Песочная терапия.
консультация на тему

Поморцева Ольга Александровна

Консультация для родителей "Волшебный мир песка". Цель: познакомить родителей с возможностями песочной терапии, с играми в песке, которые развивают мелкую моторику, память, внимание, воображение, творческие способности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Волшебный мир песка».

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик от стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

Для организации песочной терапии понадобится:

Песочная терапия.

   Для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Начиная развивать эмоциональную сферу в детстве, мы поможем ребенку научиться преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, создадим возможность для самовыражения. Что в свою очередь поможет ребенку адаптироваться к непростым условиям жизни в современном обществе.

Дети не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у меня, как у педагога возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы ребёнка, его творческих способностей, с поиском новых эффективных методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников.

Использование терапевтического средства, как речной или кинетический песок способствует коррекции ассоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. Песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук. Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию психоэмоционального напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия.

Песочная терапия полезна, если у ребенка:

• плохой сон, ночные кошмары;

• плохо развита мелкая моторика;

• истерики, непослушание, капризы;

• логоневроз (заикание, задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;

• застенчивость, неуверенность в себе;

• агрессия, тревожность;

• нет взаимопонимания с родителями;

• расстройства невротического характера;

• недержание мочи или кала (энурез, энкопрез);

• психосоматические заболевания;

• страх перед школой, садиком;

• частая плаксивость (без повода);

• ребенок пережил сильный стресс.

Игра с песком выступает в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Строя из песка замки, создавая песочные постройки, ребенок развивает, тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.

Кинетический песок – сказочный материал для работы с ребенком.

Кинетический песок состоит на 98% из кварцевого песка и на 2% из современных полимерных материалов, что обеспечивает необходимую для лепки пластичность и вязкость. При этом песок легко меняет форму и рассыпается на мелкие частички, которые продолжают двигаться даже после окончания воздействия. Этот уникальный материал обладает бактериостатическими и гипоаллергенными свойствами, поэтому подходит всем без исключения. Сам принцип терапии песком был предложен еще К. Г. Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапииПесок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Санитарно - гигиенические характеристики:

- Кинетический песок, несмотря на наличие силиконового связующего, не липнет к рукам и одежде;

- Силиконовая составляющая песка не высыхает со временем, поэтому он постоянно остается «влажным на ощупь»;

- Просыпанный на пол песок не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно;

Чему научится ребенок, играя с песком?

- Развитие мелкой моторики рук ребенка (при различных действиях с предметами, фигурками, песком).

- Дети способны придумывать удивительные сценарий игр, создать на песке интересные сооружение. Все это, является отличным стимулом для развития воображения и фантазии.

- Проговаривая диалог любимого героя, общаясь с друзьями по игре, задействован важный познавательный процесс – речь.

- Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного и школьного возраста, учатся целенаправленно действовать, добиваться результата.

- Взаимодействуя с коллегами по игре, происходит развитие коммуникативных навыков, которые пригодятся во взрослой жизни.

- Проживая волнующие ситуации, проблемы, страхи, ребенок освобождается от негативных эмоций, переживаний.

- Шумные дети значительно успокоятся, а тихие, неразговорчивые активизируют свои силы и покажут все свои таланты.

Холодными зимними днями, когда нельзя гулять мы можем проводим разные игры с песком дома в специальных емкостях для песка. Песок можно использовать речной, кинетический и даже подойдет для игр манка, которую можно подкрасить пищевыми красителями для яркости. Строительство сооружений и создание образов. При помощи форм и инструментов из набора для творчества  дети возводят архитектурные постройки из песка или пробуют  себя в качестве скульптора.

Игры  с песком.

Игра «Необычные следы»

Задача: развитие тактильных чувств, внимания, воображения.

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок. «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой. «Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Игра «Найди отличие»

Задача: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игра «Лепим животное»

Игра «Победитель злости»

Задача: снятие эмоционального напряжения

Ребенок делает из мокрого песка шар, на котором отмечают углублениями или рисуют глаза, нос, рот«В этом шаре теперь живет твоя злость». Этот процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за плохое поведение, мысли, чувства. Ученик может комментировать весь процесс изготовления «шара - злодея», которому в результате присваиваются все «злые мысли и действия».

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая«волшебное заклинание»«Прогоняем злость, приглашаем радость». Ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, также ребенок получает специфическое удовольствие от разрушения.

После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на нем отпечатки своих ладоней - успокоение, получения равновесия и контроля над собственными чувствами«Я победил свою злость. Я спокоен». По желанию ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.