«Использование материалов мини-музея для ознакомления с малой Родиной»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Краева Ирина Николаевна

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески. Патриотическое воспитание является важным условием всестороннего развития личности. Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма. Одним из методов работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание в ДОУ мини-музея. Мини-музей в условиях ДОУ позволяют реализовывать образовательную программу, являются действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование материалов мини-музея для ознакомления с малой Родиной»

 

Тема:

«Использование материалов мини-музея для ознакомления с малой Родиной»

Тип музея: краеведческий

Воспитатель: Краева И.Н.

Актуальность «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность». Д. Лессинг.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески. Патриотическое воспитание является важным условием всестороннего развития личности. Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма. Одним из методов работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание в ДОУ мини-музея. Мини-музей в условиях ДОУ позволяют реализовывать образовательную программу, являются действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса. А также расширяют кругозор, открывают возможности для творческой и самостоятельной исследовательской деятельности. В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Поэтому в старшей группе мы решили создать мини-музей, который назвали «Мой любимый город». Целью которого является:

Цель. Формирование чувства любви к малой родине через создание и использование материалов мини-музея. Воспитание чувства патриотизма.

Задачи. 1. Образовательные

- Формировать чувство патриотизма, любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему, жизни жителей города в разные исторические времена.

-Познакомить с людьми, прославившими Октябрьск в разные исторические времена.

-Расширять представления детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой, а также в конструировании, экспериментировании, ручном труде и т. д.

-Учить детей приемам музейной деятельности экскурсовода.

2. Развивающие:

-Развивать познавательную активность детей посредством музейной деятельности с привлечением родителей

-Развивать диалогическую, связную речь и коммуникативные навыки детей умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их, читать наизусть стихи и прочее.

-Развивать творческое воображение через ознакомление с творчеством Октябрьских поэтов и восприятие картин художников поселка.

3. Воспитательные:

-Прививать детям чувство гордости за свой родной город, чувство сопричастности к происходящим в нем событиям.

-Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям и природе родного города

-Воспитывать уважение к людям разных профессий.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования чувства патриотизма дошкольников учитывались следующие педагогические средства.

Педагогические средства, используемые в мини-музее

Форма проведения: занятия, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, чтение художественных произведений, дидактические игры, продуктивная деятельность детей, самостоятельная игровая деятельность.

Форма организации: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы:

-словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание.

-наглядные – экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;

-практические – дидактические игры, оформление альбомов, изготовление поделок.

Приемы: обращение к жизненному опыту детей, исследовательские действия, игровые приемы.

Особенность мини - музея

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок—лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей— результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Оформление мини-музея:

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на стене и на полках шкафа в групповой комнате, поэтому всегда доступны для рассматривания, детских игр, и др. деятельности ребенка. На верхней полке представлен материал об истории Октябрьска (подборки картинок, альбомы «достопримечательности города», «профессии родителей», и др., также уголок «природа нашего края». Чуть ниже мы расположили книги местных поэтов, альбом «Они выбрали спорт»(спортсмены прославившие наш город). В целях безопасности на нижней полке разместился материал для самостоятельной деятельности детей: дидактические игры «сложи картинку», «одень куклу в национальный костюм», раскраски, материал для экспериментирования (песок, глина).

Использование музея в интеграции образовательных областей:

1. Социально - коммуникативное развитие.

Первоначально была проведена предварительная подготовка детей к общению с музейной культуры. Совместно с детьми мы разработали определенные правила поведения в мини- музее.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В НАШЕМ МИНИ-МУЗЕЕ

1. В нашем музее нельзя шуметь «Слушай сам и дай слушать другому»;

2. Многие экспонаты разрешено трогать руками

3. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.

«Сохрани историю для других»;

4. Экспонаты нельзя ломать.

5. Можно и даже нужно задавать вопросы.

6. В нашем музее можно играть, рисовать, создавать и творить.

7. Музей можно посещать каждый день, пополнять новыми экспонатами, самому менять, переставлять экспонаты.

8. Будь доброжелателен по отношению к другим

«Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой»;

Познакомила детей с рядом сложных для них понятий и терминов. Например, «время», «культура», «история», «экспонат», «исследователь».

«Экспонат»- предмет, выставляемый на выставке, в музее.

«История» – изучение прошлого

В процессе создания мини-музеев мы уделяли особое внимание становлению самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в нашем мини-музее устроен уголок «игротека». Дети могут использовать игры самостоятельно в процессе самостоятельной деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

настольная игра «Наряди куклу в национальный костюм», дети одевают кукол и называют элементы национальной одежды.

Цель: закреплять знания о национальных костюмах народов проживающих на территории города.

Игра «четвертый лишний»

Цель: закреплять знания об истории, достопримечательностях, природе города, развивать логическое мышление.

