ПРОЕКТ «МИНИ-МУЗЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»
проект (младшая группа) на тему

Помазенкова Любовь Владимировна

Проект "Мини музей музыкальных инструментов"цель которого – создание условий для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от знакомства с музыкальными инструментами и потребности в инструментальном музицировании.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini-muzey_muz.instr_.docx33.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«МИНИ-МУЗЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ

ИНСТРУМЕНТОВ»

Подготовила Помазенкова Л.В.

Ч то такое музей? Это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях создание всевозможных музеев приобретает все большую популярность и становится неотъемлемой частью развивающей среды. Для детей дошкольного возраста это особенно актуально, так как именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание.

Одним из направлений работы музейной педагогики дошкольного учреждения является проект «Музей музыкальных инструментов», цель которого – создание условий для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от знакомства с музыкальными инструментами и потребности в инструментальном музицировании.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Расширять представления дошкольников о музыкальных инструментах России (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения). 

2. Учить приемам звукоизвлечения и способам игры на ударных, струнных, духовых, клавишных и шумовых инструментах. 

3. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

4. Воспитывать интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам.

Обобщая педагогический опыт Н.А.Рыжовой, Л.В.Логиновой, А.И.Данюковой по организации мини-музеев в дошкольных учреждениях и создании системы работы с детьми и родителями; Т.Э.Тютюнниковой, опирающейся на творческо-игровой потенциал детей в процессе общения с музыкальными инструментами, учитывая требования к разделу «Музицирование» программы по музыкальному развитию И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Ладушки», позволили разработать оригинальную систему познавательно-развивающих экскурсий с детьми дошкольного возраста, в которой органично сочетаются музыка и речь, музыка и художественно – творческая деятельность детей, музыка и движение, музыка и разнообразие игр в условиях образовательной деятельности.

Проектная часть

Проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:

  • личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, его музыкальным возможностям и способностям;
  • учета индивидуальных особенностей детей в ходе познавательно – развивающих экскурсий;
  • системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;
  • интеграции разных видов художественно-творческой деятельности воспитанников;
  • ориентации на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.


Проект «Мини-музей музыкальных инструментов» - долгосрочный, рассчитанный на весь учебный год, участниками которого являются дети среднего и старшего дошкольного возраста возраста, их родители и педагогический коллектив дошкольного учреждения. 

Система работы отражена в содержании деятельности по реализации проекта:

  • перспективное планирование, состоящее из четырех блоков: образовательная деятельность с детьми, мероприятия с педагогами, родителями, конкурсы и выставки
  • конспекты, включающие разнообразные методы и приемы: наглядный (рассматривание экспозиций, иллюстраций, фотографий, показ мультимедийных слайдов), словесный (описания, объяснения, указания, беседы, вопросы, рассказы, стихи и тексты, побуждающие к практической деятельности), разнообразие приемов организации слушательской, музыкально-исполнительской и музыкально-творческой деятельности дошкольников;
  • практические советы для воспитателей и родителей.

Технология проекта предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспонатами мини-музея, но и пробуждения творческой активности у детей – желания импровизировать на музыкальных инструментах, создавать музыку самим. Поэтому образовательная роль мини-музея значительна: это не только рассматривание музыкальных инструментов, но и занимательные рассказы и театральные миниатюры об истории их происхождения.

Ресурсное обеспечение

1основной фонд мини-музея составляют подлинные музыкальные инструменты и музыкальные игрушки и шумовые инструменты, коллекция которых насчитывает около 15 видов;

2) 
вспомогательный фонд:

  • «Паспорта музыкальных инструментов», включающие в себя увлекательные беседы, загадки и кроссворды;
  • иллюстрации и фотографии с изображением музыкальных инструментов;
  • «Музыкальная азбука» - картотека дидактических игр, пальчиковой гимнастики, песенный репертуар о музыкальных инструментах;
  • «Музыкальная библиотека» - художественная литература о музыке и музыкальных инструментах;
  • раскраски с изображением музыкальных инструментов;
  • поделки и рисунки детей.


В рамках музейной педагогики используются разнообразные формы
сотрудничества с родителями:

  • проведения досугов (совместные развлечения, праздники, семейные концерты);
    «познавательное» сотрудничество (консультации, собрания, экскурсии по мини-музею);

  • «спонсорское» сотрудничество (приобретение экспонатов для музея, участие родителей в преобразовании окружающей среды).



