Исследовательская работа "Звуковая палитра"
проект (старшая группа) по теме

Хабарова Ирина Сергеевна

Цель работы: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с принципами образования и улавливания звука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_khabarova.docx38.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара

Исследовательская работа

«Звуковая палитра»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Картинки по запросу музыкальная палитра

        Составила:

Музыкальный руководитель

Хабарова Ирина Сергеевна

-  2017г. -

Оглавление:

1. Введение

2. Основная часть:

2.1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по рисованию на манной крупе

2.2. Отбор эффективных техник рисования по манной крупе (выдувание с помощью трубочки, с использованием трафаретов рисунка из окрашенной крупы, рисование руками).

2.3. Ознакомление с приемами работы

2.4. Техника безопасности.

2.5. Подготовка мест для работы

2.6. Непосредственная образовательная деятельность по реализации исследования:

3. Заключение

4. Обеспечение

1. ВВЕДЕНИЕ

Темы  работы    « Откуда берется звук?»

                             « Откуда берется голос?»
                            « Как распространяется звук?»

                             «Звук и тишина»

               

Цель работы: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с принципами образования и улавливания звука.

Задачи:

- Развитие познавательного интереса, познавательной активности детей, создание творческих предпосылок в процессе экспериментальной деятельности со звуком и экспериментального музицирования со звуками окружающего мира.

- Воспитывать интерес к звучащему миру.

- Развивать наблюдательность, слуховое внимание и слуховую память.

- Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ритма в совместном музицировании.

- Развивать навыки самостоятельного экспериментирования со звуками окружающего мира ( использование звуков окружающих предметов в создании звукового образа).

Предметы исследования: Шумовые и музыкальные звуки .

                                                   

Актуальность.

Мы живем в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Стук захлопнувшейся двери, звон водопроводной струи, непрерывный гул машин за окном, шум трамвая, голоса разговаривающих людей, гул пылесоса, жужжание электробритвы. Это город. Это его голос. Или стрекотание сверчка, разноголосый хор птиц, шелест листьев, шум далекой электрички, пыхтение теплохода на реке, доносящиеся откуда-то гудки... Все это звуки. Мы слышим их. Благодаря им мы полнее, ярче воспринимаем окружающее.

«Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу» ( В.Келлер)

Методы исследования.

Беседы, , непосредственно – образовательная деятельность, эксперимент.

Участники исследования.

Дети подготовительной группы №9. 

Сроки проведения проекта - средне срочный ( 2 месяца)

Основные направления:

 1. Познание. Цель: создать условия для пробуждения в детях потребности познать принципы образования и улавливания разнообразных звуков.

 2. Художественное творчество. Цель: способствовать проявлению творческой активности детей, активизируя интерес к изготовлению музыкальных инструментов; помочь детям ощутить радость творчества.

3. Музыка. Цель: развивать навыки творческого музицирования, развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве.

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

Этапы

проектирования

 

Проектные мероприятия

 

Промежуточный результат

Направление деятельности

Содержание

деятельности

1-ый этап: постановка цели, создание ресурсной базы

  • Создание мотивации

  • Формулирование проблемы

  • Работа с источниками информации (литературой, Интернет – ресурсами и т. д.).
  • Создание ресурсной базы  для реализации проекта:

- создание тематического  альбома «Музыкальные инструменты»

- создание картотеки музыкально – дидактических игр и пособий

- создание графических карт

 

Беседы с музыкальным руководителем детского сада о разнообразии мира звуков, который нас окружает.

Надо уметь слышать и различать звуки, которые  нас окружают.

Поиск информации о различных звуках и музыкальных инструментах, в книгах, телепередачах, интернете.

Анализ собранной информации, классификация инструментов, составление пособий, игр, картотек.

Поиск, подбор материала для создания  альбома о музыкальных инструментах;

поиск и  подбор музыкально – дидактических игр  на развитие тембрового и ритмического слуха

изготовление графических карт по методу Т.Тютюнниковой.

 

  Дети начали активно действовать с музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, находившимися в группе, начали извлекать и сравнивать получающие звуки из всех окружающих предметов.

 

2-ой этап: организация работы над проектом

1.  Совместная деятельность педагога с детьми

 - наблюдение:

 

-

- музыкально – дидактические игры на развитие тембрового слуха

 - опытническая деятельность:

  • опыт «Музыка или шум?»

  • опыт «Почему все звучит?»

  • опыт «Откуда берется голос?»

  • опыт «Как распространяется звук»

  • опыт «Как сделать звук громче?»

- непосредственная  образовательная                            деятельность 

Темы:

1. Звук – знакомый незнакомец.

2. Откуда берется звук?

3. Звуки музыкальные и шумовые.

4. Музыка вокруг нас.

3.  Взаимодейст-вие и просвети-тельская работа с родителями.

- Консультативный материал

4. Работа  с  воспитателями ДОУ

-Практическая консультация.

-Презентация.

слушание звуков природы, улицы, дома, деревянных, металлических, стеклянных звуков;


Лото «Музыкальные инструменты», «Найди свой звук», «Угадай, что звучит» и т.д.

- Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки;

- подвести детей к пониманию причин возникновения звука (колебание предметов);

- подвести к пониманию причин возникновения звуков речи;

- объяснить, как распространяются звуковые волны;

- подвести к понятию возникновения эха;

- выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера;

- выявить причину усиления звука;

Интеграция с образовательной областью «Познание».

Интеграция с образовательной областью «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Интеграция с образовательной областью «Познание», «Коммуникация».

Интеграция с образовательной областью «Познание», «Коммуникация»

Консультации:

  • «Ваш домашний оркестр»
  • «Как научить ребенка любить музыку».

Работа по ознакомлению с различными звуками способствовала обогащению познавательной сферы, а также музыкальному развитию детей. Дети называют услышанные звуки природы, улицы, дома и подбирают к ним схожие по звучанию звуки музыкальных инструментов (например, шелест листьев деревьев  изобразили звуком «шуршалок», грохот грома - звуком «стучалок», капельки дождя – звуком «звенелок»);

Дети с большим интересом озвучивали знакомые художественные произведения, стихи и сказки, подбирали подходящие шумовые инструменты, импровизировали.

 

3-ый этап: презентация продукта деятельности

  Открытый показ музыкально- шумовой сказки «Чей голос лучше». Е. Железновой.

 

-дети групп учавствуют в создании и показе музыкально- шумовой сказки.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: это у Гали

Цель, поставленную перед выполнением исследовательской работы, считаю достигнутой. Задачи, поставленные перед выполнением исследовательской работы, выполнены.

Мы сделали вывод:

- что разработанная и внедренная система упражнений по развитию мелкой моторики способствует повышению уровня развития мелкой моторики у всех детей.

- слаженная и умелая работа пальцев ребенка повысила умение ребенка застегивать и расстегивать пуговицы на кофте, рубашке, платье;

- дети стали более уверенно держать карандаш в руках, в рисунках начал проявляться сюжет, стала преобладать цветовая гамма.

- произошли изменения в сенсорном развитии, многие дети перестали путаться в называниях цветов; дети закрепили названия геометрических фигур.

 - дети стали четче лепить из пластилина и теста различные формы, в поделках стали появляться части тела человека и животных.

- заметные изменения произошли в развитии речи, дети четко стали проговаривать слова, появились в речи предложения, состоящие из 5-6 слов, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; стал появляться небольшой  диалог, возросла способность отвечать предложением на вопрос; речь стала красива и понятна.

Дети овладели простыми приемами рисования на манной крупе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в процессе исследовательской  работы: с использованием манной крупы легче и лучше рисовать. Систематическое использование   методики рисования на манной крупе в процессе обучения и воспитания повышает уровень развития мелкой моторики. Занимайтесь с детьми нетрадиционным рисованием. Тогда дети станут ещё лучше ориентироваться в работе на бумаге, начинают больше фантазировать, становятся усидчивыми и внимательными. Такие навыки им пригодятся в будущем.

 А это что было у меня.

Вывод: Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезу проекта.

 РЕЗУЛЬТАТ В результате выполнения проекта у детей произошло: - развитие познавательных способностей, - развитие творческого мышления, - развитие коммуникативных навыков, - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Использованная литература:

  1. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР!, методическое пособие для воспитателей. – М.: Баллас, 2002
  2. Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные  опыты и эксперименты для дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2001.
  4. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №1 – 2003. Изд – во «Либерия – Бибинформ», Москва, 2003

  1. .«Музыкальная палитра». Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества… №5 – 2006.- СПб

  1. Н. Алексеева, Т. Э. Тютюнникова «Музыка», учебно – наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста, М., 1998.

  1. Петрикевич А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: методич. рекомендации / А. А. Петрикевич – Мозырь: ООО Ид «Белый ветер», 2008

  1. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками.- СПб.: 2003

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительному образованию воспитанников от 6 лет до 7 лет «Волшебная палитра»

Художественно - развивающая программа по изобразительной деятельности. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка: эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое. Содерж...

Палитра. Рекомендации для родителей

Рекомендации для родителей: "Как развивать у детей творческие способности"....

Программа «Волшебная палитра»

Дополнительная образовательная программа художественно - творческого развития детейстаршего дошкольного возраста...

Конспект оздоровительного занятия "Осенняя палитра"

Задачи: Формировать выразительность движений, умение ориентироваться на слова при построении действий. Подводить детей к элементарным выводам о влиянии объектов и явлений природы на настроение, самочу...

Учебно-исследовательская и творческая работа. Направление: Прикладное искусство. Роспись по стеклу. Тема работы: «ПАЛИТРА НА СТЕКЛЕ»

Проектная деятельность в детском садуПроектная деятельность в ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования; направлена на выработку исследовательских умений (постановка п...

Проект исследовательской деятельности для детей старшей группе "Как краски на палитре появились"

Много цветов есть на свете,Спешат узнать о них дети:Какой цвет у речки? Какой -  у лугов?Расскажет художник – эксперт всех цветов.Данный краткосрочный проект разработан воспитателем детског...

Конкурс "Многогранье" ("Осенняя палитра"). Номинация "Палитра красок"

Конкурс «МНОГОГРАНЬЕ» («Осенняя палитра»). Номинация «Палитра красок»...