Педагогический совет - обмен опытом
методическая разработка (старшая группа) на тему

Кованцева Татьяна Александровна

Разноуровневый подход помогает готовиться к к практическим занятиям. Воспитателю важно знать возможности каждого ребёнка, идти только к положительному результату.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педсовет31.25 КБ
Файл педсовет1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»»

Технология разноуровневого развития, несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации  

Материалы  выступления на педагогическом совете

Составитель:

Кованцева Татьяна Александровна,

воспитатель высшей категории

Ленинск-Кузнецкий

2017

Сопоставляя характеристики понятий «технология» и «методика», задача социального педагога, воспитателя, психолога не столько противопоставлять их, сколько использовать весь операционально-деятельностный арсенал, сочетать науку и искусство, технологии и методики.

Вашему вниманию хочу предложить технологию разноуровневого развития несовершеннолетних.

В настоящее время возросло число детей, которые в силу различных  социальных и педагогических причин недостаточно готовы к дошкольному и школьному обучению и развитию. Испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям. Причем во многих случаях общая оценка интеллектуального развития подобного контингента детей может и не выходить за пределы средненормативных показателей.

Преодолению неуспешности предшествует не только своевременная диагностика развития ребенка, выявление трудностей и их причин, продуманная система развивающей работы, но применение технологий разноуровневого обучения и развития, дифференцированный подход.

Технология разноуровневого развития и обучения - это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения  материала. Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Основу технологии  составляют:

  • психолого-педагогическая диагностика воспитанника;
  • сетевое планирование;
  • разноуровневый дидактический материал.

Данная технология основывается на следующих научных идеях:

  • разуровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое развитие таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности;
  • уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей;

Таким образом, технология разноуровневого обучения и развития позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых содержание, методы, и организационные формы различаются. Состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной задачи.

Цель технологии разноуровневого развития в нашем учреждении на мой взгляд это -  создание условий для восполнения пробелов в знаниях с каждым воспитанником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта. Воспитатели имеют возможность реализовывать данную технологию.

В условиях процесса обучения и развития технология разноуровневого обучения реализуется на занятиях в разумной дифференциации заданий, постановок перед детьми посильных задач. Это упражнения, предлагаемые с учетом уровня знаний, умений и навыков детей и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач. Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка не одинаков. Главной задачей воспитателя – сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.

Успех применения технологии разноуровневого развития во многом зависит от того, как происходило дифференциация на группы. Традиционно в рамках данной технологии принято выделять три группы.

В первую группу входят дети, которые способны с лёгкостью усвоить материал, имеют высокий познавательный интерес; дают быстрые ответы на вопросы воспитателя; хорошо развитая  речь. Воспитатели для таких детей:

  • создают проблемные ситуации;
  • обеспечивают овладение самостоятельным поиском решения познавательных задач;
  • стимулируют самостоятельность мышления, творческий поиск;
  • дают возможность детям анализировать, делать выводы, доказывать свой метод познаний.  

Таким образом, педагоги обеспечивали детям с высоким уровнем продвижение по пути их опережающего развития.

Вторая группа детей – усваивают материал в соответствии с возрастом, неплохо справляются с заданиями, но, порой, без поддержки и помощи воспитателя теряются; недостаточный уровень самостоятельности, требуется дополнительная стимуляция при выполнении заданий; речь соответствует возрасту, но иногда встречаются отдельные грамматические погрешности, нарушения в звукопроизношении.

Для них особенно важен психологический настрой: «Я хочу», «Я могу», «Я умею», «У меня всё получится!» Воспитатели, осуществляя индивидуальный подход:

  • дают образцы правильного выполненного задания;
  • задают наводящие вопросы, подводящие к определённому выводу;
  • закрепляют материал через дидактические задания и игры;
  • воспитывают уверенность, решительность, смелость при небольшой стимулирующей помощи со стороны взрослого.

Третья группа – отставания от сверстников; ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; сниженная работоспособность, неподготовленность к приёму и переработке информации, низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, им трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, предпочитают отмалчиваться; под влиянием неудач у детей складывается отрицательное отношение к занятиям.

