Презентация: "Возрастные особенности детей дошкольного возраста"
материал на тему

Бабанова Галина Ивановна

АПрезентация: "Возрастные особенности детей дошкольного возраста".

Автор: А.К. Сундукова, декан ф-ка ДиНО, канд. филос. наук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prez_po_fiziologiidou.pptx709.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возрастные особенности детей дошкольного возраста А.К. Сундукова – декан ф-та ДиНО , канд.филос.наук .

Слайд 2

Главное и очевидное отличие ребенка от взрослого это то, что он непрерывно меняется, его тело с каждым днем все больше становится похоже на тело взрослого, его сознание постепенно становится все более ясным, а возможности порой превышают наши собственные

Слайд 3

Ребенок растет и развивается, и этим принципиально отличается от взрослого Рост и развитие обычно употребляются как понятия тождественные, неразрывно связанные между собой Но биологическая природа этих процессов различна , различны их механизмы и последствия

Слайд 4

Рост – это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и/или количества его клеток Развитие – это качественные преобразования, которые происходят за счет увеличения разнообразия клеток, из которых сложен организм человека, в результате чего происходят важные изменения его функций

Слайд 5

Схема процессов роста и развития Рост Развитие Увеличение размеров тела и его частей Формирование органов и тканей Изменение пропорций и строения тела Повышение эффективности функций Увеличение массы и силы мышц Повышение надежности работы организма Взрослый дееспособный организм Завершение роста Замедление процессов развития

Слайд 6

Изменение пропорций тела человека по мере роста и развития

Слайд 7

Главным результатом развития является значительное повышение эффективности всех физиологических функций и, как следствие, повышение биологической надежности организма

Слайд 8

Самая важная и одновременно удивительная характеристика процессов роста и развития – это их неравномерность

Слайд 9

На протяжении своего 20-летнего развития человек переживает несколько революций Психологи вслед за Л.С. Выготским называют их «кризисами», что сути дела не меняет Некоторые из них затрагивают в равной мере и тело и психику, некоторые более выражены в чем-то одном

Слайд 10

Первая революция – рождение ребенка. Это мощнейший стресс, приводящий к гормональному катаклизму, весь организм испытывает колоссальные нагрузки: Раньше жил в водной среде – теперь в воздушной, надо самому дышать Раньше плавал в невесомости – теперь ощущает чувство тяжести Раньше было темно – теперь яркий свет бьет в глаза Раньше было все время тепло – теперь периодически холодно Раньше есть не хотелось – теперь надо трудиться, сосать грудь, чтобы удовлетворить новое, незнакомое чувство голода

Слайд 11

Вторая революция – в возрасте около 1 года Ребенок преодолевает силу тяготения и делает свои первые самостоятельные шаги К этому времени обычно завершается переход с полумолочной диеты на почти взрослый рацион (хотя полностью на «взрослую» пищу человек должен переходить только к 7-8 годам)

Слайд 12

Психологи выделяют также «кризис» 3 лет, когда у ребенка начинает проявляться его самосознание, его Я

Слайд 13

Следующая революция настигает дошкольника на пороге начала обучения – «полуростовой скачок» Резко возрастает скорость роста, причем растут ноги, руки и … челюсти Филиппинский тест Смена молочных зубов на постоянные

Слайд 14

Самая известная - пубертатная революция, период полового созревания В организме все сначала ломается, потом меняется, и только через 2-3 года налаживается Пубертатная революция - это: гормональная буря, нарушение регуляции функций, снижение работоспособности и надежности физиологических систем, резкие изменения телосложения и пропорций тела, «ломка» голоса (у мальчиков) и т.п., психологические проблемы

Слайд 15

Впервые о скачке роста стало известно из исследований графа Ф. де Монбейяра , который в 1759-1777 году наблюдал за развитием своего сына, производя измерения каждые полгода

Слайд 16

Кривая роста человека

Слайд 17

Процессы роста не требуют больших затрат энергии Даже в период самого интенсивного роста (точные измерения были проведены в 1970-80-е годы) на это расходуется не более 4-5% суточного потребления энергии

Слайд 18

Экспериментально показано, что в периоды, когда замедляется рост организма, активируются процессы развития , и в эти периоды существенно повышается интенсивность энергозатрат организма Качественное развитие

Слайд 19

Два важных вывода: 1. Рост и развитие происходят в организме (точнее – в каждой ткани организма) не одновременно, а поочередно 2. Развитие – энегетически дорогой процесс, требующий намного больших функциональных затрат , чем процесс роста

Слайд 20

Чередование периодов роста и развития служит естественным биологическим маркером этапов возрастного развития , на каждом из которых организм имеет специфические особенности, никогда не встречающиеся в таком же сочетании на любом из других этапов