Критерии и показатели результативности образовательной деятельности

1.Знать названия инструментов, составляющие фонд мини-музея, определять их на слух по тембру.

2. Знать приемы и способы игры на инструментах. 

3. Знать расположение высоких и низких звуков на разных инструментах.

4. Уметь четко воспроизвести ритмический рисунок, сыгранный взрослым («подыграть музыканту»).

5. Уметь импровизировать на разных музыкальных инструментах мелодии на стихотворные тексты.


Перспективный план

Сентябрь

1

Путешествие по  мини-музею. Звуки окружающего мира: музыкальные и немузыкальные.

Д/и «Найди похожий звук», 

Д/и «Шумовые коробочки»,

Педагог предлагает детям послушать звуки, которые окружают их дома и изобразить их в виде рисунков

Анкетирование родителей: 

«Музыкальное развитие в ДОУ»

Организация музыкального уголка в группе


2

История возникновения ударных, струнных и духовых инструментов.

Д/и «Музыкальные лоскутки»

Октябрь

3


«Деревянные истории» и «Металлические фантазии».

Д/и «Стучалки».

Разучивание ритмодекламаций «Прыг – скок» или «Веселый старичок» (развитие речи)


«К детским музыкальным инструментам».

4

«Стеклянное королевство»

Д/и

1.«Столовый музобоз», 2.«Музыканты»

Ритмодекламация «Хрустальный колокольчик»

Игра на ДМИ

Обучение педагогов правильному звукоизвлечению при игре на ДМИ

Ноябрь

5

Знакомство со струнной щипковой группой инструментов

Д/и «Веселый скрипач»

6

Знакомство со струнной смычковой группой инструментов

Д/и «Определи низкий и высокий струнный инструмент»

Разучивание песни «Веселый музыкант», муз.А.Филиппенко

Декабрь

7

Знакомство с духовой группой инструментов

Дидактическая игра «Кто это был?», «Кукушка»

Упражнение на дыхание «Легкий ветерок»

Раскрашивание струнных инструментов в раскраске «Музыкальные инструменты» (ИЗО)

Раскрашивание струнных инструментов в раскраске «Музыкальные инструменты» (ИЗО)

8

Знакомство с духовой группой инструментов

Д/и «Назови инструмент»

Прослушивание

симфонической сказки «Петя и Волк».

Январь

9

Знакомство с ударной группой музыкальных инструментов.

Д/и «Музыкальный инструмент», 

Разучивается песня «Вовин барабан», муз В.Герчик

Нарисовать картинки ударных инструментов

10

Знакомство с ударной группой музыкальных инструментов.

Д/и «Барабанщик», 

«Игра с жестами»

Игра на детских ударных инструментах

Февраль

11

Знакомство с клавишной группой музыкальных инструментов.

Д/и «Веселый оркестр»

Мультимедийное представление

«Из истории клавишных»

12

Знакомство с симфоническим оркестром


Д/и «Собери оркестр», «Дирижер»

Март

13

Оркестр русских народных инструментов.

Д/и «Работа и забава»

Игра на русских народных инструментах. РНП «Калинка»

14

Знакомство с русскими народными инструментами.

Д/и «Угадай-ка» (диск «Голоса музыкальных инструментов».

«угадай, кто я»

Разучивание русского народного танца с ложками «Коробейники»


Раскрашивание музыкальных инструментов

апрель

15

Выступление муз.руководителя на родительском собрании «Сундучок идей: «Как организовать оркестр дома?»


Знакомство с музыкальными инструментами народов мира

Упражнение на дыхание «Ветерок», Д/и «А+Б»

Мультимедийное представление

16

Знакомство с инструментами народов мира.

Д/и «Лото», «Карнавал».

Изо раскрашивание музыкальных инструментов

Май

Выступление детей из ДМШ (Шикарёв Стёпа)

Посещение детской школы искусств  с родителями по рекомендации воспитателя.

17

Знакомство с инструментами народов мира.

Разучивание танца с музыкальными инструментами (румба, маракасы, кастаньеты)

Тема «Музыка вокруг нас».

Тема занятия «Все на свете люди знают, звуки разные бывают»

Цели: дать представления об окружающих звуках шумовых и музыкальных; первоначальное представление о классической музыке, балете.

Задачи:

Образовательные:

1.Побуждать у детей желание участвовать в различных видах музыкальной деятельности на занятии.

2.Научить простейшим приёмам вокально-хоровой работы, правилам дыхания и пения.

3. Обучать детей владению интонационными возможностями голоса в рамках элементарного музицирования.

