Этические игры
статья на тему

Лашкевич Ольга Аркадьевна

Виды и формы этических игр, их роль в воспитании ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eticheskie_igry.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Игра - это самое интересное,
что придумано человеком.
 

Вы заметили, что в любом творческом опыте обучения и воспитания неизменно присутствует игра? Она стимулирует познавательный интерес, трудовую активность, волевые преодоления. Она раскрепощает личность, помогая ее самовыражению, самоосуществлению, самоутверждению. Игра снимает психологический барьер между детьми и воспитателем. Наконец, она вносит живую струю творчества, яркости и необычности в любое коллективное и групповое дело, в любую форму. Почему? Да просто потому, что игра - естественная потребность детства.

Все современные технологии воспитания включают разные ее грани.

Известно, что игры бывают разные: дидактические, подвижные, интеллектуальные, спортивные, досуговые, деловые, творческие, сюжетно-ролевые. А еще игры-общения, игры-упражнения и т.д. и т.п. Так почему же не быть этическим играм?

Их специфика - в преобладании творческих ролевых игр, воспроизводящих в воображаемой ситуации характеристику поведения людей («картинка - зарисовка») или проблемную ситуацию, предусматривающую выбор нравственного поступка.

Если же иметь в виду весь «спектр» вышеназванных разновидностей игр, то этические игры вбирают в себя функциональные нагрузки многих других. Например, они и дидактические, потому что решают учебно-познавательные задачи. Они и деловые, так как предполагается этическая оценка, выбор действия и коллективный анализ. Они и общение, и упражнения в выполнении нравственных норм.

Этические игры могут быть компонентом беседы, «круглого стола», диспута и других разговорных форм. Они, несомненно, выполняют и практические, поведенческие функции, стимулируя школьников к активным ценностным действиям.

Рассмотрим группы этических игр.

Игра-драматизация по готовому тексту общеизвестна и проста. Воспитатель подбирает литературные тексты, затем проводятся небольшие репетиции. Текст должен быть коротким, ярким, поддерживающим ключевую идею. Любой литературный материал разыгрывается в костюмах или знаках-символах (маска, шапочка, нагрудный рисунок).

Существует богатейший потенциал игр-драматизаций. Игровым решением этических миниатюр может быть драматизация по готовому тексту с введением персонажа «от автора». Возможны и другие варианты. Например, работая в малых инициативных группах, дети получают задание составить собственный сценарий игры-драматизации «по мотивам» (сказки, рассказа, притчи). Игровые действия могут разворачиваться как экспромтный мини-спектакль. Игра по готовому опорному тексту также может стать результатом отрепетированного домашнего задания. При любом варианте должно быть сохранено главное - смысловая этическая нагрузка.

Игра-драматизация проблемно-поискового характера.

Разыгрываются ситуации разного уровня сложности, в которых дети должны заметить ошибку или найти выход из сложившегося положения.

Пример. «Наши гости». При проведении этической беседы «Мы идем в гостя» организуются игры-упражнения: «Ждем гостей», «Гости пришли», «Угощаем», «Главное - чтобы всем было весело». Разыгрывание отдельных фрагментов темы с последующим обсуждением позволяет воспитателю фиксировать внимание на допущенных ошибках. Так, при обсуждении второго фрагмента дети, наблюдавшие игру, отметили, что неправильно были расставлены приборы: вилка должна быть слева, а нож справа; одна девочка, помешав чай, оставила в стакане ложку, так и пила, а хозяева слишком назойливо угощали - кушайте, попробуйте, это вкусно; весь разговор за столом сводился к еде; гостям было скучновато.

После анализа ошибок и дополнительных разъяснений, построенных на убедительных мотивировках, другой группе ребят предлагается разыграть эпизод не только правильно, но и обязательно творчески. В это время остальные участвуют в конкурсе «Кто самый доброжелательный?». По условиям конкурса самым доброжелательным считается тот, кто последним скажет в диалоге приятную добрую фразу.

Игра-пантомима с «обнажением» духовных состояний через роль и воображаемую ситуацию. Такая игра иллюстрирует ситуацию нравственного содержания, помогая ребятам эмоционально осознать, внутренне принять или осудить конкретную модель поведения. Например, одновременно с чтением стихотворения-описания (без прямой речи) ребята с помощью жестов, мимики, пантомимики показывают, что именно происходит, вызывая тем самым у присутствующих соответствующее нравственной идее оценочное отношение.

