Картотека музыкальных игр
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кирьянова Татьяна Николаевна

Учебно-методическое пособие для развития эмоциональной отзывчивости, творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_muzykalnyh_igr.doc350 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игры на развитие творческих способностей.

«ФАНТАЗЕРЫ»

Возраст: 6-7 лет.

Цель игры: развить воображение и навыки импровизации у детей.

Необходимое оборудование: запись музыки Ю. Слонова «Танец с зонтиками».

Ход игры. Прежде чем приступить к игре, взрослый (музыкальный руководитель» или воспитатель) спрашивает у ребят, знают ли они, кто такие фантазеры. Объясняет им, что слово «фантазия» в переводе с греческого языка означает «воображение». Следовательно, фантазеры — это люди с богатым и ярким воображением. Ребятам задается следующий вопрос: умеют ли они фантазировать? Если на этот, вопрос дети ответят дружным «Да!», не стоит больше медлить, необходимо сразу приступать к объяснению условий игры. Основная задача игроков заключается в умении свои фантазии воплощать в жизнь.

Ведущий говорит: «Представьте себе, что одним майским, теплым и солнечным деньком вдруг ни с того ни с сего пошел дождик! В мае иногда случаются подобные вещи. Такой дождик в народе называют слепым. Мы так соскучились за долгую, холодную зиму по теплому весеннему дождю. Почему бы нам немного не прогуляться, а еще лучше — потанцевать прямо под дождем да еще босиком?! Не забудьте взять с собой зонтики...»

Затем дети хором читают стихотворение.

Ура, ура,

Пришла весна!

Мы рады, рады солнышку,

Нам.дождик нипочем!

Возьмем с собой по зонтику,

По зонтику, по зонтику И будем танцевать мы По лужам босиком...

Звучит музыка Ю. Слонова. Ребята исполняют свой импровизированный танец.

Примечание. У этой игры может быть свое продолжение: взрослый предлагает ребятам воплотить свои фантазии в рисунках, аппликациях, конструировании, рассказах, сказках, стихах и т. п.

«КОМПОЗИТОРЫ»

Возраст: 5-7 лет.

Цель игры: игра рассчитана на совместное музыкальное творчество детей и взрослых.

Необходимое оборудование: «живое» музыкальное сопровождение.

Ход игры.  Перед игрой необходимо объяснить ребятам, кто такой композитор, после чего детям предлагается попробовать свои силы в сочинении мелодии. Перед игроками ставится задача: совместными усилиями сочинить мелодию к новогодней песенке. В этой игре побеждают совместное творчество и дружба.

После объяснения правил игры воспитатель (музыкальный руководитель) знакомит детей со словами песенки.

«ЧТО УМЕЕМ, МЫ ПОКАЖЕМ»

Возраст: 6-7 лет.

Цель игры: игра направлена на развитие навыков коллективного творчества.

Необходимое оборудование: музыкальное сопровождение.

Ход игры. Воспитатель, он же и ведущий импровизированного концерта, говорит о том, что на музыкальных занятиях дети учились правильно и красиво петь и двигаться. Теперь настало время продемонстрировать свои знания и умения. В импровизированном концерте ребята исполняют известные им песни, частушки, пляски и танцы. Задача игроков: поразить зрителей своим профессионализмом и артистизмом. Дети выступают в роли как артистов, так и зрителей.

Воспитатель в роли ведущего объявляет первый номер, называя фамилию и полное имя маленького артиста. После каждого выступления, как и полагается, звучат зрительские аплодисменты.

Например, одним из концертных номеров может стать выступление девочек-матрешек, которые исполнят для ребят свои веселые частушки.

Воспитатель.

Вот веселые матрешки,

Обожают петь, плясать.

Пригласили их ребята

На свой праздник выступать.

Матрешки (хором). Мы платочками взмахнем,

Дружно топнем каблучком.

Эх, раз! Еще раз!

Начинаем перепляс!

Импровизированный танец Матрешек.

Когда танец заканчивается, все Матрешки, кроме последней, самой младшей, уходят и садятся на свои места.

Младшая матрешка.

А я - младшая сестрица,

Петь частушки мастерица. 

Я со сцены не уйду,

Пока частушку не спою.

Как немного подрасту,

Сразу в школу я пойду.

Буду петь, плясать,

Дискотеки посещать.

Моя мама дорогая,

Не волнуйся за меня.

Я — девчонка боевая,

Вся, мамулечка, в тебя!

Перед вами пройдусь

Да три раза поклонюсь (Кланяется на три стороны). 

Я б еще повыступала,

Да вот что-то вдруг уста;

Как немного отдохну,

Песни петь опять начну!

Эх, раз! Еще раз!

Я на сцене целый час!

Спасибо за внимание,

До скорого свидания!

Малышка вприпрыжку убегает. На проигрыш все Матрешки выходят на поклон.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА»

Возраст: 4-5 лет.