4.Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку.

5.Формирование представлений о шумовых и музыкальных инструментах.

6.Рассказать об оркестре, музыкальных инструментах, балете.

Коррекционно – развивающие:

1.Способствовать расширению кругозора.

2.Формирование правильного голосоведения.

3.Коррекция нарушений звуко - произносительной речи.

4. Коррекция мелкой и общей моторики.

5. Развивать слуховое внимание к звуку, к его особенностям, к слову, проникая в его суть.

6.Развивать образное мышление, готовность к поиску творческих решений.

7. Формирование музыкально – исполнительских навыков в движении, пении и игре в оркестре детских музыкальных инструментах.

8. Развитие тембрового и ритмического слуха.

Воспитывающие:

1.Прививать музыкальный вкус.

2.Интерес к музыке и музыкальным занятиям.

3. Воспитывать культуру хорового пения.

4. Желание работать в коллективе.

5.Поведение в театре.

Здоровьесберегающие:

Оборудование: магнитофон; фортепиано; музыкальные инструменты детского оркестра; плакат с изображением видов музыкальной деятельности, портреты композиторов: П.И. Чайковского, И.С. Баха.

ХОД  занятия

Дети  под музыкальное сопровождение танцевальной игры «Если нравится тебе» и становятся в круг. Вместе с педагогом начинают исполнение.

Танцевальная игра «Если нравится тебе.

Дети вместе с учителем танцуют, учитель поёт, дети подпевают:

- Если нравится тебе, то делай так (показывает простейшее танцевальное движение).

Дети повторяют движение.

- Если нравится тебе, то делай так… (имитация игры на музыкальных инструментах).

- Если нравится тебе, то и другому покажи. Если нравится тебе, то делай так…(импровизированное пение сначала на слог «ля», затем слог «лю»).

Цель упражнения: вспомнить в игровой форме всё, чем будут заниматься учащиеся на уроке.

В конце игры по приглашению педагога все подходят к музыкальному уголку. Педагог садится ,играет на металлофоне и поёт «Здравствуйте, ребята» (пятиступенчатый звукоряд до - соль).

Предлагает детям пропеть по трём ступеням (до, ми, соль): «Здра- вствуй-те».

Педагог: Я рада снова встречи с вами. С чего началось наше занятие? Какие действия вы выполняли? (ответы детей). Пение, танец, игра на музыкальных инструментах нам напомнили о чём? (ответы детей). Конечно, все эти действия нам напомнили о том, чем мы будем заниматься на занятии. Главное нам надо научиться слушать музыку.

Кто из вас знает, как появляется музыка, из чего она состоит? (ответы детей). Музыка состоит из разных звуков. Наш мир полон звуков, которые издают все предметы. Давайте послушаем их. В группе дана установка на тишину. Дети вслушиваются в звуки, которые долетают из коридора, улицы, от собственного дыхания.

Цель упражнения: учиться вслушиваться в разнообразно звучащие звуки, развитие внимания, развитие умения сосредотачиваться.

Педагог: Сейчас будет звучать музыка, а вы движениями, звуками изобразите всё то, сто услышали. Звучит «Шутка» И.С. Баха. Дети двигаются по группе и изображают звуки. Задача педагога помочь детям, показывая, например, движение автомобиля, имитируя движения при мытье полов и т.п. Когда музыка заканчивается, учитель спрашивает, какие звуки услышали ученики. А все ли звуки звучали одинаково? (ответы детей). А как можно назвать эти звуки, что они издают? (шум). Музыка, которая звучала, помогала вам в игре? (ответы детей). Какое настроение у вас возникло? (ответы детей). Эту музыку сочинил И.С. Бах и называется она «Шутка». Мы с вами отлично пошутили.

Цель упражнения: развитие умения двигаться в соответствии с характером музыки, подражая звукам, развитие внимания, умения сосредотачиваться, импровизировать, развитие творческих способностей, желание проявить себя в изображении звуков.

Педагог просит подойти к инструментам детского оркестра и просит взять любой из них и исполнить услышанные звуки. Дети исполняют на инструментах услышанные звуки. Один играет, другой угадывает, что изображает звук инструмента.

Педагог: Молодцы! Какие звуки изображали эти инструменты? (ответы детей).

Маракасы, кастаньеты, трещотки, румба, бубны - это шумовые инструменты. Давайте поиграем в оркестр шумовых инструментов. Но для начала сделаем разминку.

Упражнение «Дуйте, дуйте, ветры…» (из английской поэзии).