Когда речь идет о том, что «пионеру Николаю ехать очень хорошо»
(С. Михалков), а старушка ждет не дождется, когда ей уступят место, ребята разыгрывают такую сценку: Николай сидит у окна, отвернувшись от других пассажиров, и блаженно улыбается - ему ведь ехать «очень хорошо». Входит старушка в цветастом платочке с авоськой в руках. Смотрит на пассажиров с надеждой - кто же ей уступит место? Никто. Встала она около Николая, держится за поручень. Сгорбилась под тяжестью лет. Осуждающе смотрит на мальчика...

Это были живые картинки, сопровождающие текст стихотворения. Цель пантомимы - показать душевное состояние героев, вызвав у детей соответствующее нравственной идее чувство, отношение.

После стихотворения-пантомимы воспитатель создает ситуацию «приложения» к себе:

А если бы это была твоя бабушка?

Возможен и другой вариант игры-пантомимы, в «чистом» виде, то есть без текста.

Микрогруппы получают разные задания:

  • изобразить, как дети провинились и стараются загладить вину перед своей бабушкой;
  • изобразить, как двое поссорились, жалеют об этом и переживают.

Каждая группа сочиняет и разыгрывает сюжет, пользуясь очень выразительной мимикой, движениями, жестами; лучше - в музыкальном сопровождении (каждой группе - «свою» музыку). Пантомимы выполняют роль этических загадок, то есть ведется коллективный поиск ответа на вопрос. «О чем дети хотели рассказать?» После расшифровки группы получают задание «озвучить» пантомимы, то есть придумать короткий текст, «высвечивающий» нравственный смысл, а заодно дать ответы на поставленные в заданиях вопросы. Воспитатель одобряет все, даже не очень удачные варианты, углубляет этические представления детей и на правах старшего дает некоторые советы - о том, например, как помириться.

Игра-творчество. Ее специфика - в высокой «дозе» воссоединения с эмоционально-образным стимулом: дети сочиняют сценарии, играют, поют, танцуют. При этом может использоваться фантазийный сказочный орнамент, в котором заключен нравственный подтекст. Роль воспитателя минимальна - он только подает идеи, применяя тонкие средства взаимодействия с детьми.

Сказочная феерия под девизом «Сказка - ложь, да в ней намек, добру молодцу урок». В сказке всегда добрые и злые герои; и добро, и зло выражается в их поступках.

Дети сочиняли сказки про Бабу-Ягу и злого Кощея. Они обвиняли их в жестокости, черствости, грубости и эгоизме, а также придумывали такие игровые ситуации, как явление Доброй Феи и Благородного Рыцаря. Эти персонажи символизировали доброжелательность, тактичность, чуткость.

Театрализация мультфильмов. Это деятельностная игра детей. Она выполняет несколько функций:

  • создает ситуации заинтересованного общения, потому что в театре заняты все дети группы;
  • в игре развивается фантазия, ибо дети дополняют известные сюжеты популярных мультфильмов;
  • наконец, дети испытывают положительные эмоции – чувство удовлетворенности и успеха, выступая со спектаклями перед родителями. Вместе с тем они самовыражаются и самоутверждаются, развивая свои творческие предрасположенности.

В заключение подам идеи возможного игрового сотворчества детей и воспитателя:

  • мини-спектакль по собственному сценарию;
  • сочинение и разыгрывание сказок на известные сюжеты с новым содержанием. Например, как Красная Шапочка победила злого волка благодаря знанию этикета; как дети смогли растопить сердце Снежной королевы; как заяц и волк стали большими друзьями; как Буратино попадал в трудные положения, выходом из которых было проявление воспитанности и такта.

Игра-ассоциация позволяет детям высказать свои суждения и оценки относительно каких-то нравственных качеств при сравнении их с конкретными образами.

Воспитатель, напевая известную детскую песенку «Точка, точка, запятая, минус - рожица кривая» и т.д., одновременно рисует крупным планом смешного человечка. А потом спрашивает, что можно о нем сказать. Ничего. Вопрос уточняется: можно ли сказать, что он воспитанный, приятный для окружающих? Нет. Ребятам предлагается «наградить» человечка такими качествами, благодаря которым его можно было бы назвать культурным, воспитанным. По мере ответов (вежливый, добрый, приветливый и т.д.) воспитатель вокруг игрового человечка рисует длинные линии солнца. В каждую из них вписывается положительное качество. Так дети подводятся к мысли, что воспитанный человек – это солнышко для других людей - светит, греет, улыбается...