Цель игры: активизировать у детей творческие ассоциативные способности, вызвать в них интерес к музыке, развить мелкую моторику рук.

Необходимое оборудование: комплект цветной мозаики (на каждого игрока по комплекту), музыкальные записи.

Ход игры. Взрослый говорит о том, что музыку можно  не только исполнять, слушать, но и рисовать и даже выкладывать при помощи мозаики, чем сейчас и займутся игроки. Дети устраиваются каждый за своим столом или располагаются на ковре — кому как удобно. Каждый из них получает по комплекту обычной игровой мозаики. После ознакомления с условиями дети приступают к игре. Перед игроками ставится задача: в течение того времени, пока звучит музыкальное произведение, выложить мозаикой любые фигуры, используя те цвета, которые «подсказаны» музыкой.

Примечание. В качестве музыкального репертуара рекомендуется использовать произведения П. Чайковского (из «Детского альбома»), С. Прокофьевн, Д. Кабалевского и других композиторов. Произведения могут звучать в записи или в живом исполнении.

«Музыкальные братья»

Возраст: 6-7 лет

Цель: различать минорное и мажорное звучание и передавать характер музыки в движениях, жестах, мимике.

Описание:

  1. Дети слушают «Клоуны» Кабалевского, узнают произведение и высказываются о его характере. Определяют фрагменты мажорного и минорного звучания, выкладывая изображение клоунов на фланелеграфе.
  2. Игра «Музыкальные братья». Дети вспоминают, что музыка бывает мажорной и минорной и что мажор и минор – это музыкальные братья. Педагог предлагает разделиться на друзей минора и мажора. Дети образуют два круга возле кукол Мажор и Минор.

Звучат фрагменты знакомых произведений мажорного и минорного характера. Дети с помощью жестов и мимики изображают характер звучания.

«Танцевальная шкатулка»

Возраст: 5-7 лет

Цель: закрепить и обогатить знания детей о танцевальных жанрах. Развивать музыкальную память и внимание. Дать возможность отобразить характер танца в движениях, мимике, жесте.

Описание:

  1. Группа детей устраивается в большом кругу вокруг «танцевальной шкатулки».
  2. Педагог говорит, что эта шкатулка непростая, она танцевальная и чтобы ее открыть – нужно угадать музыкальную загадку.
  3. Звучат музыкальные загадки с фрагментами танцевальной музыки.

Дети отгадывают загадки и по желанию исполняют знакомые танцы.

Игра  на развитие эмоциональной отзывчивости

"Паровозик заводной".

Возраст: 5-6 лет

Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку изобразительного характера.
Оборудование: красивая коробочка в виде сундучка, заводной паровозик. 
Ход игры: Музыкальный руководитель показывает детям коробочку в виде волшебного сундучка, где спрятан заводной паровозик и говорит загадочным голосом:  

      -Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие, а поможет в этом нам в этом предмет, который спрятан в сундучке. Но открыть волшебный сундучок если только отгадаете загадки. У этих загадок разгадка одна. 
             Бежит конь вороной, 
             Много тащит за собой. 
                           *** 
             Спозаранку за окошком 
             Стук, и звон, и кутерьма. 
             По прямым, стальным дорожкам 
             Ходят синие дома. 
                             *** 
            Железные избушки 

            Прицеплены друг к дружке. 
            Одна из них с трубой 
            Везет всех за собой. 
                            *** 
           В поле лестница лежит, 
           Дом по лестнице бежит. 
           Друг за другом уцепились, 
           И помчались в путь далек, 
           Лишь оставили дымок. 

Дети отвечают. Ответы могут быть верные и неверные. 
М.р.:-Подсказкой к отгадкам будет музыка. Исполняется пьеса Е.Попляковой "Паровозик заводной". 
На что похоже это равномерное движение? 
Если дети затруднятся ответить на вопрос, используется звуковая имитация стука колес, звуки "чух-чух". 
Загадки разгаданы. Муз. руководитель торжественно достает из сундучка паровозик: 
-Это паровозик заводной. К концу игры я вам его заведу и покажу, как он весело бежит: 
А какой паровозик рисует музыка - настоящий, большой или сказочный, игрушечный? Все время ли музыка изображает стук колес или она рассказывает еще о чем-то? А теперь покажем, как бегает паровозик - встаньте друг за другом и - поехали. 
Исполняется пьеса целиком. Заводится паровозик. Муз. руководитель предлагает детям, пока бежит паровозик, придумать, какие приключения его еще могут ожидать. 
           Затем все дети рисуют свои сказочные паровозики. 

«Пельмени»

Возраст: 5-6 лет

Цель: Развивать воображение и моторику.

Ход игры: Внимательно слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с содержанием.