Педагог декламирует стихи и показывает движения, за ним повторяют дети.

Дуйте, дуйте, (круговые движения одной рукой)

Ветры в поле (круговые движения другой рукой)

Чтобы мельницы (круговые движения тыльной стороной левой ладони по правой ладони – горизонтально).

Мололи, (потирая ладони круговыми движениями - вертикально)

Чтобы завтра из муки («посыпая» - мелкие движения пальцами)

Испекли мы пирожки (хлопки ладонями вытянутых рук перед собой и за спиной).

Цель упражнения: развитие мелкой моторики, координации движения, развитие внимания, памяти, чувства ритма, коррекция звуко – произносительной речи.

Звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла». Дети слушают песню. Затем педагог показывает приёмы игры на шумовых инструментах и предлагает исполнить музыку: «Сыграйте, как вы хотите». Дети исполняют мелодию игрой на шумовых инструментах.

Педагог: А теперь играйте, как я.

1.Начинает исполнять метрический пульс мелодии, дети подхватывают.

2. Выделяет акценты, дети повторяют.

3.Исполняет ритмический рисунок, дети повторяют.

Педагог: Вам понравилось играть в оркестре? (ответы детей). Давайте повторим названия тех инструментов, которые мы использовали. Каждому ребёнку даётся возможность ещё раз поиграть на инструменте, вслушаться в его звучание и попытаться вспомнить название его.

- А теперь я предлагаю вам выучить песню. Что мы должны сделать перед тем, как начать петь? (ответы детей). Правильно, мы должны подготовить голос к пению.

Дыхательная гимнастика

- Выпрямить спину, расправить плечи, сделать глубокий вдох носом, на несколько секунд задержать дыхание, затем ровно и медленно выдохнуть воздух через рот. Повторить упражнение 2-3 раза.

- Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу резкими рывками, активно работая диафрагмой. Повторить упражнение 2-3 раза.

- Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот. Повторить упражнение 2-3 раза.

- Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки, как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2-3 раза.

Артикуляционная гимнастика

- «Футбол» - с закрытым ртом, языком натягивать по очереди щёки.

- «Вальс» - с закрытым ртом, делать круговые движения языком.

- «Туча» и «Солнышко»- вытягиваем губы вперёд «в трубочку», затем растягиваем в широкой улыбке.

- «Лошадка» - цокаем языком, при этом губы вытянуты вперёд «в трубочку», затем цокаем, растягивая губы в широкой улыбке по жесту учителя.

Цели упражнения: работа над дыханием, непосредственная подготовка к пению, разогревание голосового аппарата, развитие работы артикуляционного аппарата.

Педагог: Вы когда-нибудь слышали, как поёт кукушка? (ответы детей). Спойте, как она поёт. (Дети имитируют пение кукушки).

- Молодцы! А сможете сыграть на инструментах пение кукушки?

Дети подходят к инструментам и пытаются исполнить на них пение птицы. Педагог вместе с ними пытается найти подходящий по звучанию инструмент.

Педагог: Какие вы выбрали инструменты? (Подходит к каждому ребёнку и просит исполнить пение кукушки, затем называет его.) Все инструменты, которые могут передать чьё–то пение, называются музыкальными. (Педагог показывает инструмент, играет на нём и называет его).

Ритмико–мелодическое упражнение «Кукушка». («Шульверк. Музыка для детей». Русская версия).

Ку-ку, ку - ку, там, в лесу (на звуках соль – ми).

1. Послушать мелодию.

2. Проговорить текст, выделяя голосом ударные слоги.

3. Исполнить ритм хлопками, притопами, щлепками.

4. Пение с сопровождением инструмента (фортепиано).

5. Пение с сопровождением игрой на музыкальных инструментах.

Цели упражнения: развитие слуха, чувства ритма, правильного интонирования (терция), развитие речи.

Педагог: Как красиво у нас поёт кукушка. А сейчас я вам предлагаю игру, которая тоже называется «Кукушка»: я буду исполнять песню, а вы двигаться, изображая кукушку, так, как вам подскажет музыка. Как только вы услышите пение кукушки в моём исполнении, вы должны будете взять музыкальные инструменты и вместе со мной петь. Выберите инструменты и расставьте их так, чтобы вам было удобно подойти к ним и исполнить музыку.

Педагог исполняет песню «Кукушка» сл. М. Клоковой, муз. М. Красева.

Дети двигаются по группе, изображая полет птицы во время звучания первой части куплета, на слова «ку-ку» берут инструменты и начинают играть на них.