Цветовые ассоциации. Игра способствует более глубокому эмоциональному осознанию положительных и отрицательных качеств человека через ассоциативное цветовое восприятие. Дети получают примерно такие задания:

  • Если бы вам предложили раскрасить качества человека цветами радуги - какой цвет вы бы выбрали для скромности? Почему? (Для хвастовства - почему?)

Главное в этой игре выбор относительно точной ассоциации и её обоснование.

Игра-оценка как и предыдущая группа игр, основана на оценочно-аналитическом подходе к заданиям человековедческого характера.

Портреты-характеристики. Цель таких игр – обращенность растущего человека к внутренним, сущностным свойствам другого через специфические черты его внешней характеристики. В них развивается интерес к человеку как ценности, которой присуще своеобразие. Игры такого рода выполняют функции упражнений по человекознанию.

Их методика проста: ребятам предлагается портрет человека (картина, фотография) и дается такое, например, задание: «Посмотрите на этот портрет - каково ваше первое впечатление? А теперь внимательно вглядитесь в выражение лица этого человека. Обратите внимание на его одежду, на его позу. Что можно о нем сказать? Добрый он или злой?»

Затем дается небольшое время, включается тихая музыка, выслушиваются ответы, после чего воспитатель «расшифровывает» вопросы, ибо изначально он знал ответы на них, имея в виду конкретную личность.

 «Давайте говорить друг другу комплименты» — игра для любого возраста. Дети садятся в круг, воспитатель вручает «волшебную палочку» рядом сидящему, он должен приветливо улыбнуться соседу справа и, назвав его по имени (а лучше в нежном, ласковом варианте — Витенька, Танечка), сказать комплимент. Желательно, чтобы другие ребята внутренне согласились с этим комплиментом: «Оленька, ты сегодня так хорошо выглядишь». - «Спасибо, Саша». Саша: «Витек, у тебя такое доброе лицо» и т.д.

Игры-соревнования проводятся в разных формах и в разных возрастных группах. Они могут выполнять функции стимулирования интереса детей к этическим проблемам.

Этический турнир - это всегда две или несколько команд, а также ведущий-воспитатель и жюри.

Содержание турнира - вопросы и ситуации, в которых заключено какое-то затруднение для детей определенного возраста. Желательно введение ситуаций нравственного выбора, требующих аргументированных решений с позиций доброжелательного отношения к другим людям. Возможны различные комбинации заданий: это могут быть заранее подготовленные тематические сценки, игра-пантомима, в которой «высвечивается» душевное состояние человека: радость, огорчение, успех.

Турнир заканчивается оглашением итогов жюри и награждением.

Этический КВН - это веселая соревновательная игра; ее специфика заключена в названии: все задания так или иначе связаны с решением этических проблем.

Итак, мы рассмотрели разные группы этических игр. Вы заметили, что многие из них органически воссоединяются с проблемно-поисковым, эмоционально-образным и соревновательным стимулами, создавая привлекательный колорит заинтересованного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование у дошкольников этических представлений с помощью подвижной игры"

В статье  представлен опыт  по развитию   у детей этических представлений с помощью  подвижной игры....

Формирование этических представлений с помощью народной игры.

   Народная игра как одно из средств нравственного воспитания является наиболее доступной для ребёнка формой освоения морали....

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию. в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.

Подборка игр по духовно-нравственному воспитанию   и формированию у детей старшего дошкольного возраста чувств уважения к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людя...

Сценарий театрализованной игры по этическому воспитанию с детьми старшей группы «Посещение Дома культуры»

Систематизация знаний у детей о правилах этикета: внешний вид и поведение в коллективе,поведение в транспорте, театральный этикет....

Формирование этических представлений у детей младшего и среднего возраста, через сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры дадут ребёнку возможность эмоционально пережить последствия соблюдения или нарушения норм общественного поведения, а также помогут воспитанию культурно-гигиенических навыков и фор...

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию. в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.

Подборка игр по духовно-нравственному воспитанию   и формированию у детей старшего дошкольного возраста чувств уважения к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людя...

Организация образовательной работы по Этической грамматике детей старшего дошкольного возраста посредством игры.

Этическая грамматика для детей старшего дошкольного возраста посредством игры....