«Знакомство с воздухом»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Афанасьева Елена Леонидовна

Уточнить знания детей о воздухе через опыты.

Познакомить со способами обнаружения и некоторыми свойствами воздуха 

Развивать интерес к познавательной деятельности.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Знакомство с воздухом"41 КБ
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_vozduhom.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №103

Конспект НОД

 для детей старшего дошкольного возраста

«Знакомство с воздухом»

Выполнил воспитатель

Афанасьева Е.Л

г. Чебоксары - 2017

Программное содержание.

Уточнить знания детей о воздухе через опыты.

Познакомить со способами обнаружения и некоторыми свойствами воздуха (не виден, не имеет определённой формы, имеет вес, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; легче воды; не имеет запаха).

Развивать интерес к познавательной деятельности.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
            Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Материал и оборудование. Полиэтиленовые пакеты; воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы (по количеству детей); пластмассовая бутылка с очень холодной водой; таз с горячей водой; таз со льдом и снегом; два не надутых воздушных шарика; стаканчики с водой на каждого ребенка; трубочки; чашечные весы; листы бумаги; кусочек апельсин;  ванилин; карточки, отображающие свойства воздуха.

Ход занятия.

Воспитатель. Дети, отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него жить не можем. Воздух.

Дети отгадывают загадку и объясняют,  почему они догадались.

Воспитатель. Правильно.  Воздух – это бесцветный, прозрачный газ. Он состоит из кислорода и других элементов, которыми мы дышим.  Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми свойствами воздуха.

Посмотрите внимательно вокруг – налево, направо, вверх, вниз. Дети смотрят по сторонам, вверх, вниз.

Можем ли мы его увидеть? Нет, невидим, он невидимый. Давайте попробуем доказать,  что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы «поймаем» его. Возьмите мешочки. Дети берут полиэтиленовые пакеты. Поднимите  мешочки над головой и опустите их резко вниз. Дети выполняют. Закрутите мешочки. Дети закручивают мешочки. Что внутри мешочков?  

Дети.  Воздух.

Вывод. Можно ли увидеть воздух? Нет, он невидимый.

Воспитатель выставляет на стенд первую схему – чистый лист бумаги.

Воспитатель. Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а ещё почувствовать, ощутить? Возьмём лист бумаги и помашем возле лица. Что мы чувствуем? Ответы детей.

Игра «Узнай по запаху». Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (апельсина, ванилина, духов, чеснока) – Что вы чувствовали?

Воспитатель. Вы чувствовали запах того вещества, которое вам предлагали понюхать. Если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то ещё, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? – Нет.

Вывод. Воздух не имеет запаха.

Воспитатель выставляет на стенд карточку, изображающее данное свойство.

Детям раздаётся воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы.

Воспитатель. Как вы думаете, что находится внутри этих предметов?

Дети. Воздух.

Воспитатель. Какую форму имеют ваши шарики и игрушки? Дети называют форму шариков и игрушек. Какой же сделаем вывод из этого.

Вывод. Воздух не имеет формы. Он принимает форму того предмета, в котором находится.

Воспитатель выставляет на стенд следующую карточку.

Дети садятся и наблюдают за опытом. Воспитатель берет холодную пластмассовую бутылку из холодильника, надевает на горлышко воздушный шарик, затем ставит бутылку в миску с горячей водой.

Воспитатель. Что происходит с шариком? Он надувается. Воспитатель ставит бутылку в таз  со льдом и снегом. Что происходит с шариком? Шарик сжимается. Какой вывод мы можем сделать?

Вывод. При нагревании воздух расширяется, при охлаждении – сжимается.

 Воспитатель выставляет на стенд карточку-схему.

Игра-упражнение  «Нагревание и охлаждение». Дети изображают воздух в игре при нагревании (держась за руки, расширяют круг). При охлаждении (дети, держась за руки, сужают круг). Дети повторяют упражнения 3 – 4 раза.

Дети подходят к столу и наблюдают за следующим опытом. Воспитатель кладёт на чашу уравновешенных весов надутый и не надутый воздушные шарики.

Воспитатель. Что мы видим? Чаша с надутым шариком перевесила. Какой вывод можно сделать?

Вывод. Воздух имеет вес.

