Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Путешествие на пасеку".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Нуретдинова Елена Николаевна

На данном занятии воспитатель знакомит детей с профессиональной деятельностью пасечника, с инструментами, которыми он исползует для работы   и с продуктами, которые он получает в результате своего труда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_na_paseku.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие на пасеку».

Задачи: 

Образовательные:

- Сформировать у детей представление о труде пчеловода,  познакомить с его профессиональными действиями, с предметами, которые нужны для его работы.

- Познакомить детей с продуктами  пчеловодства, их ценными свойствами.

Развивающие:

- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.

- Развивать навык активного участия  в диалоге с воспитателем.

-Развивать внимание, мышление, любознательность.

Воспитательные:

- Воспитывать  уважение к труду пчеловода и бережное отношение к пчёлам. 

Предшествующая  работа с детьми по подготовке к педагогическому материалу:

- Чтение художественной литературы: «Сказка о весёлой пчеле» Н.Абрамцева; «Пчёлы и мухи», «Пчелки на разведках»   К.Ушинский; «Сказка про пчелу Дарью» В. Молотков, и др.

- Рассматривание иллюстраций по теме.

- Чтение стихотворений, загадок, пословиц    о пчёлах.

-  Просмотр мультфильма «Пчела Майя»  (выборочно).

Интеграция образовательных областей: Познавательное, речевое развитие.

Оборудование:

Проектор и экран для презентации, ноутбук.

Презентация на тему: «Профессия пчеловод».

Костюм пчелы для взрослого.

Словарная работа:

Обогащение: пасека, пчеловод, пасечник,  дымарь, соты, медогонка, пчеловодная стамеска.

Активизация: мёд, улей.

Организационный момент:

В. Сегодня к нам придёт необычная гостья, а кто она вам подскажет моя загадка.

Громко я жужжу, летая

Мёд целебный собирая

Всем  полезна и мила

Хлопотливая (пчела).

Правильно, к нам сегодня на занятие прилетела пчела. (Залетает «пчела»  - взрослый, переодетый в костюм пчелы).

Ход НОД.

Пчела: - Здравствуйте, ребята! Я пчела-помощница человека.  Вы все, наверное, любите мёд? А сегодня я хочу рассказать о человеке, который заботится о нас, пчёлах. Слайд 2.

 Слайд 3. Он разводит и изучает пчёл, собирает мёд  и другие продукты пчеловодства. С древнейших времён, когда человек впервые случайно попробовал мёд диких пчёл, начала формироваться новая специальность. Вы знаете, что это за  профессия?

Пчёл совсем он не боится с пчёлами он дружит,
Мёдом может поделиться - мёд нам очень  нужен.
Добывает мёд из сот, кто же это?

Д: Пчеловод

Пчела: Верно. Как называется место, где расположен  пчелиный  городок?

Д: Пасека.

Пчела:  Поэтому пчеловода ещё называют пасечником. И  я хочу пригласить к себе в гости,  в интересное путешествие на пасеку.

Слайд 4.  Мы с вами оказались на пасеке. Пасека – это пчелиный город, где много пчелиных домиков (хором повторяют новое слово).

- Как называются домики, в которых живут пчёлы? (ульи)

- В каждом улье живёт пчелиная семья, за которой внимательно наблюдает и ухаживает пчеловод. 

Слайд 5.  Для того,  чтобы добыть мёд, пчеловоду нужна специальная защитная одежда, обеспечивающая защиту от укусов пчёл во время работы. Посмотрите, как выглядит настоящий пасечник. Костюм состоит из защитной маски с мелкой сеткой, одежды из плотной ткани (часто в виде комбинезона на застёжке-молнии) и перчаток.

Слайд 6. Пчеловод не может работать с насекомыми без специальной защиты. Поэтому специальный наряд или любая защитная одежда с маской — это обязательный атрибут каждого хозяина пчелиного хозяйства. 

Слайд 7. Как у всякого специалиста у пчеловода есть свои инструменты, своё специальное оборудование.

Слайд 8. Самое незаменимое и необходимое орудие труда – это пчеловодная стамеска. Она служит пасечнику так же, как мастерок строителю, как кисть художнику.  (Хоровой повтор нового слова).

Слайд 9. Правой рукой пчеловода называют – дымарь – железный цилиндр с конусообразной крышкой и мехами для выдувания дыма. Дымарь даёт возможность вводить дым в любое место гнезда, чтобы отогнать и усмирить пчёл.  (Хоровой повтор нового слова).