Цели упражнения: развитие слуха, внимания, передавать образ в движении, изменять движения соответственно фразам, развитие мелкой и общей моторики, правильность звукоизвлечения, развитие чувства ритма.

Разучивание 1-2 куплета «Кукушка» сл. М. Клоковой, муз. М. Красева по фразам:

1.Чёткое проговаривание текста.

2.Исполнить ритм хлопками, выделяя сильную долю.

3.Пение с сопровождением металлофона.

4. Пение с сопровождением звучащими жестами (хлопками, шлепками, щелчками).

5. Пение с изменением динамики (громко – тихо).

Педагог: Мы с вами говорили уже о том, чтобы научиться двигаться под музыку, исполнять песни, исполнять музыку на музыкальных и шумовых инструментах, мы должны научиться слушать музыку. Музыку сочиняеткомпозитор для того, чтобы её слушали и исполняли. Когда мы с вами пели и играли на музыкальных инструментах, кем мы были? (ответы детей ). Мы были с вами исполнителями. А сейчас мы будем с вамислушателями, т.е. что будем делать? (ответы детей). Мы будем слушать музыку русского композитора П.И. Чайковского (показать портрет), называется она «Па – де – де». Эта музыка звучит в балете «Лебединое озеро». Балет – это спектакль, в котором все герои разговаривают языком танца, т.е. они танцуют (показ иллюстраций с изображением балета). Я вам предлагаю поиграть в балет. Сейчас будет звучать музыка, а мы с вами будем танцевать, передавая её характер.

Звучит «Па- де –де» П.И. Чайковского.

Педагог вместе с детьми выполняет движения под музыку.

Педагог: Почему мы двигались медленно, выполняли плавные движения? (ответы детей). Характер музыки спокойный. А мелодия плавная, певучая. Давайте попробуем исполнить. Исполнение мелодии:

  1. Плавным движением рук.
  2. Моделированием мелодии с помощью плавного движения тела.
  3. Моделирование мелодии с помощью верёвки (пока звучит музыка, учащиеся выкладывают плавную линию на ковре).
  4. Моделирование с помощью рисунка.
  5. Исполнение мелодии на слог «ла», меняя динамику (громко – тихо).

Цели упражнения: развитие слуха, внимания, передавать в движении характер музыки, прочувствовать через движения тела, рук плавное движение мелодии, развитие координации, развитие импровизации, творческих способностей детей.

Педагог: Балет показывают в театре на большой сцене. Зрители, так называют тех людей, которые пришли посмотреть балет, сидят тихо на своих местах и внимательно слушают и смотрят балет. Я вам предлагаю поиграть в театр. Дети рассаживаются на стулья и смотрят фрагмент (видео) из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.

Педагог: Композиторы сочиняют музыку для чего? (для того, чтобы её услышали и исполнили). Музыку, каких композиторов мы слушали? Когда мы слушали музыку, мы были…..? (слушателями). Когда мы пели песню, танцевали и играли на музыкальных инструментах, мы были…..? (исполнителями). Как называется спектакль, в котором все герои разговаривают с помощью танца? (балет).

-Молодцы, ребята. В заключение нашего занятия, я предлагаю вспомнить всё, чем мы занимались на занятии.

Танцевальная игра «Если нравится тебе.

Педагог вместе с учениками поёт и выполняет по порядку те виды деятельности, которыми занимались на уроке.

Если нравится тебе, то делай так (имитация шумовых звуков);

Если нравится тебе, то делай так (игра в оркестре шумовых инструментов);

Если нравится тебе, то и другому покажи.

Если нравится тебе, то делай так (имитация движения птицы с пением «ку-ку») и т.п.

Куплет повторяется 3-4 раза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».

Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея:  познавательно- исследовательский.   Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...

Проект "Мини - музей музыкальных инструментов"

Организация мини-музея в «центре музыкального творчества», расположение всех экспонатов в вертикальной и горизонтальной плоскостях, использование ширм, столов позволяют эффективно строить работу, осущ...

ПРОЕКТ «МИНИ-МУЗЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от знакомства с музыкальными инструментами и потребности в инструментальном музицировании....

Проект «Мини-музей музыкальных инструментов»

Проект «Мини-музей музыкальных инструментов» - долгосрочный, рассчитанный на весь учебный год, участниками которого являются дети среднего и старшего дошкольного возраста возраста, их роди...

проект мини-музей "Мир музыкальных инструментов"

Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать....