программа "Эмоциональное выгорание педагогов"
методическая разработка на тему

Майорова Людмила Павловна

Программа поможет решать проблему сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_emotsionalnoe_vygoranie.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 15 с.Кабанск»

Программа «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы

    В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в воспитательном процессе - от него требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.д.

      Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.

  Профессиональная деятельность педагогов дошкольного образования характеризуется значительными нагрузками на психоэмоциональную сферу личности. Большая часть его рабочего дня протекает в эмоционально-напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на физическое и эмоциональное самочувствие педагога: появляются нервозность, раздражительность, разного рода недомогания. Профессиональный долг педагога обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, отчаяния, недовольства. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит  бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на его здоровье.

      Исследования Л.М.Митиной, О.А. Прохорова, А.А.Реана, А.А. Баранова и др. показывают, что многие педагоги обладают недостаточной сформированностью адекватных способов эмоционального реагирования на трудности непрогнозируемых сложных ситуаций, обнаруживают низкий показатель степени социальной адаптации. Проведенный опрос воспитателей  подтверждает это. Большинство отмечают, что не умеют снимать чрезмерное эмоциональное напряжение, предотвращать его развитие. Это проявляется в разрушительных последствиях для их психоэмоционального и физического самочувствия, а также негативно сказывается на эмоциональном благополучии детей. Данные многих исследований показывают, что даже  у молодых педагогов частыми являются обращения в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвенных заболеваний неврогенного характера (В.В.Бойка, Л.М.Митина, Т.В.Формалюк и др.).

     Многие представители педагогической профессии не могут, к сожалению, похвастаться своим здоровьем, а между тем требуемая от педагога активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально значимых качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем. Педагоги  подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения – синдрому эмоционального выгорания. Термин был введен американским психиатром Ж.Дж. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере. Первоначально под термином «выгорание» подразумевалось состояние изнеможения. Позже симптоматика всё больше расширялась, и учёные стали связывать это явление с психосоматическим состоянием.

   В нашей стране понятие «синдром эмоционального выгорания» введено в психологическую практику не так давно, и, проблема, как считается, не получила должного внимания.

     В настоящее время эмоциональное выгорание понимают как  механизм психологической защиты, выработанной личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

   В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является, на наш взгляд, наиболее актуальной задачей современной системы образования.

Цель программы:

 создание в дошкольном образовательном учреждении условий для сохранения и

              укрепления психического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции

              психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в

              педагогической деятельности.

Задачи программы:

• формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;

• формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами, родителями и детьми;

• создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов.

Этапы реализации программы:

  • мотивационный

• диагностический;

• просветительский;

• коррекционно-консультативный.

На первом этапе цель педагога-психолога при работе с педагогическим коллективом состоит в том, чтобы предоставить информацию о том, почему именно в педагогической деятельности необходимо уделять внимание собственному психическому здоровью. Необходимо также сформировать у педагогов мотивацию для продолжения совместной деятельности по формированию практических навыков саморегуляции своих состояний. Занятия можно проводить в форме психологического  тренинга или «круглого стола» с обсуждением волнующих вопросов.

Второй этап деятельности — психодиагностический. Цель этого этапа — определить круг личностных и межличностных проблем в данном коллективе для подбора методов и форм при разработке коррекционно-профилактического блока.

После проведения психологического исследования, анализа полученных результатов и выявления проблем, характерных для конкретного педагогического коллектива, разрабатывается система дальнейших коррекционно-профилактических мероприятий, входящих в 3-й и 4-й этап реализуемой программы.

Психологическое просвещение педагогов направлено, в первую очередь, на формирование психологической культуры по отношению к своему психическому здоровью, к своему организму в целом, на осознание важности своего психоэмоционального состояния для эффективности педагогической деятельности.

Кроме того, просветительский блок  включает в себя оформление информационного стенда с характерной для этого направления тематикой, где с этими материалами  могут познакомиться педагоги.

Коррекционно-профилактический блок включает в себя конкретные мероприятия по формированию навыков регуляции психоэмоциональных состояний, коррекции личностных и межличностных проблем.

