Условия формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Бушаева Марина Вячеславовна

Условия формирования адекватной самооценки  у детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

Условия формирования адекватной самооценки

у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство - это «уникальный, самоценный период становления личности, имеющий ярко выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого -  педагогического сопровождения и условий».

 Обобщая определения В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, А.Я. Найна и других исследователей,  под психолого-педагогическими условиями  мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов, направленных на решение поставленных задач.

 М.И. Лисина выделяет следующие «факторы  и источники построения адекватного  образа самого себя у дошкольников: функционирование организма, предметная деятельность, общение с взрослыми, со сверстниками, опыт индивидуальной деятельности…» .  

Рассмотрим некоторые из условий, оказывающих, по-нашему мнению, наибольшее влияние на формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.  

1. педагогическое взаимодействие в форме содействия, направленного  на формирование индивидуального опыта ребенка;

2. наличие позитивного микроклимата, гуманных межличностных отношений между дошкольниками;

3. организованная продуктивная и игровая деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Педагогическое взаимодействие – целостная система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. По  мнению Гогоберидзе  А.Г. , оно может быть организовано  как «процесс воздействия; процесс бездействия; процесс содействия».

Взаимодействие  как воздействие характерно для авторитарного подхода и выражается в стремлении педагога сформировать личность ребенка в соответствии с некой идеальной моделью.

Взаимодействие как бездействие характерно для педагогов либерального типа. Способы и формы взаимодействия  рассчитаны на «среднего» ребенка, педагог не вникает в детские проблемы, поверхностно решает задачи педагогического процесса, является наиболее опасным

Педагогическое взаимодействие  в форме педагогического содействия направленно   на формирование индивидуального опыта ребенка,  максимально учитывает   субъектные позиции участников процесса -  педагога, психолога и детей.  «Процесс содействия наиболее сложен в практической реализации, поскольку педагоги не только определяют задачи  собственной деятельности, но и проектируют задачи деятельности ребенка таким образом, чтобы он воспринимал их как свои собственные».

 В научной литературе выделяют несколько типов отношения педагога к детям:

- устойчиво-положительный: воспитателю присуще преобладание положительной оценки ребенка, искренность, такт;  он действует  больше убеждением, чем принуждением; улыбкой, жестом, мимикой  дает понять ребенку, что тот для него не безразличен;

- неустойчиво-положительный: характеризуется ситуативностью отношения при общей эмоционально-положительной направленности; педагог редко попадает под власть своего настроения; оценка ребенка и манера поведения в значительной степени зависит от характера сложившейся ситуации;

- пассивно-положительный: в общении с детьми воспитателю свойственно нечетко выраженная  эмоционально-положительная  направленность, он нередко сух  и официален с ними;  

- открыто-отрицательный: воспитатель характеризуется  негативным отношением к детям, постоянно подчеркивая,   насколько он выше их; часто создает в группе атмосферу напряженности, сосредотачивает внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения; для  педагога характерны бестактность, черствость, высокомерие, игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- пассивно-отрицательный: для воспитателя характерно отрицательное отношение к педагогической деятельности; он умеет создать внешние признаки хорошей организации работы, однако к работе и детям безразличен.

        Психологи и педагоги выделяют во взаимодействии внешний компонент (вербальное и невербальное поведение педагога, лексика высказываний,  характер оценочных суждений) и внутренний (ценностные ориентиры педагога, установки, отношение к детям).  В реальной жизни они тесно переплетены и играют большую роль при формировании самооценки дошкольников.

При педагогическом взаимодействии основными этапами работы педагога по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста являются:

- диагностический (изучение уровня социальной компетенции и самооценки  воспитанников);

- развивающий (коррекция отклоняющихся видов самооценки и формирование  адекватной самооценки);  

- оценочный (оценка результатов педагогической работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста и планирование дальнейшей работы).

        Эффективность влияния педагогического взаимодействия на формирование адекватной самооценки воспитанника старшего дошкольного возраста определяется в значительной степени уровнем  мастерства педагога. Лисина М.И. отмечает: «Сотрудничество со старшими … представляется ему (ребенку) возможным только в том случае, если они не станут смеяться над ним, а отнесутся с должным признанием. Единственным же убедительным показателем признания дети считают похвалу .  

Становление, стимуляция и развитие адекватной  оценочной деятельности у ребенка  старшего дошкольного возраста происходит, если педагог:

- «выражает свое отношение к окружающему;

- организует деятельность ребенка, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности, ставя задачу, показывая способы ее решения и оценивая исполнение;

- представляет образцы деятельности и тем самым дает ребенку критерии правильности ее выполнения;

- организует для ребенка совместную со сверстниками  деятельность, которая помогает ему видеть в ровеснике личность, учитывать его желания, считаться с его интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых» .