Воспитатель. Представьте, что мы – весы, чаши, которых находятся в равновесии. Вытяните руки вперед, ладошками вверх.

Дети изображают весы: протягивают руки вперед на уровне груди, ладошками вверх.

Воспитатель. А теперь, представьте, что в правую руку вам кладут не надутый шарик, а в левую – надутый. Что происходит с нашими руками?

Дети опускают левую руку, а правую поднимают.

Воспитатель. А теперь, наоборот, в правую руку нам положили надутый шарик, в левую – не надутый.

Дети опускают правую руку, а левую поднимают. Повторяют 2 раза.

Воспитатель выставляет на стенд карточку, изображающее данное свойство воздуха.

Дети садятся за столы, где стоят стаканчики с водой и трубочки.

Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Возьмите трубочки и опустите их в стакан с водой. Подуйте в трубочку. Что происходит? 
           Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель. Что за пузырьки поднимаются на поверхность воды?

Дети. Это воздух.

Воспитатель. Почему они поднимаются? Ответы детей. С каким же свойством воздуха мы познакомились? Воздух легче воды.

Воспитатель выставляет на стенд карточку, изображающее данное свойство.

Игра на внимание.

Воспитатель обращает внимание детей на стенд, где были выставлены карточки, отражающие свойства воздуха.

Воспитатель. Ребята, карточки исчезли! Нам нужно найти их. Но будьте внимательны – вам могут встретиться и ненужные карточки.

Дети ходят по группе, находят карточки-схемы и возвращают их на стенд.

После нахождения всех карточек-схем проводится итог занятия по этим карточкам.

Литература.

  1.  Рунова М.А, Бутилова А.В. Ознакомление с природой через движение: Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет. -  М.: Мозаика – Синтез, 2006г.
  2. Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ» Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008г.
  3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПБ. :ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009г.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 103 «Гномик»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект НОД

 для детей старшего дошкольного возраста

«Знакомство с воздухом»

Выполнила  воспитатель:

Афанасьева Е.Л

г. Чебоксары - 2018

Программное содержание.

Уточнить знания детей о воздухе через опыты.

Познакомить со способами обнаружения и некоторыми свойствами воздуха (не виден, не имеет определённой формы, имеет вес, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; легче воды; не имеет запаха).

Развивать интерес к познавательной деятельности.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
            Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Материал и оборудование. Полиэтиленовые пакеты; воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы (по количеству детей); пластмассовая бутылка с очень холодной водой; таз с горячей водой; таз со льдом и снегом; два не надутых воздушных шарика; стаканчики с водой на каждого ребенка; трубочки; чашечные весы; листы бумаги; кусочек апельсин;  ванилин; карточки, отображающие свойства воздуха.

Ход занятия.

Воспитатель. Дети, отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него жить не можем. Воздух.

Дети отгадывают загадку и объясняют,  почему они догадались.

Воспитатель. Правильно.  Воздух – это бесцветный, прозрачный газ. Он состоит из кислорода и других элементов, которыми мы дышим.  Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми свойствами воздуха.

Посмотрите внимательно вокруг – налево, направо, вверх, вниз. Дети смотрят по сторонам, вверх, вниз.

Можем ли мы его увидеть? Нет, невидим, он невидимый. Давайте попробуем доказать,  что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы «поймаем» его. Возьмите мешочки. Дети берут полиэтиленовые пакеты. Поднимите  мешочки над головой и опустите их резко вниз. Дети выполняют. Закрутите мешочки. Дети закручивают мешочки. Что внутри мешочков?  

Дети.  Воздух.

Вывод. Можно ли увидеть воздух? Нет, он невидимый.

Воспитатель выставляет на стенд первую схему – чистый лист бумаги.

Воспитатель. Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а ещё почувствовать, ощутить? Возьмём лист бумаги и помашем возле лица. Что мы чувствуем? Ответы детей.

Игра «Узнай по запаху». Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (апельсина, ванилина, духов, чеснока) – Что вы чувствовали?

Воспитатель. Вы чувствовали запах того вещества, которое вам предлагали понюхать. Если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то ещё, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? – Нет.

Вывод. Воздух не имеет запаха.

Воспитатель выставляет на стенд карточку, изображающее данное свойство.

Детям раздаётся воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы.