Блок коррекционно-профилактических мероприятий включает в себя групповые и индивидуальные формы работы с педагогическим коллективом.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Формы

Профилактика

Психопросвещение

Коррекция

Групповые

Тренинги формирования навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний, коммуникативного взаимодействия. Психологические игры

Семинары. Беседы о способах и методах сохранения психического здоровья. «Круглые столы». Оформление наглядных материалов

Тренинги коррекции межличностных отношений, отношения к себе. Релаксация

Индивидуальные

Индивидуальные консультации по проблемам личностного характера, проблемам взаимоотношений с детьми, родителями и педагогами, администрацией

Коррекционно-профилактическая деятельность включает в себя три основных направления:

1. Коррекция межличностных отношений в коллективе и формирование коммуникативных навыков.

2. Формирование и отработка навыков психоэмоциональной регуляции.

3. Повышение уверенности в себе и формирование адекватной самооценки.

    Коррекция межличностных отношений в коллективе и формирование коммуникативных навыков педагога — заключительный этап программы

    В коррекционно-профилактические мероприятия (для формирования коммуникативных навыков педагога и улучшения психологического климата в коллективе) включена  такая форма работы, как психологический тренинг.

В психологической науке отработана характеристика общих принципов тренинговой работы: активности, исследовательской позиции, осознания поведения, партнерского общения.

    Среди большого количества тренинговых программ чаще всего используются варианты тренингов: общения, деловых качеств, личностного роста, саморегуляции. Все развиваемые в данных тренингах навыки необходимы в профессиональной деятельности педагогов и руководителей дошкольных учреждений.

    В наибольшей степени педагогам необходимы тренинги саморегуляции. Причина этого заключается в особенности профессии: постоянный высокий уровень самоконтроля, активное взаимодействие с детьми, оценочная деятельность, эмоциональное общение с воспитанниками. Таким образом, существует насущная необходимость обучать педагогов приемам аутотренинга, расслабления. Для сохранения психического здоровья используются философские подходы к анализу происходящих в жизни человека событий; рекомендации физиологического характера и, естественно, отрабатываются навыки психологического самоконтроля (практика релаксации, реакции на стрессовые ситуации, негативные эмоции и т.д.).

         Как правило, все рекомендации такого рода имеют практико-ориентированный характер и позитивно принимаются педагогами. Использование в повседневной жизни приобретенных знаний и умений требует, безусловно, определенной тренировки и времени. Применение релаксационных тренингов позволяет повысить не только психологическую грамотность педагогов, но и их психоэмоциональную устойчивость, столь необходимую в профессиональной деятельности.

Перспективный план по реализации коррекционно-консультативного этапа программы.

  1. Консультации:

- «Психологическое самочувствие воспитателя».

- «Обучение эффективному общению»

- «Как эффективно взаимодействовать с родителями»

- «Антистрессовый комплекс упражнений»

- «Психологическое  здоровье  педагогов. Синдром эмоционального выгорания»

- «Как повысить стрессоустойчивость»

- «Арттерапия как средство  сохранения здоровья педагогов»

- «Как помочь себе самому. Сохранение психологического здоровья»

  1. Семинары:

     -  «Программа защиты от стресса»

     -  « Саморегуляция психического состояния»

     -  «Формирование коммуникативной  компетентности педагогов»

     -  «Учимся выступать публично (тренинг публичного выступления)»

     -   Сказкотерапевтический тренинг «Преданья старины далекой… и не очень»

     -  «Формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ как основа для творческой реализации»

     -  «Искусство общения. Педагогический конфликт: предупреждение и конструктивное разрешение»

     -  познавательно-деловая игра для педагогов «Палитра эмоций»

     -  трехдневная программа психологических занятий «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе себя»

     -  тренинг личностного роста педагогов.

     -  занятие в школе молодого педагога «Учимся эффективно общаться»

     -  тренинг «Эмоционально-экспрессивное поведение педагога ДОУ»

    4. Организация психологических минуток на педагогических мероприятиях. Цель – создание психологического комфорта, снятие напряжения, развитие гибкости мышления, активизация мыслительной деятельности.

Ожидаемые результаты.

        В ходе реализации программы  по сохранению психического здоровья педагога в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

• улучшается психологический климат в коллективе;

• снижается ситуативная и личностная тревожность педагогов;

• формируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;

• повышается самооценка и уверенность в себе.

Диагностические методики:

Параметры

Методики

Самооценка

Опросник определения уровня самооценки

Нервно-психическая устойчивость

Диагностика эмоционального выгорания В.В. Бойко

Межличностные отношения в коллективе

Общая оценка психологического климата коллектива Лутошкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...