Темперамент
занимательные факты (подготовительная группа) на тему

Последова Виктория Викторовна

 

Забери у дитя телефон.

Поговори с ним о рыбках и птичках.

Погоняй во дворе с ним в футбол,

Костер разведи, не используя спичек.

Проще гораздо сунуть планшет

В детские руки, не державшие палок.

Пока занят ребенок, скорей в интернет,

Ведь «лайки» важнее пряток и салок.

Дети сегодня не знают совсем,

Что делать с луком, рогаткой.

Кроме игр онлайн других нету тем.

Зачем нужны шалаши и палатки?

«Царь горы», на санках катанье,

Игр «живых» - миллион.

Подари ребенку воспоминанья,

Забери у него телефон.

(Александр Усатов)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей53.78 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР РЕБЕНКА

         Согласны ли вы с русской поговоркой «Яблоко от яблони не далеко падает»? Та же народная мудрость гласит: «С кем поведешься – от того и наберешься».

     Что же на самом деле определяет поведение детей? Наследственность или воспитание? Безусловно, и то, и другое. Но если по части воспитания все родители осведомлены достаточно, то значение темперамента зачастую или переоценивается, или игнорируется.

   Психологи утверждают, что к 6-7 годам уже отчетливо проявляется какой-либо тип темперамента. В связи с предстоящим обучением детей в школе родителей особенно волнует вопрос о генетически закрепленных свойствах психики ребенка.

         Темперамент – это не выдумка, а научно доказанное проявление природного начала в каждом из нас. И если вас не удивляет, что усилием воли не изменить цвет волос, то вас не должно удивлять, что никакое воспитание не сделает из холерика флегматика. И ругать ребенка за то, что он меланхолик, так же бесполезно, как и за то, что он брюнет, а не блондин.

         Нет сомнений в том, что вы, как родитель, знаете своего ребенка лучше, чем все психологи вместе взятые. Но мы все-таки рискнем поделиться с вами кое-какой информацией.

 Если ваш ребенок сангвиник

        Сангвиником называют человека активного, быстро отзывающегося на окружающие события, стремящегося к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неприятности и неудачи. Сангвиник всегда общителен, с удовольствием знакомится с новыми людьми, с радостью может заниматься несколькими делами, иногда очень разными. Ему присущи гибкость ума, энергичные выразительные движения, быстрый темп речи.

       Проблемы в школе возможны (но это вовсе не обязательно) из-за непоседливости. Интересы и увлечения непостоянные и неустойчивые. Успехи в учебе во многом зависят от заинтересованности в предмете и эмоционального отношения к учителю.

     Значительно повысить работоспособность поможет частая смена деятельности. Для успешного обучения ребенку нужна разрядка своей неуемной энергии, например, физические упражнения. Мальчику полезно будет посещение спортивных секций; скорее всего, он предпочтет командные игры (футбол, хоккей и др.). Девочки могут с удовольствием заниматься танцами, гимнастикой. Сангвиники от природы одарены пластичностью и выразительностью движений.

      Учителям (воспитателям) и родителям нужно учитывать, что из-за некоторых физиологических особенностей такие дети с трудом воспринимают тихий голос.

Если ваш ребенок флегматик

    Флегматиком называют человека активного, спокойного и невозмутимого. Флегматик способен на глубокие чувства, но его эмоции редко заметны окружающим. Такой ребенок не отличается общительностью, но привязанности его прочны и долговременны. Учебный материал учит основательно и запоминает надолго. Флегматик отличается спокойной, медлительной речью.

   Проблемы в школе могут возникнуть (но это вовсе не обязательно) в связи с затрудненностью социальной адаптации: флегматик плохо сходится с людьми.

   Родителям и педагогам нужно учитывать, что такой ребенок медленно перестраивает свои навыки. Ему очень трудно переключаться с одного предмета (вида деятельности) на другой.

   Самое главное – не ругать флегматика за медлительность! Дайте ребенку возможность работать в том темпе, который ему удобен.

 Если ваш ребенок холерик

   Холерика называют человека энергичного, способного заниматься делом с особой страстностью. Говорит он громко, резко, часто с восклицаниями, легко приходит в состояние возбуждения. Его интересы достаточно постоянны. Он не теряется при возникающих трудностях, с упорством их преодолевает. Учебный материал запоминает быстро, помнит долго.

      Проблемы у ребенка могут возникнуть (если вообще возникнут) из-за вспыльчивости. В досаде и раздражении он быстро выходит из себя.

    Работает увлеченно, но не аккуратно, возможны неприятности из-за почерка. Испытывает трудности в переключении внимания.

 Если ваш ребенок меланхолик

    Меланхоликом называют человека впечатлительного, легкоранимого, но внешне слабо реагирующего на происходящее, со сдержанными движениями и приглушенной речью. Его настроение может меняться из-за очень незначительных причин. Он болезненно чувствителен. У него низкая работоспособность, поэтому быстро наступает утомление.

