пятница

Я заправил постель после сна. Теперь буду одеваться. Затем пойду в умывальную комнату и умоюсь

УМЫВАНИЕ
Что такое чистым быть?
Руки чаще с мылом мыть,
Грязь убрать из-под ногтей,
Да постричь их поскорей.
Умываться по утрам
И еще по вечерам.
Чисто вымою я уши —
Будут уши лучше слушать.
Отчего блестят глаза?
С мылом умывался я.
Мне еще нужна сноровка,
Чтобы зубы чистить ловко.
Дружат волосы с расческой,
Хороша моя прическа.

Ай, лады, ай, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Всем улыбаемся.

Чище умойся, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.


ЗА СТОЛОМ
Обед
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
Посадим на ложку
Капусту, картошку — и спрячем!
Попробуй найди!
Не видно на ложке
Капусты, картошки.
И нет на тарелке — гляди!


Полдник

Вот и полдник подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат.
За обедом не сори,
Насорил — так убери.

А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.

На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
Пей, дружок, томатный сок,
Будешь строен и высок.

Глубоко и мелко,
Корабли в тарелке,
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот.

Дневной сон
В спальне
Тишина у пруда,
Не качается вода.
Не шумят камыши,
Засыпают малыши.


"Волшебный сон"
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко..
Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают...
Отдыхают, засыпают...
Шея не напряжена
И расслаблена она.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело
И расслаблено все тело.

ПРОСЫПАЛКИ
После дневного сна

Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...