Тема: "Знакомство с воздухом"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Петренко Татьяна Викторовна

Экспериментальная деятельность для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_vozduhom.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

       Экспериментальная деятельность с детьми.

                                                 Составила воспитатель МКДОУ «Д/С «Улыбка»  Петренко Татьяна Викторовна

Тема: «Знакомство с воздухом».

Цель эксперимента №1:  познакомить детей  со свойствами воздуха: он невидимый, прозрачный, легкий, воздух вокруг нас.

Оборудование: воздушные шарики, листы бумаги.

Ход эксперимента: вопросы детям:

- Что мы вдыхаем носом?

- Можем мы увидеть воздух?

Предложить детям  узнать, где находится воздух : помашите листом бумаги возле своего лица и расскажите, что вы почувствовали. Предложить детям сделать тоже самое. Спросить, что они чувствуют. Объяснить, что легкое дуновение ветерка – это воздух.  Воздух мы не видим, но он повсюду окружает нас.

На  виду у детей надуть воздушный шарик, показывая и объясняя, как делаю глубокий вдох.

Вопросы:

1.Почему надулся шарик?

2 Где находится  воздух?

Результат: дети высказывают суждения о том, что воздух находится вокруг нас.

Цель эксперимента №2:   продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Оборудование: жидкое мыло, петля с ручкой из проволоки. Стаканчики, вода,                                                      ложка.

Ход эксперимента: спросить у детей, видели  ли они  мыльные пузыри?  Как он получается? Предложить вместе изготовить пузыри.  Объяснить, что для этого понадобится. Взять стакан и смешать жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опустить петлю в смесь и аккуратно вынуть.  Предложить детям подуть в петлю и понаблюдать, как получается пузырь. Обратить внимание на то, что нужно сильно выдохнуть из себя воздух, чтобы пузырь надулся. Пусть пузыри сначала будут маленькие (выдыхаем меньше воздуха), а затем -  большие(делаем большой выдох).

Вопросы:

  1. Что находится внутри пузыря?
  2. Как попадает воздух в пузырь?
  3. От чего зависит величина пузыря?

Результат: дети  видят, что воздух находится не только вокруг нас, но и внутри предметов.

Цель эксперимента №3:  продолжение знакомства  детей  со свойствами воздуха: невидимый, прозрачный, легкий.

Оборудование: цветной полиэтиленовый пакет, набор мелких игрушек.

Ход эксперимента: покажите детям  пустой пол. пакет и спросите: какой пакет - пустой или полный? (пустой). Затем на виду у детей наполните его игрушками и задайте тот же вопрос – пустой или полный?(полный).

После этого уберите игрушки и закрутите открытый конец пакета так, чтобы он стал упругим. Покажите наполненный воздухом закрытый пакет и спросите: что в пакете? Затем откройте пакет и покажите, что в нем ничего нет, кроме воздуха. Воздух сделал пакет упругим.

Вопрос:

- Почему кажется, что пакет пустой?

Результат: дети высказывают суждение о том, что воздух невидимый и легкий.

Цель эксперимента №4:  продолжать знакомство детей со свойствами воздуха: воздух может двигаться.

Оборудование: таз с водой, игрушечный парусник.

Ход эксперимента: опустить парусник на воду.

-Плывет лодочка или стоит на месте? (стоит).

Затем слегка подуть на игрушку – дети наблюдают за движением парусника.

- Почему поплыла лодочка?  

Объяснить детям, что ее толкает ветер, воздух. Подуть на игрушку сильнее, объяснить, почему лодочка поплыла быстрее. Предложить детям самим подуть на игрушку с разной силой.

Вопрос:

-Что заставило лодочку плыть вперед?

- Почему лодочка плывет быстро (медленно)?

Результат: дети наблюдают за движением воздуха и понимают, как  с помощью воздуха можно заставить двигаться предметы. Потоки воздуха называют ветром.  

Цель эксперимента №5: продолжать знакомство детей со свойствами воздуха: он может быть теплым и холодным.

Оборудование: 2 больших прозрачных полиэтиленовых пакета.

Ход эксперимента:  повторить с детьми то, что они уже знают о свойствах воздуха.

 – А может ли быть воздух  холодным или  теплым, или он всегда одинаковой температуры?

 Выслушать ответы детей, задать наводящие вопросы ,предложить проверить.  На виду у детей набрать в один пакет воздух в группе, а в другой – на улице (дети наблюдают через окно).  Попросить детей протянуть руки вперед соединив их вместе, как в «звездочку».

- Сейчас я беру пакет, который  заполнила воздухом в группе и выпущу с него воздух вам на ручки – определите какой он: теплый или холодный?

Дети говорят о своем определении – теплый.

Затем выпустить воздух с пакета, наполненного на улице – холодный.

-Теперь  вы знаете, что воздух может  быть каким? (холодным и теплым).  

  Объяснить детям  взаимосвязь температуры воздуха с временим года.

Вопросы:

- Летом воздух на улице какой? (теплый)

- По этому мы одеваем какую одежду?

- А зимой мы одеваемся почему так тепло?(потому, что на улице холодный воздух и поэтому холодно).

- Вам приятнее  когда воздух вокруг вас теплый или холодный? Почему?

Результат: дети высказывают суждения о том, что воздух может быть теплым и холодным; взаимосвязь с временами года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект авторского тематического занятия по экологическому воспитанию на тему: Знакомство с воздухом"

Конспект авторского тематического занятия по экологическому воспитанию  на тему: Знакомство с воздухом"...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОГО ЗАНЯТИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ» ТЕМА:«Знакомство с двигательно-речевыми миниатюрами и необычное рисование по теме: «Волшебные ладошки»

Совместные занятия родителей и детей способствуют установлению партнерских отношений между нми. В занятии, родителей учат использовать пальчиковые игры, для развития мелкой моторики детей, вместе с де...

План-конспект НОД (окружающий мир,старшая группа) Тема: «Знакомство с воздухом»

Побуждать детей к поисково-исследовательской деятельности. Вызвать интерес к познанию нового....

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.

Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе по теме: «Знакомство с воздухом»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе по теме: «Знакомство с воздухом»Цель: формировать представление детей о воздухе.Задачи:Образовательные:-...

Конспект занятия в старшей группе. Тема: « Знакомство с воздухом».

Цель: Побуждать детей к поисково-исследовательской деятельности вызвать интерес к познанию нового....