Настольная игра «сложи картинку»

Игра на внимание «Найди здание по описанию»

Цель: развитие внимания, логического мышления.

Диалог с музеем также, обогащает самостоятельную деятельность детей, позволяет им удовлетворить свою потребность в самоутверждении, признании со стороны ближайшего окружения. Дети с удовольствием выступают в роли экскурсовода перед младшими детьми, перед сверстниками, проводя экскурсию по мини-музею (показывая и рассказывая об экспонатах музея).

Наши дети становятся «экскурсоводами», увлечёно рассказывая о том, что знают сами.

ролевая игра «школа маленького экскурсовода» детям дается понятие,

что экскурсии можно проводить везде, в том числе и по детскому саду.

Цель: способствовать усвоению опыта социальных взаимоотношений, умению выражать личное отношение к событиям и фактам, учить детей оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, учить считаться с интересами других, развивать речь, творческие способности.

2. Познавательное развитие

Первым экспонатом нашего музея стала геральдика Октябрьска, а также символика России.

Беседа «Герб родного города»

Цель. Продолжить знакомить детей с гербом г. Октябрьска, рассказать о символах, изображённых на гербе. Воспитывать в детях патриотические чувства.

Благодаря собранным экспонатам дети могут заглянуть в историческое прошлое нашего города и много узнать об истории, культуре малой родины. Более полно познакомиться с народами, проживающими на территории города, с природой родного края.

• Оформление альбома «Профессии моих родителей».

Цель: Знакомить детей с профессиями своих родителей и получение дополнительных знаний о существующих профессиях.

• Рассматривание альбома «Профессии моих родителей»

Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

Представленный альбом направлен также на осознание у детей, особенно мальчиков будущих социальных ролей: семьянин, отец, труженик в доме, защитник. И целью формирования позитивных установок к различным видам труда проведены беседы

• Беседа «Труд мужчин в семье».

Цель: формирование позитивных установок к различным видам труда.

Также использовала данный альбом для подготовки и проведения игры «путешествие в профессии»

Цель игры: Закрепить представление воспитанников о профессиях.

Развить логическое мышление, внимание, память.

Воспитать уважение и интерес к труду взрослых.

Учитывая специфику организации работы с детьми, в наших экспозициях в качестве экспонатов выступают творческие работы детей.

Самостоятельная работа в уголке изобразительной деятельности

раскрашивание раскрасок «национальный костюм»,

работа с трафаретами, картинками по теме

5. Физическое развитие.

-Разучивание с детьми народных игр, в которые играли наши дедушки и бабушки.

Цель: привлекать детей к участию в народных играх,

развитие двигательной активности детей и способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

О людях, вошедших в историю города своими спортивными достижениями можно узнать из альбома «Они выбрали спорт».

• Оформление альбома «Они выбрали спорт»

Цель: Познакомить дошкольников с известными спортсменами города, их профессиональной деятельностью и её значением в жизни других людей. Воспитывать желание быть сильными, здоровыми.

• Рассматривание альбома «Они выбрали спорт»

- Беседа «Спорт-это здоровье»

Работа с родителями

-Пополнение экспозиции мини-музея новыми экспонатами

- рекомендации родителям «Как познакомить ребенка со своим городом».

-Привлечь к изготовлению макетов «Наш город»

-Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместную с детьми деятельность.

Вывод:

Полученные знания оказывают положительное влияние на патриотическое воспитание детей. Дети углубили свои знания об истории родного города, его достопримечательностях. Учатся проявлять уважение к жителям города, к его традициям. развивают умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.

Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по работе с детьми и родителями по ознакомлению с малой родиной Красное село.

Планирование разбито по месяцам года. В каждом из которых описывается план работы с детьми, с родителями и педагогами....

Совершенствование работы по освоение детьми образовательной области «Познание» через интеграцию с другими образовательными областями по развитию познавательной активности, с использованием экспонатов мини-музеев групп и деятельности «школы экскурсовода».

В Федеральных государственных требованиях  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесса, который д...

"Приобщение детей к патриотизму, через ознакомление с малой родиной"

Самообразование направленное на патриотическое воспитание детей, формирование социально-нравственных чувств, представлений и отношений....

Статья Развитие речи детей с общим недоразвитием речи посредством использования экспонатов мини-музея Народных промыслов

В статье представлен опыт работы по использованию игр и игровых упражнений на развитие лексико-грамматических категогий в условиях мини-музея ДОУ. Данные игры и игровые упражнения успешно могут быть и...

Консультация "Использование материала мини-музея в группе для расширения и укрепления знаний о Родине"

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОО стала работа по созданию мини-музеев. Музей – это особ...

Консультация для воспитателей "Использование ресурсов мини-музея ДОУ по привитию у детей любви к культуре родного края"

Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим, огромн...