Слайд 21

Периодизация возрастного развития Возрастной этап Биосоциальные цели этапа Морфофункциональные преобразования Название Возраст Новорож-денный 1-10 дней Первичная адаптация к физическим, химическим и биологическим факторам окружающей среды «Гормональная буря», завершающаяся формированием устойчивого равновесия между организмом и новой (внеутробной) средой его обитания Грудной До 1 года Подготовка к реализации прямохождения и самостоятельному передвижению; восприятие мира Структурно-функциональное развитие мышц и простейших движений; формирование иммунитета, микрофлоры организма; бурное развитие анализаторов и когнитивных функций Раннее детство 1-3 года Начальное освоение окружающего мира Формирование целенаправленных движений; созревание анализаторных систем Первое детство 4-7 лет Первичная социализация Полуростовой скачок роста; преобразование вегетативной регуляции; созревание высших корковых функций; формирование индивидуально-типологических свойств Второе детство 8-12 лет М 8-11 лет Д Формирование индивидуального и группового опыта целенаправленной деятельности Созревание центральных и периферических механизмов, обеспечивающих поддержание устойчивой умственной и физической работоспособности Подрост-ковый 13-16 лет М 12-15 лет Д Созревание репродуктивной функции и формирование полового поведения «Пубертатная революция» - кардинальная перестройка структур и нейроэндокринной регуляции под воздействием гормонов Юношес-кий 17-21 год М 16-20 лет Д Социальная адаптация биологически зрелого организма. Реализация наследственных задатков Завершение развития структурных и функциональных компонентов организма как биосистемы; проявление конституциональных особенностей индивида

Слайд 22

Раннее детство (1-3 года) Биосоциальные цели этапа: Начальное освоение окружающего мира Морфофункциональные преобразования: формирование целенаправленных движений; созревание анализаторных систем

Слайд 23

Первое детство (4-7 лет) Биосоциальные цели этапа: Первичная социализация Морфофункциональные преобразования: полуростовой скачок роста; преобразование вегетативной регуляции; созревание высших корковых функций; формирование индивидуально-типологических свойств

Слайд 24

Моторное развитие детей (по Н.Т. Лебедевой) 3 года— 3 года 6 месяцев Общие движения, подвижные игры: Выполняет упражнения из разных исходных положений; делает упражнения для рук и плечевого пояса, ног, туловища; владеет танцевальными движениями, кружится в паре, притопывает то одной, то другой ногой поочередно, меняет движения Двигательные навыки: владеет разными видами ходьбы, бега; поддерживает правильную осанку; ползает на четвереньках между расставленными предметами, подлезает под них; прокатывает мяч в ворота, бросает в горизонтальную цель; сбивает кегли мячом; катается на трехколесном велосипеде; прыгает в длину (с места — 40 см) и в высоту (20—30 см); скользит по ледяной дорожке; ходит на лыжах ступающим и скользящим шагом

Слайд 25

3 года 6 месяцев — 4 года Общие движения, подвижные игры: Владеет разнообразными вариантами ходьбы, бега, прыжков; катает, бросает, ловит мяч; ползает, лазает; удерживает равновесие на доске, бревне; владеет танцевальными движениями в паре Двигательные навыки: Катается на трех- и двухколесном велосипеде; ходит на лыжах скользящим шагом; катается на санках с небольших горок; играет в воде на глубине 50-60 см; бегает, прыгает; играет с мячом

Слайд 26

4 года 6 месяцев — 5 лет Общие движения, подвижные игры: Ходит на носках, бегает в разном темпе, а также высоко поднимая колени; подпрыгивает, касаясь рукой подвешенного предмета; проползает не менее 10 м; подползает под предметы боком, не касаясь их; играет с мячом Двигательные навыки: Бегает в разном темпе; прыгает на одной ноге (правой, левой), а также в длину с места на 50-60 см; подбрасывает, отбивает о землю мяч, ловит мяч то одной, то другой рукой; катается на коньках; проходит на лыжах 300-500 м

Слайд 27

5 лет 6 месяцев — 6 лет Общие движения, подвижные игры: Ходит на носках, пятках, прямо, спиной, боком; бегает в разном темпе; прыгает на двух и одной ноге, прыгает в длину (с места 80-100 см), в высоту (30-40 см); самостоятельно играет с набором игрушек, отражая в игре различные сюжеты («магазин»,«дочки-матери» и др.), изготовляет игрушки-самоделки из катушек, проволоки, пенопласта Двигательные навыки: Выполняет челночный бег (3 раза по 1 м, как можно быстрее); бросает, ловит мяч, ведет его, отбивая о пол, передает партнеру; передвигается на четвереньках «змейкой»; висит на канате, залезает по нему на высоту 1,5-3 м; катается на двухколесном велосипеде, коньках, санках; скользит по ледяной дорожке; ходит на лыжах попеременным скользящим шагом 0,5—1 км, выполняет повороты, взбирается и спускается с небольших горок; проплывает одним из способом 15 м и более

Слайд 28

Рекомендуемая литература: Зайцева В.В., Сонькин В.Д. Такие разные дети: Шаги физического развития. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 288 с. Сонькин В.Д. Законы растущего организма; пособие для учителя / В.Д. Сонькин. – М.: Просвещение, 2007. – 160 с. Лебедева Н. Т. Профилактическая физкультура для детей: пособие для педагогов и воспитателей / Н. Т. Лебедева. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 190 с.

Слайд 29

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Определение рамок «нормы» и «патологии» («анома­лии») на сегодняшний день остается предметом дискус­сий для представителей различных наук. С позиций психологии более адекватным является рассмотрение э...

Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

"Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностейдетей дошкольного возраста с ОНР и ТНР" Изучение особенностей психоэмоциональной сферы детей...

"Психологические особенности детей дошкольного возраста"

Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее, раскрыть динами­ку развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), ...

ФГОС дошкольного образования. Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.

Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО. ...

Презентация "Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста"

Детство характеризуется очень высоким темпом развития. В любом возрасте темп развития различен у разных детей. В процессе развития медленные и быстрые фазы сменяют друг друга. В презентации раскрыты о...