К этой же группе можно отнести детей с повышенной возбудимостью и педагогически запущенных, которым не уделялось должного внимания в семье.

 Для них воспитатели:

  • создают условия для овладения ребёнком способами действий;
  • готовят облегчённые варианты заданий;
  • дают больше наглядного материала, схем – подсказок;
  • обеспечивают возврат к предыдущему этапу обучения;
  • уделяют больше внимания индивидуальной работе на занятиях и вне их;
  • готовят к восприятию нового материала, проводя предварительную работу;
  • используют похвалу, одобрение, подбадривание, различные виды помощи;
  • включают сюрпризность;
  • избегают таких слов как: «неправильно», «плохо», «не так».

Применение дифференциации на группы на основе интеллектуально – личностных особенностей воспитанников позволит разнообразить группы по составу. Это, с одной стороны, потребует от педагога большей подготовке к занятию, расширению методического арсенала, с другой стороны, позволит повысить эффективность и качество усвоения материала воспитанниками.

За I квартал  2017 года поступило 28 детей в группу «Ромашки». Из этих детей можно отнести:

*к первой группе     –    7% детей

*ко второй группе   –    36% детей

*к третьей группе    –    57% детей

По окончанию срока пребывания детей, провела диагностику.

Результат:

*к первой группе     –    5% детей

*ко второй группе   –    37% детей

*к третьей группе    –    58% детей

Примеры реализации разноуровневого обучения:

  • Для каждого подгруппового занятия подбираются или изготавливаю материалы с разным уровнем сложности (контурные изображения для раскрашивания, наложенные изображения ( с 2, 3 или 4 предметами), шнуровка с разными по величине и количеству отверстий, наборы для группировки с разным количеством групп предметов или с разным количеством предметов и т.д.
  • Дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй  – из 4 палочек; третьей  – из 6 палочек.
  • При использовании разрезных картинок: одна группа работает с картинкой, разрезанной на 4 части, другая – с 5 частями, третья – с 6 частями.
  • Даётся определённая последовательность геометрических фигур и предлагается:

Детям первой группы – продолжить ряд;

Детям второй группы – продолжить ряд, увеличив количество какой – либо фигуры.

Детям третьей группы – продолжить ряд и придумать свою последовательность.

  • На занятиях по Грамоте для одной группы детей предлагается ряд, состоящий из цифр и букв, при этом детям необходимо все буквы обвести в круг, а цифры  - в квадрат. Для детей второй группы предлагается в ряде найти и зачеркнуть определенные буквы.  Для детей третьей группы предлагается в ряде букв найти и подчеркнуть «спрятанные» слова.
  • «Слоговое лото». Детям предлагаются слова, состоящие из трех букв. При этом первая группа детей заменяет первую букву, составляя при этом новое слово. Вторая группа – заменяет последнюю букву, а третья группа – заменяет гласную.
  • При составлении рассказа одна группа детей используется опорную схему, другая – старается составлять рассказ без нее.
  • При заучивании стихотворений дети, имеющие высокий уровень развития слухоречевой памяти запоминают со слов педагога, повторяя за ним. Для детей, испытывающих трудности при запоминании словесной информации, используются в качестве помощи иллюстрации, разыгрывание сюжета, самостоятельное зарисовывание сюжета.
  • Для детей со слабой мелкой моторикой применяется более крупный раздаточный материал (фишки, геометрические фигуры и проч.), чем для детей с хорошо развитой мелкой моторикой.
  • Если ребенок испытывает трудности при усвоении некоторых математических представлений и понятий, то, за день или за два до занятия воспитатель показывает, например, фигуру и говорит ребенку: «Скоро мы познакомимся с новой фигурой. Еще никто не знает, как она называется, а тебе я сейчас скажу, только ты постарайся запомнить - это ромб (квадрат, треугольник)». Накануне занятия  еще раз напоминает, как называется фигура и чем она отличается от уже знакомых. После такой подготовки ребенок легче справляется с заданиями и, как правило, активен на занятии. 
  • Для детей с высоким темпом деятельности заранее готовятся дополнительные индивидуальные задания. Для детей с низким темпом деятельности возможно сокращение количества заданий в рамках одного занятия.
  • Для детей с высоким уровнем двигательной активности использовать на занятии задания, связанные с передвижением в пространстве или с каким – либо действием.
  • Для закрепления знаний о числеи соответствующей цифре (или букве) детям с трудностями в обучении предлагается рассмотреть число и цифру, обозначающую это число, подумать и сказать, на что она похожа, нарисовать этот предмет, а затем найти и положить ее рядом с нарисованным предметом. С такимим детьми можно разучивать загадки, пословицы, скороговорки, считалки, стихи и в свободное время на прогулке загадывать загадки, разучивать считалки со всеми детьми.

