Главные вкладки

    Мастер класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
    материал на тему

    Деманова Галина Владимировна

    Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass.docx27.74 КБ
    Файл prezentatsiya_k_master_klassu.pptx1.24 МБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №1 «ИВУШКА» С.ЛИПОВКА БАЗАРНО – КАРАБУЛАКСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

    Мастер –класс на тему:

    «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

    Воспитатель Деманова Галина Владимировна

    01.04.2018

    Прекрасна речь, когда она как ручеек,
    Бежит среди камней чиста, нетороплива, 
    И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
    “О, как же ты красива!”.

    Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но мы видим, что с каждым годом число детей, имеющих недостатки развития речи, все возрастает. В основу нашей работы положена игра. Для ребенка игра – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.

    Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т.д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам, процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически! (и как следствие появились недостатки в развитии речи)

    Для активизации речевого развития детей мы в ООД и в повседневной используем упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. 

    Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. 

    Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе.

    Для  эффективной работы с детьми в нашем детском саду было создано дидактическое панно «Теремок». Оно многофункциональное, легкое в использовании.

            Панно имеет тканевую основу домика-теремка с нашитыми на него элементами: окошками всех цветов радуги, которые зафиксированы различными застежками (липучка, шнуровка, кнопки, пуговицы, молнии и т.д.) Это позволяет в игре развивать у детей мелкую моторику рук (завязывание и развязывание шнурков, ленточек, застегивании молнии, кнопок, пуговиц, липучек, замочков), а также тактильные ощущения, логическое мышление, память, внимание, речь.  Дидактическое панно можно расположить на столе, полу и другом удобном месте.

    Дополнительно к пособию изготовлены атрибуты: изображения сказочных персонажей.    

    Варианты работы разнообразны: например, можно предложить детям сочинить и рассказать сказку, обыграть различные сюжеты. Дети самостоятельно выбирают необходимые атрибуты, располагают их на панно и рассказывают свою сказку или могут продолжить сказку по заданному началу.

        При составлении сюжета ребенку многократно приходится прикреплять и снимать атрибуты, что развивает сенсорные ощущения, мелкую моторику, стимулирует развитие речи и творческие способности; приводит к положительным результатам в работе.

    В образовательной области «Речевое развитие» с помощью этого панно можно придумать и рассказать сказку «Теремок». В образовательной области «Познавательное развитие» панно применяется для формирования первичных представлений и отношений объектов окружающего мира для повторения цвета, формы, величины, размера, пространства, а также для формирования умения узнавать на панно диких животных и называть их и.т.д.

       Сюжет каждый раз может меняться в зависимости от настроения, времени года, явлений природы,  а также  от развивающих, обучающих и воспитательных задач, которые ставит педагог в совместной деятельности с детьми. Материал для сюжета может меняться и пополняться.

    Вот вариант  игры с панно «Теремок».

    Сказка «Теремок»

    Цель: всестороннее развитие речи детей и связанных с ней психических  процессов.

    Задачи:

     Образовательные:

    -  закреплять знания о русских народных сказках;

    - закреплять звуки и формировать умение звукоподражанию;

    - формировать умение различать вопросы «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них; 

    - развить  восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

    Воспитательные:

    -воспитание  любви к природе, животным,  гуманности, скромности, доброты, ответственности.

    Развивающие:

    - развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста;

    -  развивать умение обыгрывать различных сказочных сюжетов;

    - развитие внимания, воображения;

    - развивать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей.

                                                                                                                                                         

    Рассказчик

    Кар – кар – кар, сюда – сюда,

                  На поляне чудеса.

                 Дом стоит многоэтажный.

                 И никто в нем не живет!

                 Услыхали звери карканье вороны

                 И по лесу новость разнеслась вмиг.

                 Все хотят увидеть чудеса лесные,

                 Все хотят в чудо – домики жить.

    Вот летит комар – пискун.

    Комар

    С-С-С-С-С

    Пустите  меня в теремок.

    Рассказчик

    Назови зверей со звуком С

    Комар

    Слон, суслик, носорог, лось, лиса, песец, соболь, косуля

    Рассказчик

    Заходи, будем жить мы счастливо

    Летит муха - зузуха.

    Муха

    З-З-З-З-З

    Пустите меня в теремок.

    Рассказчик

    Скажи быстро скороговорку.

    Муха

    Зоя зайкина хозяйка – спит в тазу у Зои зайка.

    Рассказчик

    Заходи, будем жить вдвоем

    Скачет по полю лягушка-квакушка.

    Лягушка

    Ква- Ква- Ква

    Пустите меня  к себе жить.

    Рассказчик

    Давай попробуем назвать противоположности (антонимы)

    Лягушка

    Нам с тобой пришёл черёд,
    Сыграть в игру «Наоборот».
    Скажу я слово
    Высоко,
    А ты ответишь:
    Низко.

    Скажу я слово
    Далеко,
    А ты ответишь:
    … (близко).

    Скажу я слово
    Потолок,
    А ты ответишь:
    … (пол).

    Скажу я слово
    Потерял.
    И скажешь ты:
    … (нашёл).

    Скажу тебе я слово
    Трус,
    Ответишь ты:
    … (храбрец).

    Теперь
    Начало
    Я скажу, -
    Ну, отвечай:
    … (конец)     

    Рассказчик

    Заходи, будем жить мы весело втроем

    Скачет зайка – побегайка

    Заяц

    Цок-Цок-Цок

    Пустите меня к себе.

    Рассказчик

    Выполни задание - Доскажи словечко.

    Заяц

    Рос на грядке …(огурец)

    Жил на дереве … (скворец)

    Тот скворец большой…(мудрец)

    Захотел съесть …(огурец)

    Прилетела в гости …(птица)

    - Мне нельзя тут … (поживиться)?

    Склевали вместе …(огурец)

    И стихам нашим …(конец)

    Рассказчик

    Заходи, будем жить мы вчетвером

    Бежит мимо лиса

    Лиса

    Пустите меня в теремок.

    Рассказчик

    А назови –ка, нам правильно соки из овощей и фруктов?

    Лиса

    Сок из винограда – виноградный сок

    Сок из сливы – … ;

    Сок из клюквы – …;

    Сок из брусники – … ;

    Сок из моркови - … ;

     Сок из свёклы  – … ;

    Сок из лимона  – … ;

    Сок из граната  - … ;

    Сок из апельсина - … .

    Рассказчик

    Заходи, будем жить мы впятером

    Идет Волчок - рычащий бочок.

    Волк

    Р-Р-Р-Р-Р

    Пустите меня к вам во двор.

    Рассказчик

    Назови профессии на звук Р

    Волк

    Рабочий, радист, разведчик, рубщик, ревизор, регулировщик, редактор, режиссер, репетитор, рестовратор, рикша, риэлтор, рыбак, руководитель и др.

    Рассказчик

    Заходи, будет нас шестеро

    Мишка – косолапый по лесу идет.

    Медведь

    Пустите меня  в теремок.

    Рассказчик

    А назови-ка всех зверей, которые  живут в теремке ласково, и про себя не забудь.

    Медведь.

    Комарик, мушка, лягушечка, зайчишка, лисонька, волчишка, медведюшка

    Рассказчик

    Заходи, будем жить мы дружно и всех нас семеро

    Стали вместе они жить,  

    Вместе жить и не тужить.

          Каждая игра должна быть полезна для развития детей и обязательно в игре должно быть наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия и преодоления некоторых трудностей.

    Спасибо за внимание.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МАСТЕР – КЛАСС «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» « Развитие речи дошкольников в игровой деятельности » . Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 « Ивушка » с.Липовка Деманова Г.В .

    Слайд 2

    Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: “О, как же ты красива!”

    Слайд 3

    Задачи : развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь.

    Слайд 5

    Цель: всестороннее развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Задачи: Образовательные: закреплять знания о русских народных сказках; формировать умение звукоподражанию; - формировать умение различать вопросы «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них; - развить восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Воспитательные: -воспитание любви к природе, животным, доброты, ответственности. Развивающие: - развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста; - развивать словарный запас; - развитие внимания, воображения; - развивать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей.

    Слайд 6

    1 Назови животных со звуком С

    Слайд 7

    2 Скажи скороговорку: «Зоя зайкина хозяйка – спит в тазу у Зои зайка»

    Слайд 8

    3 Нам с тобой пришёл черёд, Сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово Высоко, А ты ответишь: Низко. Скажу я слово Далеко, А ты ответишь: … Скажу я слово Потолок, А ты ответишь: … Скажу я слово Потерял. И скажешь ты: … Скажу тебе я слово Трус, Ответишь ты: … Теперь Начало Я скажу, - Ну, отвечай: …

    Слайд 9

    4 Рос на грядке … Жил на дереве … Тот скворец большой… Захотел съесть … Прилетела в гости … - Мне нельзя тут … Склевали вместе … И стихам нашим … «Доскажи словечко»

    Слайд 10

    5 «Назови правильно соки из овощей и фруктов» Сок из винограда – виноградный сок Сок из сливы – … ; Сок из клюквы – …; Сок из брусники – … ; Сок из моркови - … ; Сок из свёклы – … ; Сок из лимона – … ; Сок из граната - … ; Сок из апельсина - … .

    Слайд 11

    6 Назови профессии на звук Р

    Слайд 12

    7 Назови зверей теремка ласково

    Слайд 13

    БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ !


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук».

    Мастер-классРазвитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук». Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с методами развития мел...

    Мастер-класс "Активизация речи дошкольников посредством игровой деятельности"

    Цель: способствовать повышению педагогической компетентности воспитателей в рамках темы.Задачи: рассказать воспитателям о способах речевого развития детей при помощи игры с кубиками; показать эффектив...

    Мастер класс "Развитие речи дошкольников с помощью наглядного моделирования".

    В нашей речи каждому слову должно быть определено своё место. А как определить правильное местоположение слова в предложении и поставить его так, чтобы было грамматически верно оформлено, узнаем на на...

    Мастер – класс « Развитие речи дошкольников – с использованием пособий В. В. Воскобовича »

    Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. В этой связи развитие...

    Дидактическая игра/ пособие по развитию речи . Мастер – класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575061","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"461"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575064","...

    Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

    Распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе....