Использование ИКТ в правовом воспитании детей старшего дошкольного возраста
статья по теме

Волкова Виктория Анатольевна

Использование ИКТ  в правовом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Виктория Анатольевна,

социальный педагог,

I квалификационная категория,

МБДОУ Детский сад №113,

г. Архангельск.

 «Использование информационно-коммуникационных технологий

в правовом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

В связи с введением приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» возникли новые требования к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Так же обозначены актуальные аспекты развития современной системы образования, в том числе, использование информационно-коммуникационных технологий. 

В настоящее время наше дошкольное учреждение в работе с детьми использует как традиционные формы – это беседы, наблюдения, экскурсии  так и современные информационно-коммуникативные технологии, интегрированные в развивающие процессы ДОУ наряду со многими другими видами деятельности, например: аудивизуальный ряд (видео со звуком, фильм, клип и т. д.,  главное,  чтобы была картинка и звуковое сопровождение), обучающие игры и развивающие программы, слайд-шоу или презентации, сюжетные анимации и др.

ИКТ позволяет решать проблему дефицита подвижной наглядности в этом направлении. Вместе с детьми мы анализируем взаимоотношения персонажей, принимаем решения и обсуждаем ситуации, демонстрируемые с помощью программы Power Point. Это наглядность, дающая возможность выстроить объяснение логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

В связи с актуальностью проблемы по ознакомлению детей с правовой культурой я, как социальный педагог, провожу цикл занятий «Я и мои права» с детьми подготовительных к школе групп. Чтобы материал был интересен и доступен для детей, я нашла форму работы подачи данного материала, через сказки. Внедрение ИКТ позволяет делать занятия по-настоящему привлекательными.

Так, например, я разрабатываю

  • Презентации-демонстрации, включающие занимательные вопросы, анимационные картинки, игры.
  • Презентации дидактического характера, обучающее пособие, используемое в непосредственно-образовательной деятельности.

Разработанные мной презентации в программе PowerPoint  дают возможность рассмотреть новый, сложный материал поэтапно. Данный вид работы позволяет, учитывая индивидуальные особенности детей, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущий,  более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения при выполнении задания. Использование добавленных анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Предлагаю Вашему вниманию некоторые задания, которые я использую в своей работе.

1 задание: «Рассели персонажей сказок в свои домики» - право на неприкосновенность жилища.

Детям предлагается расселить персонажей сказок в свои домики. (На экране изображены три медведя, кошка с котятами, персонажи сказки «Теремок», три поросенка и их жилища). После того, как дети выполнили задание, идёт проверка правильности соотнесения героев с их домиками, и далее педагог задаёт вопросы:  «Из какой сказки персонажи?», «Какое право героев было нарушено?», «Кем?» и др.. Вывод - никто не имеет право выгонять другого из его дома.

2 задание:  «Где чей дом?» - право на дом.

Детям предлагается соотнести персонажей сказок с их жилищем. Далее педагог задаёт вопрос, «В каком домике живёт каждый герой?», после ответа детей, педагог резюмирует, что каждый имеет право на дом.

3 задание: «Кто нарушил право на жизнь?» - право на жизнь.

Детям предлагается соотнести персонажей сказок с условием «Кто нарушил их право на жизнь?», «Из каких сказок данные герои?» и др. Далее педагог задаёт вопрос, «Какое право героев сказок было нарушено?», «Кем?» и др.,

4 задание: «Кто кого похитил?» - право на личную неприкосновенность».

Детям предлагается соотнести персонажей сказок с условием, «Кто и кого похитил?» и др. Далее педагог задаёт вопрос «Какое право героев сказок было нарушено?», «Кем?».

5 задание:  «Кто кому помог?» - право на медицинское обслуживание.

Детям предлагается соотнести персонажей сказок с условием «Кто кому помог?» и др. Далее педагог задаёт вопрос, «О каком праве идёт речь?».  В конце задания педагог резюмирует, что каждый имеет право на медицинское обслуживание.

В своих занятиях я использую аудивизуальный ряд и  делаю нарезку из мультфильмов с помощью программы Movie Make, а также озвучиваю их. После  просмотра видеоматериалов дети с удовольствием включаются в беседу и отвечают  на вопросы: «Почему персонажи сказок так себя ведут?», « Какое право нарушено?»,  Как можно помочь герою? и др.

Данная  работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника образовательного процесса.

Каждое занятие я заканчиваю совместной творческой деятельностью с детьми, чтобы приходя домой с наглядным материалом, дети могли рассказать родителям о том, что они узнали на занятии.

Сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности, а использование информационно-коммуникативных технологий в правовом воспитании детей старшего дошкольного возраста, способствует появлению у них живого отклика на положительные и отрицательные  поступки персонажей сказок.

В завершении хочется сказать, понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, я  стараюсь не просто использовать современные технологии, а использовать их эффективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование проектной деятельности на тему правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование работы с детьми  дошкольного возраста по теме правового воспитания...

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

«Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

.  Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей яв...

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:Рассказать детям об истории жилища человека, его эволюции.Знакомить с конструкциями домов и с разными строительными материалами.Обсудить правила поведения в опасных ситуациях до...

Проект по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Ваши права, дети!"

Данный проект направлен на формирование основ правового сознания дошкольников....

"Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста с использованием кейс - технологии"

quot;Правовое воспитание  детей  старшего дошкольного  возраста с  использованием  кейс - технологии"...