Я три горсточки муки 
Сыплю в миску из руки, 
Подолью воды немножко 
Размешаю тесто ложкой, 
Все с яйцом я перетру, 
Тесто я руками мну. 
Разделяю на кусочки, 
Делаю я колобочки. 
Мясорубку покручу, 
Фарш мясной я получу. 
Отделяю фарша горстку, 
На кружок кладу я горку, 
Я края соединяю, 
Пальчиками их сжимаю, 
Покажу свое уменье - 
Вылеплю я сто пельменей! 
(И. Лопухина) 
 

«Ежик и бычок»

Возраст: 4-5 лет

Цель: Развитие творческих способностей.

Ход игры: Внимательно слушать стихотворение, выполнять движения используя мимику и жесты.

        Встретил ежика бычок 
        И лизнул его в бочок. 
        Но, лизнув его, бычок 
       Уколол свой язычок. 
        А колючий еж смеется: 
       "В рот не суй что попадется!" 
                  (А. Воронько)

«Шумный Ба-Бах»

Возраст: 6-7 лет

Цель: Развитие творческой инициативы.

Ход игры: Внимательно слушать стихотворение изображать поводки животных, используя характерные движения, мимику, пантомиму.

             В очень громких сапогах 
             Ходит по лесу Ба-Бах! 
             И, заслышав этот звук, 
             В ветках спрятался Тук-тук, 
             На сосну вбежал Цок-Цок, 
             В чащу кинулся Прыг-скок; 
            Чик-чиришка в листьях - порх! 
             Шебуршонок в норку - шорх! 
            Тихо-тихо все сидят 
             И, хихикая, следят, 
             Как шумит в лесу Ба-Бах 
             В очень громких сапогах. 
                    (Дж. Ривз) 

«Мишка»

Возраст: 4-5 лет

Цель: Развитие потребности к самореализации.

Ход игры: Внимательно слушать стихотворение, выполнять движения по тексту используя соответствующие эмоции, характерные движения.

            Бедный мишка заболел- 
            Мишка много меда ел. 
            Мишка плачет и кричит: 
            -У меня живот болит! 
             Мишка стонет, 
             Слезы льет- 
            У него болит живот. 
            Непослушный 
            Жадный мишка 
            Съел лесной малины 
            Слишком. 
                 (Ф. Бобылев)

Музыкально-дидактические игры на развитие творческих способностей

«РИСУЕМ МУЗЫКУ»

Цель: Развитие эмоциональной отзывчивости, творческого воображения.

Ход игры: Педагог предлагает прослушать музыкальное произведение, нарисовать какое настроение передает музыка.

http://savepic.net/3180551m.jpghttp://savepic.net/3184647m.jpghttp://savepic.net/3183623m.jpghttp://savepic.net/3173383m.jpg

"Музыкальный поезд"

Цель: развивать умение различать тембр голосов. 
Ход игры: дети сидят на стульях и имитируют руками движение поезда (или двигаются паровозиком), а муз. руководитель исполняет песню: 


    "Поезд едет, 
     Поезд едет, 
     Поезд песенку везет. 
     Ну-ка, дети, угадайте, 
     Кто нам песенку поет?" 
Задание детей: определить кто ее исполняет.

http://www.musical-sad.ru/_fr/1/8491657.jpg

«ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ РИТМ»

Цель игры: Развитие ритмического слуха.

Ход игры:

  1. Педагог выкладывает  на фланелеграфе головку гусеницы и предлагает детям придумать ей имя. Например: «Да-ша»

(Illustration Of 3D Golden Half Note. Royalty Free Illustration at FeaturePics.com     Illustration Of 3D Golden Half Note. Royalty Free Illustration at FeaturePics.com). Прохлопать разными вариантами, проиграть на музыкальных инструментах этот ритм.

  1. Педагог выкладывает над головой гусеницы из кружочков или других фигур ритмичекую формулу имени гусеницы. В дальнейшем это делают дети.

                                             Блог Графических Иллюзий " Blog Archive " Красный кружок       Блог Графических Иллюзий " Blog Archive " Красный кружок

                                                    http://savepic.net/3330481m.jpg 

  1. Приставить к головке два животика гусеницы. Проговорить, прохлопать , проиграть на музыкальном инструменте (по выбору ребенка), получившийся ритмический рисунок.

               http://savepic.net/3330481m.jpghttp://savepic.net/3318193m.jpghttp://savepic.net/3325361m.jpg

                                          http://savepic.net/3323313m.jpghttp://savepic.net/3311025m.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека музыкальных игр для развития музыкально-ритмических движений

картотека музыкальных игр для развития музыкально-ритмических движений...

Картотека музыкальных игр. Игры с музыкальными инструментами

Материал в копилку педагогам: воспитателям, музыкальным руководителям...

Картотека музыкальных игр. Музыкально-дидактические игры.

Материал в копилку педагогам: воспитателям, музыкальным руководителям...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....