Подгруппы детей

Подход к ребёнку

I  

Подгруппа

  • Предлагать выполнять школьные задания. .
  • Давать дополнительный познавательный материал.
  • Осуществлять разнообразные приёмы.
  • Давать задания для развития творческой инициативы и мышления.
  • Приучать детей делать самостоятельные открытия.
  •  Пользоваться приёмом самоконтроля и самооценки заданий детьми.
  • Предъявлять более высокие требования к ответам детей, к качеству выполнения заданий в соответствии с возрастом
  • Поощрять ответы детей.
  • Проявлять выдержку такт, терпение.
  •  Не делать отрицательных сравнений, чаще

подбадривать, поощрять, хвалить детей и радоваться их успехам.

Воспитывать в детях уверенность в своих силах, используя установки: «будь внимателен», «посмотри на образец», «не спеши говорить, подумай», «ты можешь», «ты умеешь», «у тебя всё получится», «ты умный», «ты способный».

II  

Подгруппа

  • Постепенно усложнять  задания.
  • Обеспечивать продвижение детей в их развитии.
  •  Проводить предварительную работу  перед предстоящим занятием.
  • Осуществлять постепенность и последовательность в подаче материала.
  • Настраивать детей на предстоящее занятие.
  •  Подбирать такие формы, методы, приёмы работы с детьми, которые способствуют дальнейшему развитию умственных способностей детей.
  •  Использовать дидактические игры на развитие логического мышления и других психических процессов.
  • Привлекать  детей к раздаче дидактического материала для занятий. Проявлять выдержку такт, терпение.
  •  Не делать отрицательных сравнений, чаще

подбадривать, поощрять, хвалить детей и радоваться их успехам.

  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах, используя установки: «будь внимателен», «посмотри на образец», «не спеши говорить, подумай», «ты можешь», «ты умеешь», «у тебя всё получится», «ты умный», «ты способный».

III

подгруппа

  • Проводить предварительную работу перед предстоящим занятием.
  • Постепенно усложнять задачи и задания, обеспечивать продвижение детей в их развитии.
  •  Постепенность и последовательность в подаче материала.
  • Создавать специальные ситуации, чтобы настроить детей на предстоящее занятие.
  • Постепенно вводить в тему занятия  элементы предстоящей работы.
  • Чаще использовать индивидуальные дидактические карточки-задания.
  • Разнообразить вариативность, доступность наглядного материала: игрушек, картинок, иллюстраций
  • Использовать игровые приёмы, больше сюрпризных моментов на занятии.
  • Давать  задания, предполагающие ответ в действии (найти, показать, выбрать, принести).
  • Чередовать хоровые ответы с индивидуальными.
  •  Больше времени давать на обдумывание задания, застенчивых и робких детей не спрашивать первыми.  
  • В случае необходимости менять форму проведения, темп занятия и объём материала.
  • Осуществлять повторение трудных тем.
  • Умело оказывать детям прямую и косвенную помощь.
  • Поддерживать инициативу ребёнка.
  • Стараться понять внутренний мир ребёнка, чувствовать его настроение, учитывать интерес и желание заниматься.  
  • Проявлять выдержку такт, терпение.
  •  Не делать отрицательных сравнений, чаще

подбадривать, поощрять, хвалить детей и радоваться их успехам.

  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах, используя установки: «будь внимателен», «посмотри на образец», «не спеши говорить, подумай», «ты можешь», «ты умеешь», «у тебя всё получится», «ты умный», «ты способный».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении Технология разноуровневого развития и обучения.

Слайд 2

Технология разноуровневого развития и обучения - это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения материала. Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Слайд 3

Основу технологии составляют: * психолого – психолого педагогическая диагностика воспитанника

Слайд 4

Основу технологии составляют: * сетевое планирование

Слайд 5

Основу технологии составляют: * разноуровневый дидактический материал

Слайд 6

Традиционно в рамках данной технологии принято выделять три группы. В первую группу входят дети, которые способны с лёгкостью усвоить материал, имеют высокий познавательный интерес; дают быстрые ответы на вопросы воспитателя; хорошо развитая речь.

Слайд 7

Первая группа Воспитатели для таких детей: создают проблемные ситуации; обеспечивают овладение самостоятельным поиском решения познавательных задач; стимулируют самостоятельность мышления, творческий поиск; дают возможность детям анализировать, делать выводы, доказывать свой метод познаний. Таким образом, педагоги обеспечивали детям с высоким уровнем продвижение по пути их опережающего развития.

Слайд 8

Вторая группа Вторая группа детей – усваивают материал в соответствии с возрастом, неплохо справляются с заданиями, но, порой, без поддержки и помощи воспитателя теряются; недостаточный уровень самостоятельности, требуется дополнительная стимуляция при выполнении заданий; речь соответствует возрасту, но иногда встречаются отдельные грамматические погрешности, нарушения в звукопроизношении.

Слайд 9

Вторая группа Для них особенно важен психологический настрой: «Я хочу», «Я могу», «Я умею», «У меня всё получится!» Воспитатели, осуществляя индивидуальный подход: дают образцы правильного выполненного задания; задают наводящие вопросы, подводящие к определённому выводу; закрепляют материал через дидактические задания и игры; воспитывают уверенность, решительность, смелость при небольшой стимулирующей помощи со стороны взрослого.

Слайд 10

Третья группа отставания от сверстников; ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; сниженная работоспособность, неподготовленность к приёму и переработке информации, низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, им трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, предпочитают отмалчиваться; под влиянием неудач у детей складывается отрицательное отношение к занятиям. К этой же группе можно отнести детей с повышенной возбудимостью и педагогически запущенных, которым не уделялось должного внимания в семье.

Слайд 11

Третья группа – отставания от сверстников; ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; сниженная работоспособность, неподготовленность к приёму и переработке информации, низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, им трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, предпочитают отмалчиваться; под влиянием неудач у детей складывается отрицательное отношение к занятиям. К этой же группе можно отнести детей с повышенной возбудимостью и педагогически запущенных, которым не уделялось должного внимания в семье.

Слайд 12

Третья группа Для них воспитатели: создают условия для овладения ребёнком способами действий; готовят облегчённые варианты заданий; дают больше наглядного материала, схем – подсказок; обеспечивают возврат к предыдущему этапу обучения; уделяют больше внимания индивидуальной работе на занятиях и вне их; готовят к восприятию нового материала, проводя предварительную работу; используют похвалу, одобрение, подбадривание, различные виды помощи; включают сюрпризность ; избегают таких слов как: «неправильно», «плохо», «не так».

Слайд 13

Разноуровневая группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете (из опыта работы) "Пальчиковые игры как средство профилактики нарушения речи у детей"

В течение дошкольного детства  ребенок  практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много п...

Выступление на педагогическом совете (обмен опытом)

Выступление на педагогическом совете (обмен опытом)...

Выступление на педагогическом совете с опытом работы по теме: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст-  важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества....

Доклад. Выступление на педагогическом совете из опыта работы по теме «Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности детей»

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует...

Выступление на педагогическом совете (обмен опытом). "Влияние мелкой моторики на развитие связной речи у дошкольников 4-5 лет"

Выступление на педагогическом совете(обмен опытом)Тема: «Влияние мелкой моторики на развитие связной речи у дошкольников 4-5 лет»...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...