Доклад "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
статья на тему

Абросимова Ольга Андреевна

Доклад "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них "приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей".

        Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Чувство патриотизма надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать.

 Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает "расти" будущий гражданин своей страны. Поэтому профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому, на мой взгляд, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в ФГОС.

Патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Формирование патриотизма крайне затруднено в отрыве от контакта с семьей, без сохранения исторической и духовно-эмоциональной преемственности поколений. Влияние семьи огромно, без нее работа по воспитанию подлинного гражданина и патриота не даст должных результатов. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции.

Цель патриотического воспитания -  формировании патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко - национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему и будущему своей страны.

Основные задачи патриотического воспитания:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  •  развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  •  формирование элементарных знаний о правах и обязанностях человека и гражданина;
  •  знакомство с государственной символикой России;
  •  расширение представлений о городах и регионах России;
  • формирование чувства ответственности и гордости за достижения нашей страны;
  •  формирование уважения к другим народам и их культуре.

При организации работы по патриотическому воспитанию целесообразно использовать разнообразные педагогические средства: иллюстративные материалы, художественная литература, музыкальные произведения и предметы народно-прикладного искусства, видеофильмы, слайды, компьютерные презентации. При отборе произведений руководствуюсь общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов. Подобный подход способствует не только воспитанию у дошкольника патриотических чувств, становлению у него основ гражданственности, но и формированию его взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

В группе создан уголок по нравственно-патриотическому воспитанию.

Проводились мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию: выставки рисунков «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Моя Родина»; рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта; экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников; экскурсия по городу на «автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям); прослушивание песен о родном городе (крае, области); изготовление альбома «Природа моего края»; беседа о символике России, объяснение значения пословиц о Родине и многое другое.

Отдельным направлением нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Работу по данному направлению организую как интеграцию различных видов деятельности. Это встречи, экскурсии, изучение традиций воинской доблести и славы России, истории и героического прошлого родного края.

Центральным стержневым моментом, оказывающим наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств, является праздник, посвященный Дню Победы.

Выставка «Русская изба» — это постоянно действующая экспозиция. Здесь представлены предметы быта, старинная утварь, мебель. Это самая обширная выставка.

В течение года готовятся вместе с детьми и родителями, и выставляются экспозиции: «Умелые руки наших бабушек», «Русские народные сказки», «Наша Родина — Россия», «Путешествие в прошлое» и т. д.

Традиционно проводятся праздники: «Масленица», «Праздник русской березки», «Ярмарка», «Колядки», в которых, наряду с детьми, активно участвуют родители. В саду пошита коллекция народных костюмов как для взрослых, так и для детей.

Одной из главных задач, которые ставлю перед собой, является показать детям, чем славен наш родной город. Знакомлю детей с историей, традициями, достопримечательностями, с памятниками города Грязи. Итогом работы стал проект «Мой любимый город Грязи».

Город Грязи.

В цветах сирени и тюльпанов
Стоит уютный городок
С названием немного странным –
Грязями царь его нарёк.

Давно когда-то Петр Первый
Проездом был, в грязи увяз…
Он был, наверно, очень нервным,
Что тут же написал Указ.

Назвал Грязями это место, –
Ему не стали возражать.
Но грязинцы все стали вместе
Цветы на улицах сажать.

Прошли года в стараньях многих.
Теперь везде цветут сады,
В асфальт оделись все дороги
К домам, построенным в ряды.

В цветах до зимних дней морозных
Гостеприимный городок
Скульптурой дворника курьёзной
Моё внимание привлёк.

Омытый водами Матыры,
Град в чернозёмной полосе,
Поднявшись вверх и став пошире,
Неповторим в своей красе.

(Т. Щербачёва )

Литература:

  1. Князева О.Л., Миханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическая пособие. – 2-е изд.,перераб. И доп. –СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.
  2. Комратова, М.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера 2007.
  3. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ//Авт. – сост. Натарова В.Н. и др. – Воронеж:тТЦ «Учитель», 2005.
  4. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  5. http://zanimatika.narod.ru