Воспитатель. Как вы думаете, что находится внутри этих предметов?

Дети. Воздух.

Воспитатель. Какую форму имеют ваши шарики и игрушки? Дети называют форму шариков и игрушек. Какой же сделаем вывод из этого.

Вывод. Воздух не имеет формы. Он принимает форму того предмета, в котором находится.

Воспитатель выставляет на стенд следующую карточку.

Дети садятся и наблюдают за опытом. Воспитатель берет холодную пластмассовую бутылку из холодильника, надевает на горлышко воздушный шарик, затем ставит бутылку в миску с горячей водой.

Воспитатель. Что происходит с шариком? Он надувается. Воспитатель ставит бутылку в таз  со льдом и снегом. Что происходит с шариком? Шарик сжимается. Какой вывод мы можем сделать?

Вывод. При нагревании воздух расширяется, при охлаждении – сжимается.

 Воспитатель выставляет на стенд карточку-схему.

Игра-упражнение  «Нагревание и охлаждение». Дети изображают воздух в игре при нагревании (держась за руки, расширяют круг). При охлаждении (дети, держась за руки, сужают круг). Дети повторяют упражнения 3 – 4 раза.

Дети подходят к столу и наблюдают за следующим опытом. Воспитатель кладёт на чашу уравновешенных весов надутый и не надутый воздушные шарики.

Воспитатель. Что мы видим? Чаша с надутым шариком перевесила. Какой вывод можно сделать?

Вывод. Воздух имеет вес.

Воспитатель. Представьте, что мы – весы, чаши, которых находятся в равновесии. Вытяните руки вперед, ладошками вверх.

Дети изображают весы: протягивают руки вперед на уровне груди, ладошками вверх.

Воспитатель. А теперь, представьте, что в правую руку вам кладут не надутый шарик, а в левую – надутый. Что происходит с нашими руками?

Дети опускают левую руку, а правую поднимают.

Воспитатель. А теперь, наоборот, в правую руку нам положили надутый шарик, в левую – не надутый.

Дети опускают правую руку, а левую поднимают. Повторяют 2 раза.

Воспитатель выставляет на стенд карточку, изображающее данное свойство воздуха.

Дети садятся за столы, где стоят стаканчики с водой и трубочки.

Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Возьмите трубочки и опустите их в стакан с водой. Подуйте в трубочку. Что происходит? 
           Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель. Что за пузырьки поднимаются на поверхность воды?

Дети. Это воздух.

Воспитатель. Почему они поднимаются? Ответы детей. С каким же свойством воздуха мы познакомились? Воздух легче воды.

Воспитатель выставляет на стенд карточку, изображающее данное свойство.

Игра на внимание.

Воспитатель обращает внимание детей на стенд, где были выставлены карточки, отражающие свойства воздуха.

Воспитатель. Ребята, карточки исчезли! Нам нужно найти их. Но будьте внимательны – вам могут встретиться и ненужные карточки.

Дети ходят по группе, находят карточки-схемы и возвращают их на стенд.

После нахождения всех карточек-схем проводится итог занятия по этим карточкам.

Литература.

  1.  Рунова М.А, Бутилова А.В. Ознакомление с природой через движение: Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет. -  М.: Мозаика – Синтез, 2006г.
  2. Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ» Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008г.
  3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПБ. :ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование "Знакомство с воздухом"

Показаны приемы и способы обнаружения воздуха экспериментальным путем....

Тема: "Знакомство с воздухом"

Экспериментальная деятельность для детей....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. «Знакомство с воздухом».

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность и любознательность; расширять знания о воздухе; познакомить со свойствами воздуха и способами...

Конспект авторского тематического занятия по экологическому воспитанию на тему: Знакомство с воздухом"

Конспект авторского тематического занятия по экологическому воспитанию  на тему: Знакомство с воздухом"...

Конспект НОД "Знакомство с воздухом"

Цель занятия: Познакомить детей с понятием " воздух" и свойствами воздуха.Программные задачи: Образовательные:ознакомить детей со свойствамивоздуха.уточнить знания детей о наз...

План-конспект НОД (окружающий мир,старшая группа) Тема: «Знакомство с воздухом»

Побуждать детей к поисково-исследовательской деятельности. Вызвать интерес к познанию нового....