Слайд 10. Если есть пасека, то должен быть и мед. Ведь на то и пчел водить, чтоб с медом быть. В улье ставятся специальные рамки, где пчелки строят соты и в них  запечатан мёд, пчелы собирают нектар с цветов и перерабатывают нектар в  мёд. А как его взять из сотов, чтобы их не разрушить и опять вернуть в гнезда? Для этого тоже есть инструменты - нож  и медогонка. 

Слайд 11. Пасечный нож  не такой, как обычный столовый.  Заточен нож с обеих сторон. Конец заострен, чтобы можно было открыть медовые ячейки.  Нож подогревают в горячей воде. Это облегчает распечатывание.   (Хоровой повтор нового слова).

Слайд 12.  Медогонка предназначена для извлечения меда из сотов.  В медогонку помещают соты, они вращаются, мед из ячеек выплескивается, выбрызгивается на стенку бака и стекает на дно. Через кран его сливают в посуду.  (Хоровой повтор нового слова).

В. Вот как много инструментов необходимо пчеловоду.

В. А сейчас пришло время отдохнуть. Мы с вами на минутку сами превратимся в пчёлок (Дети надевают маски пчёл)

Физкультминутка.

Пчелка трудится весь день

(Руками обрисовать перед собой круг.)

 И работать ей не лень.

(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.)

 От цветка летит к цветку,

(Ритмичные взмахи руками.)

 Клеит на брюшко пыльцу.

(Круговые движения ладонью по животу.)

 Хоботком нектар сосет,

(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться.)

 За день много соберет.

(«Раскрыть» перед собой все пальцы.)

 Унесет нектар тот в улей

(Изображают полет.)

 И назад вернется пулей.

(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед.)

 В сотах утрамбует мед,

(Топанье ногами.)

 Скоро ведь зима придет.

(Поеживание.)

 Будет пчелкам, чем питаться.

(Имитация движения ложкой.)

 Надо летом им стараться.

(Имитация накладывания меда в соты.)

Пчела.

 А вы знаете, что пчелы собирают мёд не для людей, а для себя. Так они делают запасы на зиму и потом всю долгую зиму его едят. Мёд для пчелы является кормом, ведь пчелы зимой не спят. Мёд едят не только взрослые пчелы, но и их личинки, из которых потом появляются маленькие пчелки. Люди забирают у пчел не весь мёд, а только его часть. Так что мёда хватает всем и людям, и пчелам.

 Слайд 13.  Пчеловоды работают круглый год. Если погода пасмурная и долго идут дожди, пчелы не могут летать за кормом и тогда пчеловоды дают пчелам сладкий сахарный сироп. На зиму пчеловоды убирают ульи в теплый подвал, а когда приходит весна, пчелиные семьи выносят на улицу, где пчел делят и рассаживают в подготовленные ульи,  а осенью подводят итоги рабочего года и считают литры собранного меда. Нужно много знать, чтобы за ними правильно ухаживать и не погубить пчёл.

- Как вы думаете, дети, а какими качествами должен обладать пчеловод?   (Ответы детей).

 Слайд 14.  Верно, работа пчеловода невозможна без интереса к живой природе, наблюдательности, способности к концентрации внимания. Очень важна склонность к ручному труду, хорошая координация движений, хорошая зрительная память, отсутствие страха перед насекомыми.

Пчеловод — универсальный специалист. Уход за пчелами — это активный отдых, он улучшает здоровье, укрепляет организм человека, повышает работоспособность.

Слайд 15. Помимо мёда пчеловоды получают от пчёл:  воск, маточное молочко, пергу,  пчелиный яд, все эти продукты пчеловодства очень полезны для здоровья  человека,  из них производят много лекарств.

Слайд 16. Чтобы стать пчеловодом, необходимо получить  специальное образование  (специализации «Пчеловодство»). Часто пчеловоды осваивают свою профессию прямо на рабочем месте. В том числе и на собственной домашней пасеке, которая может начинаться с одного улья. Свои знания и умения отец, как правило,   передаёт -  сыну или дед  - внуку.

В. Вот и закончилось наше путешествие на пасеку, давайте поблагодарим пчелу за интересный рассказ. Дети говорят пчеле:  «Спасибо и до свидания.

А нам пора возвращаться в детский сад.

Итог НОД.

В.  - Где мы сегодня побывали?  (На пасеке).

- Понравилось ли вам наше путешествие?

- С какой профессией познакомились? (С профессией – пчеловод).

- Что вы нового узнали?   (Ответы детей).