В педагогическом взаимодействии значимое место занимает педагогическая оценка, которая  говорит ребенку не только о правильности его действий, но и о том, что его помнят,  к нему относятся внимательно. Установлено: воспитательные воздействия педагога посредством оценки оказывают разностороннее и глубокое воздействие как на развитие личности отдельного ребенка, так и «детского общества» в целом, взаимоотношений в нем.  Оценка  влияет на успешность протекания процесса социализации воспитанников, усвоение ими правил, принятых в обществе, овладение значимой для них деятельностью, формирование «Я - концепции» ребенка, его самооценки. Характер педагогической оценки, ее содержание, формы, способы играют существенную роль в эффективности формирования адекватной самооценки дошкольников.

Б.Г. Ананьнев отмечал две функцию оценки:

- ориентирующую  - педагог посредством оценки  ориентирует воспитанника  в уровне его знаний  и результатах его деятельности   («Снежинка очень жирная получилась, надо кончиком кисти рисовать, меньше краски брать»);  - стимулирующую  - воздействие на аффективно - волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений. («Не огорчайся,  Женя, у тебя тоже получится хороший дом. Только подумай, какой строительный материал тебе нужно взять, чтобы он был поустойчивее»).. Педагогу ДОУ  важно использовать и ту, и другую.

         Для достижения адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста необходимо в равной степени отмечать успехи и неудачи и соответственно их оценивать, при этом необходимо отказаться от широко распространенных попыток делать обобщающие заключения о личности ребенка по его отдельным поступкам («шалун», «драчун», «обманщик»),  от невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми («Сережа гораздо лучше тебя»). Психологи утверждают: нельзя забывать важное педагогическое правило: «Скажи ребенку, что он поступил плохо, но не говори, что он плохой».

Очень важно при формировании адекватной самооценки для каждого ребенка  создавать ситуацию успеха в наиболее важных сторонах его жизни и деятельности, т.к.  в любом возрасте поощрение более эффективно, чем порицание. Запрещение или порицание должно заканчиваться положительным образцом действий.

Оценивая детей, педагоги ДОУ  порой дают им и предвосхищающую оценку — как положительную, так и отрицательную.

Использование положительных предвосхищающих оценок, выражающих надежду на воспитанника, вселяет в него уверенность в свои силы, вызывает желание совершать поступки, действия, одобряемые взрослым, повышает их результативность.

Предвосхищающая отрицательная оценка, пронизанная пессимизмом в отношении возможностей, положительных качеств ребенка, оказывает противоположное, негативное воздействие на него, приводит к формированию заниженной самооценки ребенка.

         В оценочном общении педагогов  ДОУ иногда встречаются воздействия угнетающего характера (угрозы, крик, насмешка, ирония и т.п.), которые снижают самооценку, «подтачивают» веру  ребенка в себя. Особенно опасно подобное педагогическое общение, если такие оценки нередки в группе: они не только не устраняют недостатки в поведении детей, но и негативно сказываются на становлении личности и деятельности — тормозят развитие самоконтроля, «подтачивают» веру в себя, самоуважение, снижают самооценку, повышают агрессивность. Как правило, это приводит  к снижению активности дошкольника, утрате интереса к оцениваемой таким образом деятельности; препятствует формированию адекватной самооценки.

Педагогу необходимо помнить и о том, что дети, обладающие разными  типами самооценки, по-разному реагируют на оценку воспитателем его деятельности, поведения.

           Детям  с неадекватно завышенной самооценкой свойственно стремление к успеху и высокий уровень притязаний. К похвале воспитателя они  относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они могут реагировать  по-разному: игнорировать критические замечания в свой адрес или  отвечать  повышенной эмоциональностью. Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них – быть в центре внимания педагога.

При работе с дошкольниками с заниженной самооценкой необходимо помнить, что для них оценка педагога очень значима. Эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять у дошкольника  неуверенность в себе, тревожность, чувство страха, гнева, ревности. Порицание и окрики, напротив, усугубят негативное состояние ребенка, приведут к «уходу в себя». Дошкольник станет пассивным, заторможенным, перестанет понимать, что от него требуют. Такого ребенка не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями. Главная задача педагога при работе с таким воспитанником  – обеспечить успех деятельности, дать возможность ребенку поверить в свои силы.

Значительных успехов  могут добиться те педагоги, которые работу по формированию самооценки  осуществляют в разные режимные моменты, в разных видах деятельности, учитывая при этом особенности внутренней коллективной жизни группы и индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.

Эффективным педагогическим условием формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста, по мнению ведущих  психологов и педагогов,  является наличие позитивного микроклимата, гуманных межличностных отношений между дошкольниками.

«Общение –  взаимодействие  двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата… общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее  в своих партнерах .

Развитие мотивов общения дошкольника происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка: потребности в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке.

Общение  ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, которые качественно  отличают его от общения с взрослыми и сохраняются на протяжении всего дошкольного возраста.

         Первое отличие общения сверстников, по мнению Смирновой Е.О., заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности (дошкольники чаще  одобряют ровесника и гораздо чаще вступают с ним в конфликты, чем при взаимодействии с взрослым).

Другая особенность  взаимообщения - нестандартность  и нерегламентировнность (в общении с взрослыми  дети  придерживаются  определенных форм поведения, в общении с детьми допускают  раскованность, ненормированность,  кривляние и т.п.).

Особенностью общения  сверстников является и преобладание инициативных действий над ответными, что  проявляется в невозможности  продолжить и развить диалог, распадающийся из-за отсутствия ответной  активности партнера.

Деркунская В.А. считает, что отношения современных старших дошкольников со сверстниками  регулируются комплексом личных, деловых, познавательных мотивов, имеющих разную индивидуальную выраженность у детей.

Они преимущественно оценивают сверстника по его эмоционально-личностным проявлениям и качествам (дружелюбие, открытость  контактам,  доброта, щедрость, приветливость и пр.) и его достижениям в деятельности» [22, с .31].

Выделяют три позиции детей старшего дошкольного возраста  в отношении сверстников.

1.Эгоистическая позиция: ребенку безразличны другие дети, а интересы сосредоточены на предметах, в частности, игрушках, из-за которых возникают споры и конфликты; они часто допускают в адрес товарища грубость, агрессивность, ничего не знают о своих ровесниках и не всегда помнят их имена. Такая позиция вредна не только  для сверстников, но и для самого ребенка. Его не любят  товарищи, с ним не хотят играть или дружить, что делает его  еще более  агрессивным.

2. Конкурентная позиция:  ребенок понимает,  чтобы тебя любили, уважали и ценили, нужно быть послушным, хорошим, никого не обижать; его любят и хвалят воспитатели, он добивается признания в группе сверстников, но они интересуют его только как средство самоутверждения; оценивает сверстника неадекватно, с точки зрения своих достоинств. Эта черта поведения в общении с ровесниками не должна оставаться главной до конца дошкольного возраста.

3. Гуманная позиция: положительно относится к товарищам, очень чувствителен к внутреннему  состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих; по своей инициативе  делится тем, что имеет, помогает другим не в расчете на похвалу,  а потому что сам получает от этого радость  и удовлетворение. Такая позиция в отношении сверстников наиболее благоприятна для формирования адекватной самооценки.

К шести - семи годам общение становится внеситуативным, даются оценки качествам  и поступкам других.  Согласно исследованиям Т.П. Авдуловой, в процессе сознательного освоения детьми правил взаимоотношения в коллективной жизни группы формируется и объективная основа оценочных отношений ребенка к самому себе. В шесть-семь лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях.  Очень высокого уровня достигает умение сравнения себя с товарищами.

Необходимо отметить, что на  самооценку ребенка старшего дошкольного возраста  оказывает влияние  статус, положение  ребенка в группе. Тенденцию к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» дети, недооценку -  «популярные»,  эмоциональное самочувствие которых достаточно хорошее.  

Задача педагога -  сформировать в группе эмоционально-позитивный микроклимат,  чему будет способствовать   доброжелательная улыбка,  совместное выполнение трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, подбор игрового материала с целью  создания ситуации успеха неуверенного в себе ребенка.

Самооценка у старшего дошкольника по-разному проявляется в зависимости от их отношения к продуктивной деятельности.

             Методами формирования адекватности самооценки являются:

- обучение детей способам самооценки путем сопоставления полученных результатов деятельности с указанием, заданием, высказанным в устной  форме;

- разъяснение значимости взаимосвязи самооценки с самоконтролем, обнаружения ошибок;

- воспитание критического отношения к своей работе и осознания  значимости самооценки в приобретении новых умений;

-  разъяснение причин возникновения ошибок, как возможных ситуаций в ходе обучения;

- разъяснение приемов исправления ошибки; категорический отказ от осуждения детей, допустивших ошибку.

 Наиболее благоприятными, как показали исследования В.А. Горбачевой, Р.Б. Стеркиной, для формирования адекватной самооценки у старших дошкольников являются такие виды продуктивной деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка. В этом случае дети руководствуются мотивом повышения самооценки, в то время как при выполнении деятельности продуктивного характера (например, вырезание из бумаги), связанной с необходимостью осуществления достаточно тонких операций, не вызывающих яркого эмоционального отношения, мотивы самооценки отступают на задний план, а первостепенное значение для детей приобретает интерес к самому процессу деятельности. Поэтому после завершения любой деятельности следует фиксировать внимание ребёнка на выяснение того, что он может узнать о себе, если попытается выяснить причины своего успеха или неудачи. Такая самооценка обеспечит ускорение процесса становления зрелых навыков самоопределения.

Важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его «самости» является игра форма деятельности в условных ситуациях, направленная  на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры .

Игры дошкольников различны  по содержанию, способам организации, значению для развития и воспитания ребенка, используемым в ней предметам. Планируя игровую деятельность, педагогу необходимо помнить о том, что без специального руководства игровой деятельностью между детьми складываются такие оценочные отношения, которые не способствуют формированию адекватной самооценки ребенка. Так, обычно, одни дети всегда выполняют главные роли и командуют сверстниками, а другие лишь подчиняются, выполняя второстепенные роли, отводимые им постоянными лидерами. Дети  «диктаторы»  чаще всего подавляют инициативу партнеров, что нередко способствует формированию нежелательных качеств, как, например, льстивости, пассивности. Такие ведущие представляют нежелательный пример поведения для сверстников в группе. В результате этого и возникает, как подчеркивал в своих работах Э.В. Ильенков, возможность несоответствия между реальной личностью и ее самочувствием - самомнением. На этой основе порождается тенденция к завышенному или заниженному оцениванию себя как субъекта игровой деятельности.

В игровой деятельности детей, которую взрослый не может жестко регламентировать, особенно важно научиться управлять оценочными отношениями и таким путем способствовать нравственному развитию дошкольников.

В игре можно не только формировать самооценку, но и развивать ее регулятивную функцию. Из всей совокупности факторов, действующих на формирование самооценки в процессе игры, можно выделить два  наиболее существенных: во-первых, собственные достижения и их самооценка, а также соотнесение своей оценки с общественной оценкой и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для личности критериям является значимым; во-вторых, отношение других людей, партнеров по совместной деятельности, к данному человеку как личности.

Игра помогает детям ощутить единение с другими, устранить негативный опыт общения.  С помощью игры можно помочь ребенку понять, что он сам может быть успешным, предоставить ему возможность  почувствовать внутреннюю силу и сформировать целеустремленность. Именно в игре закладывается основа уважения к себе как к личности и понятие, что право на уважение имеет каждый.

Чтобы помочь каждому ребёнку занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре, полезно ввести правила поведения.

Играя по правилам, оценивая вместе с взрослым действия сверстников и их ошибки в игре, ребенок начинает осознавать собственные просчеты и старается устранить их, завоёвывая  тем самым  одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.

При распределении ролей  для педагога   важно:

- помочь неавторитетным детям укрепить свой авторитет;  неактивным - проявить активность; недисциплинированным – стать организованными;

новичкам или детям, сторонящимся коллектива сверстников, – сдружиться со всеми;

- объяснить значимость не только командных, но и второстепенных ролей;

- предусмотреть активное участие детей в игре: ребёнок выйдет из игры, если ему нечего делать;

- не использовать в игре отрицательные роли.

Экспериментальные данные Л.И. Уманец свидетельствуют о том, что адекватная самооценка, формирующаяся в игровой деятельности, предполагает развитие у ребенка способности оценивать по достоинству партнеров в игре, умело согласовывать с ними свои действия, не нарушая при этом правил, быть доброжелательным, оказывать нужную помощь, считаться с мнением других, не ущемлять их прав. Чтобы это нравственное поведение было свойственно старшим дошкольникам необходимо  вооружить их системой критериев, по которым оценивается тот или иной участник игры, научить оперировать этими критериями, т.е. самостоятельно применять их по отношению к себе и другим. Для решения этих задач воспитатель должен умело использовать психологический механизм воздействия игровой группы на личность отдельного ребенка.

Условиями формирования самооценки, по мнению Л.И. Уманец, являются формы оптимизации оценочных отношений детей в игре, в результате осуществления которых:

- обогащается положительный опыт сравнения ребенком под руководством педагога  своих достижений в различных играх с результатами сверстников;

- развивается умение применять нравственные критерии при оценке и самооценке успешности в выполнении игровых действий и игрового общения;

- актуализируется потребность ребенка в положительной оценке себя сверстниками – партнерами по игре.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурного пространства ДОУ

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...

Проект "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"

Представление результата-продукта: 3 систематизированных комплекса игр, направленных на формирование сенсорного, слухового и мотрно-двигательного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

Педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»

Актуальность Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга ку...

Педагогические условия формирования национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста

Приоритет культурной деятельности ЮНЕСКО сосредоточен на стимулировании творческой деятельности человека, изучении культур и охране мирового культурного наследия. Национальный проект «Образование» одн...

Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)

Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)...

Программа по развитию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста

Программа по развитию адеквавтной самооценки детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса ДОУ....