         Проблемы в школе могут быть связаны с обидчивостью, ранимостью. Любое самое мягкое замечание педагога вызывает у ребенка смущение. Свои способности и знания он оценивает низко, хотя в действительности они могут быть значительно выше среднего уровня. Это ведет к неуверенности ответа, даже если материал выучен очень хорошо. Если при выполнении какого-нибудь задания встречаются трудности, ребенок может теряться и не доводить работу до конца. В ситуации экзамена показывает более низкие результаты, чем на обычных занятиях.

         Родителям и педагогам можно посоветовать поощрять любую активность меланхолика, разработать для него четкий и удобный ритм работы. Свести к минимуму замечания, тем более иронию. О проступках и ошибках лучше говорить наедине. Не бойтесь перехвалить меланхолика!

     Исходные свойства темперамента могут со временем стать и достоинствами, и недостатками.

Энергия холерика облегчит обучение в школе, но неуравновешенность поведения может значительно осложнить отношения со сверстниками и педагогами.

Гибкость ума сангвиника – ценное для учебы качество, но отсутствие настойчивости может привести к тому, что дела не будут доводиться до конца.

Медлительность флегматика компенсируется целеустремленностью и высокой работоспособностью.

Высокая чувствительность и впечатлительность меланхолика станут преимуществом на занятиях по музыке и литературе.

Но не следует приписывать темпераменту то, что является результатом неправильного воспитания. К примеру, неуверенным и замкнутым можно сделать любого сангвиника (советуем поверить на слово).

Знание темперамента своего ребенка – условие необходимое, но, к сожалению, недостаточное для того, чтобы с гордостью сказать: «Теперь я точно воспитаю свое чадо правильно!» Кроме того, нужно учитывать, что «чистые» типы темперамента встречаются очень редко, обычно доминируют черты одного типа. Однако черты темперамента не могут определять то, что называется характером. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия социальной среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет осознанное самовоспитание.

Характер человека проявляется в системе отношений к действительности:

1.       В отношении к другим людям – общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость  и пр.

2.       В отношении к делу – ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и пр.

3.     В отношении к себе – скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность.

4.      В отношении к собственности – щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость.

При неблагоприятных условиях (алкоголизм родителей, развод, смерть близкого родственника, частые семейные скандалы; высокая степень опеки - гиперопека, авторитарность, завышенные требования и т.д.) развитие характера может дать сильное отклонение вплоть до патологии. Поэтому очень важна коррекция этих отклонений у детей дошкольного возраста.                  

Уважаемые родители, помните, что никакие природные предпосылки не сформируют в ребенке того, что он с легкостью и радостью примет от вас!

ЧТОБЫ ДЕТИ РОСЛИ ВОСПИТАННЫМИ...

 Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Хочешь, чтобы уважали тебя, - уважай других, веди себя так, чтобы не вызывать у людей осуждения, неприязни.

Уже в дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности. Антон Семенович Макаренко указывал на то, что «культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить».

Перед родителями и педагогами стоят следующие задачи в формировании у детей нравственного поведения:

   с первых дней жизни ребенка воспитывать разнообразные положительные привычки, помогающие ему нормально расти и развиваться и организующие его поведение;

   формировать у детей культуру поведения, воспитывать их дома, в детском саду, в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы;

   учить уважительно относиться к окружающим, считаться с их делами, интересами, удобствами;

   воспитывать коллективистические навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками, выражающиеся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, деликатности, скромности, чуткости, умении считаться с интересами большинства;

   воспитывать культуру речи, т.е. умение вежливо разговаривать, обращаться к взрослым на «вы», по имени и отчеству, говорить с четкой дикцией, приветливо и без лишней жестикуляции;

   воспитывать культуру деятельности (умение обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, имуществом детского сада, готовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, уметь договариваться с детьми, соблюдать общий замысел, действовать соответственно правилам и т.д.);

   вырабатывать у ребенка элементарные навыки организации свободного времени в соответствии с установленным распорядком жизни в детском саду и в семье;

   формировать у ребенка разумные потребности и воспитывать чувство долга.

Воспитанность не образуется сама по себе, как полагают иные родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания. К сожалению, некоторые родители считают, что воспитание культуры поведения и навыков общения, вежливость, сдержанность – это удел взрослых, и потому говорят: «Все придет с возрастом, а пока что с него спросишь?.. Ребенок!»

Дорогие мамы и папы! Очень важно уже сейчас учить ребенка вести себя сдержанно, соблюдая общепринятые нормы поведения.Привлекательность малыша не только в красивой прическе, одежде (что обычно заботит мам и пап), но и в красоте его поведения.

 Неоспоримо многостороннее влияние родителей на формирующуюся личность ребенка. Недаром говорят: дети – зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения ребенок начинает перенимать тогда, когда он еще не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым критически взглянуть на себя: чему учит ребенка их пример?

Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Недаром принято считать ее одним из признаков воспитанности и не случайно стало крылатым изречение: «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Без нее невозможно представить взаимоотношения людей.

Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестает быть признаком нравственного поведения. Важно, чтобы любое проявление вежливости стало для ребенка хорошо осознанной необходимостью. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца.

Деликатность – сестра вежливости… Человек, наделенный этим свойством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощутить собственное превосходство своими действиями. Он не станет навязывать человеку свое общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство.

Зачатки деликатности уходят глубоко в детство. Иногда родители задерживают всходы этого драгоценного свойства характера недостаточной требовательностью к детям, снисходительно относятся к тому, что ребенок шумно ведет себя в общественных местах: бегает в поликлинике, заглядывает в кабинет врача, декламирует стихи в автобусе. В подобных случаях родители должны тактично объяснить ребенку, как надо вести себя.

Чуткость…Это моральное качество человека выражается в его отношении к окружающим. Чуткость проявляется в заботе о людях, умении прийти им на помощь. В семье родители должны учить детей проявлять это качество в делах («Помоги бабушке»; «Поделись с братом»), развивать умение сочувствовать («Мама устала, не шуми, играй тихо»).

Чувство такта… Оно является регулятором поступков человека. Такт помогает определить, когда вступить в разговор и когда промолчать, что можно и хорошо, а что недопустимо и плохо, как разрешить острую ситуацию, чтобы не обидеть человека, как отстоять свою позицию и в то же время не унизить, не оскорбить самолюбие других.

Дети не всегда могут вести себя тактично в силу несформированности нравственных понятий, большой импульсивности, неумения применять знакомые правила в неожиданных ситуациях. (Лена, возвратившись из детского сада и увидев, что папа ужинает, отодвинула от  него тарелку и положила перед ним книгу: «Почитай!» Когда отец сказал, что он это сделает несколько позже, дочь, надувшись, отошла в сторону: «Не буду с тобой дружить!» В этом случае следует сказать: «Папа пришел с работы, он устал, должен отдохнуть и поесть. А ты мешаешь ему… Тот, кто любит своего папу, так не поступает».)

Предупредительность… Необходимо добиваться от детей того, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Вы идете с сыном (дочкой) и несете покупки. Догадается ли он (она) предложить вам свою помощь. Необходимо подсказывать ребенку в тех случаях, когда он может проявить предупредительность: поднять оброненную вещь, придержать дверь, пропустив вперед себя старшего или маленького.

Скромность…Эта нравственная черта личности – показатель подлинной воспитанности. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.

Скромность нужно воспитывать у ребенка с малых лет. Человек, не наученный сдержанности, скромному поведению в детстве, позднее приобретает эти качества с трудом.

Как бы ни старался педагог привить своим воспитанникам черты скромности, без содружества с родителями эта задача невыполнима. Воспитатели нередко наблюдают, как иные родители захваливают своего ребенка: и развитый не по годам, и остроумный, и рисует лучше, чем другие, и стихов много знает, и ростом выше сверстников. Стараются выдвинуть его в лидеры в детских затеях, наставляя: «Не уступай другим, пусть тебе уступают», «Не обращай ни на кого внимания…». Позже, когда ребенок стал первоклассником, мать жаловалась: «Совсем не считается с нами, делает то, что хочет. Так надерзил мне при посторонних, что мы с отцом от стыда готовы были сквозь землю провалиться. Сделали ему замечание, а он в ответ: «Что особенного я сказал? Подумаешь!»

Уважаемые родители! Помните! Поведение ребенка – результат воспитания. Если детей своевременно не приучали вести себя скромно, то к моменту перехода в школу они становятся шумными, развязными, не умеющими подчиняться правилам поведения. Такие дети не испытывают неловкости, когда взрослый делает им замечание.

Общительность… В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском коллективе.

Дисциплинированность… Она проявляется в поступках человека. С детского возраста необходимо формировать у ребенка качества, характерные для современного человека: способность быть активным, проявлять инициативу, самостоятельность, коллективизм, быть патриотом. Очень важно, чтобы дети выполняли указания с пониманием необходимости этих качеств. Сегодняшнему маленькому гражданину предстоит стать творцом новой жизни, вот почему важно в дошкольном возрасте формировать у ребенка чувство ответственности за собственное поведение.

Культура поведения ребенка проявляется не только в умении здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, но и в способности быть доброжелательным, общительным, с уважением относиться к окружающим. Родители и педагоги должны добиваться этого, внимательно следя за соблюдением правил поведения детьми, не допуская отклонений от них. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Консультация для воспитателей на тему: "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента".

В данном материале представлены основные типы темперамента и предложены рекомендации воспитателям для работы с детьми с разными типами темперамента....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индивидуальными особенностями восприятия"

Типы темперамента  детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индщивидуальными особенностями восприятия.Цель: Углубить знания педагогов об особенностях типов темпе...

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)...

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе.

Определение типа темперамента ребенка.Способы учета темперамента в воспитательно- образовательной работе....

«Типы темперамента детей. Рекомендации  для работы с детьми с различными типами темперамента»

«Типы темперамента детей. Рекомендации  для работы с детьми с различными типами темперамента»...