Главные вкладки

    Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.
    консультация на тему

    Консультация для воспитателей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей.

    Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.

       

    Способности - это индивидуальные психологические особенности, отличающие одних людей от других. Речь идет только о тех особенностях, которые содействуют успешной деятельности. Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, хотя и обусловливают быстроту их приобретения. Способность - одно из базовых качеств психики. Общие способности — индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения, высокой эффективности во многих видах деятельности.

        Развитие общих способностей начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни. К факторам, влияющим на развитие способностей, относят: генетические, внутриутробного развития, момента рождения, окружающей среды (психическая стимуляция, поддержка, питание), социальные условия.

        Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

    Дидактические игры отличаются от остальных рядом характерных особенностей:

    • познавательное содержание в них объединяется с игровой

    формой;

    • присутствуют игровые правила и игровые действия;
    • определены дидактические задачи.

        Дидактические игры способствуют развитию общих способностей детей: интеллектуальных, саморегуляции.

        Автором - разработчиком дидактического пособия – «Логические блоки», венгерским психологом и математиком Дьенешем предложена система дидактических игр с данным пособием. Более полная система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша представлена в книгах «Давайте поиграем» А.А. Столяра и «Логика и математика для дошкольников» З.А. Михайловой. Система игр представлена по принципу – от простого к сложному.

         На основе разработок Михайловой З.А. Лелявиной Н.О. и Финкельштейн Б.Б. разработан комплект «Давайте вместе поиграем», который включает в себя иллюстративный вспомогательный материал для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами и методические советы по использованию дидактических игр с блоками. Также Финкельштейн Б.Б. разработаны альбомы к

    циклу игр с дидактическим материалом – блоки Дьенеша для детей каждого возрастного периода.

          Дидактические игры с блоками Дьенеша можно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

         Система работы начинается с занятия по ознакомлению детей с блоками и их свойствами: «Сказка о чудесной коробочке с блоками»

     Далее с детьми проводятся следующие дидактические игры:

    «Угадай блок» (по 2-3 свойствам);

    «Выложи предмет» (в альбоме «Блоки Дьенеша для самых

    маленьких»);

    «Составь узор» (плоский вариант блоков Дьенеша);

    «Сложи предмет» (плоский вариант);

    «Бусы» (выкладывание бус из заданных блоков);

    «Художники» (с готовыми «эскизами», детям нужно их

    «дописать»);

    «Угощение для медвежат» (подбор двух блоков с одним

    различным свойством);

    «Магазин» (купить игрушку с таким же блоком, как «денежка»

    у ребенка);

    «Логический поезд» (расставить блок по вагонам в

    соответствии с заданным изменяющимся свойством);

    «Найди пару».

         На следующем возрастном этапе (4-5 лет) детей знакомят с карточками - обозначением свойств блоков (большой – маленький; красный – синий – желтый; толстый – тонкий) – дидактическая игра «Карточки – символы свойств». Далее с детьми проводятся те же дидактические игры, как и на предыдущем этапе, при этом включая в ход игры использование карточек – свойств. На этом этапе для игры «Выложи предмет» используется альбом Финкельштейн Б.Б. «Лепим нелепицы».

         На последнем этапе работы (5-7 лет) дидактические игры усложняются. К уже изученным карточкам – свойствам блоков добавляются карточки – отрицания свойств (не толстый – тонкий, не тонкий – толстый, не большой – маленький, не маленький – большой, не красный – синий или желтый, не желтый – красный или синий, не синий – желтый или красный). Сначала проводятся уже знакомые игры с новыми свойствами отрицания.

    Далее к изученным играм добавляются новые:

    «Архитекторы» (дети разрабатывают проект детской площадки,

    выбирая материал в соответствии с заданными правилами);

    «Логический поезд» (использование карточек с числовым

    соотнесением);

    «Мозайка цифр» (дети расшифровывают карточку и выбирают

    нужный блок);

    Игры с использованием логических кубиков - свойств: «День

    рождения» (замещение – подарок), «Рыбалка» (замещение – рыбы), «Космос» (инопланетяне) и т.д. в соответствии с выбранной темой.

    Также на этом этапе используются альбомы Фенкельштейн Б.Б. – «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь» для индивидуальной работы и работы в небольшой подгруппе детей (2-3 человека).

         Применение системы дидактических игр с блоками Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста способствует:

    - ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой

    предметов, размером;

    - развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать,

    классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

    - усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры

    мышления;

    - развитию познавательных процессов;

    - а на более поздних этапах – развитию творческих

    способностей.

    Список использованной литературы:

    Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki

    Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1996 .

    Беленок И. Л., Мишина Ю. Д. Развитие общих способностей личности: учебное пособие.: Новосиб. Гос. Ун-т. - Новосибирск, 2005. - 112 с.

    Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша.: ООО «Корвет». – СПб, 11с.

    Логика и математика для дошкольников / Под ред. З.А. Михайловой. – СПб, 1996.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.

    В консультации подробно раскрыто понятие "дидактическая игра", а также предложена система дидактических игр с блоками Дьенеша....

    Дидактические игры с блоками Дьенеша - как одна из форм интеллектуального развития дошкольников

    Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике....

    Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников с нарушением зрения.

    В.В. КондрацоваМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Начальная школа - детский сад №1 компенсирующего вида»г. Сергиев Посад, РоссияДидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из фо...

    Использование блоков Дьенеша и развивающих игр для развития познавательных способностей дошкольников

    Создание пространства для комфортного и эффективного познавательного развития ребёнка - одна из первостепенных задач педагогов....

    Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей дошкольников

    Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей дошкольников...

    Консультация для педагогов «Приобщение детей к этнокультурному наследию, как одна из форм развития творческих способностей дошкольника»

    Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его худ...