Главные вкладки

    Песочная терапия при аутизме
    методическая разработка на тему

    Попова Светлана Геннадьевна

    В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут в бессознательные и скрытые в нем тайны

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_popova_s.g.docx21.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Песочная терапия при аутизме

    «В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут в бессознательные и скрытые в нем тайны»

    Дональд Сандер
    (юнгианский песочный терапевт)

    Песок не так прост, как кажется на первый взгляд. На самом деле это удивительный материал. Этот таинственный материал может быть легким или тяжелым, принимать любую форму. Достаточно добавить в него воды, и он сразу изменится. Такие свойства песка используют не только в творчестве, но и в терапевтических целях.

    Взаимодействуя с песком, мы стимулируем свою фантазию, лучше понимая свои собственные внутренние процессы, которые рассматриваются в символике ландшафта и выбираемых человеком миниатюрных фигурок людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Основная цель песочной терапии — не менять и не переделывать, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать человеку возможность быть самим собой, чтобы он смог достичь эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения. Песочная терапия является как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом. Возможности песочной терапии очень обширны.

    Песочная терапия  одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Принцип “терапии песком” был предложен К.Г.Юнгом, основателем аналитической психотерапии. Психотерапевты – сторонники теории Юнга утверждают, что песок поглощает негативную психическую энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

    В нашем детском саду мы используем игры с песком в работе с детьми с аутизмом. Едва оказавшись в песке, ребенок погружается в свой мир. Поэтому игры с песком интересны ребенку с аутизмом, они привлекают его внимание, располагают для взаимодействия с Вами, способствуют развитию моторики руки, кисти. А так как имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и кисти рук: от них посылаются сигналы в мозг, в те центры, которые управляют эмоциональным состоянием, то игра с песком способствует формированию эмоциональной сферы аутичного ребенка.

    Кроме этого игры с песком способствуют развитию речи ребенка, формируют коммуникативные навыки (ребенок «втягивается» в общение при взаимодействии в игре). В процессе игры с песком формируется познавательная деятельность (внимание, память, восприятие, воображение). Формируются личностные качества (воля, целенаправленность действий и т.д.). Работа с песком балансирует психические процессы (возбужденных успокаивает, вялых активизирует).

    Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей с аутизмом.
    Игры с песком очень естественны для детей с нормой развития. Ребенка с аутизмом необходимо учить играть с песком, при этом необходимо соблюдать несколько правил. 

    Первое правило– установите доверительные отношения с ребенком.

    Вторе правило– включите себя в игру («игра с самим собой», проявление эмоций, привлечение внимания к песку яркими игрушками, потешками, которые сделают игру ярче и веселее и т.д.).

    Третье правило  - не подавляйте инициативу ребенка. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

    Занятия проходят в специально оборудованной комнате, индивидуально.

    Примерные игры с песком в работе с детьми с аутизмом:

    1. Играем вместе

    Учите ребенка:

    • трогать песок руками;
    • копаться в песке совком, лопаткой;
    • вставлять в песок палочки, веточки, листики, камушки;
    • топтать и разбрасывать песок;
    • лепить куличи из мокрого песка, используя различные формочки;

    Игра "Я пеку, пеку"

     Ребенок вместе с воспитателем "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого используете разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую (если действие недоступно ребенку, то выполняете его при совместном взаимодействии). Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.

    Игра "Заборчики"

    Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого, руками или с помощью специальных деревянных приспособлений рисует заборчики. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.

    "Волшебные отпечатки на песке"

    Педагог и ребенок оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.

    • рисовать палочкой, пальцем различные фигуры, буквы, цифры;

    • насыпать кучки;

    • строить пещеры.

    Игра "Выдуваем фигуры и рисунки"

    Ребенок вместе со взрослым или самостоятельно при помощи различных трубочек выдувает различные фигуры или рисунки на песке.

    Игра "Нарисуй на ощупь"

    Ребенок одевает маску, предлагаем ему потрогать тактильные панели и нарисовать на песке такую же фигуру. Ребенок рисует с закрытыми глазами.

    Игра "Рисуем с помощью трафаретов"

    Предлагаем ребенку нарисовать сказку при помощи трафарета. 1 вариант: насыпаем песок на весь трафарет, а затем аккуратно разглаживаем песочек и поднимаем трафарет. 2 вариант: ребенок аккуратно насыпает песочек в трафарет и убирает трафарет.

      2. Рисование песком

    Рисование песком (песочная анимация) в последнее время стало необычайно популярным. Такое занятие снимает стресс, позволяет расслабится как взрослому так и ребенку, способствует формированию положительных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

    3. Песчаный конус

    Возьмите руки ребенка в свою руку. Свободной рукой выпускайте песок из горсти, чтобы он падал в ладошки ребенка. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок на поверхность конуса то в одном, то в другом месте, возникают «сплывы», движения песка, похожие на течение воды. Ребенка привлекает движение песка. Приговаривайте во время проведения действия «Песочек сыплется, песочек рассыпается».

    Уважаемые педагоги, организуя игру с песком, помните!
    В ходе организации игры необходимо находить адекватные возможностям ребенка приемы игровой деятельности. Попытки сразу установить контакт либо навязать определенные виды деятельности без учета доступного этому ребенку уровня коммуникации (общения) могут создать атмосферу непонимания. Поэтому поначалу не должно быть никаких речевых инструкций, ребенку предоставляется полная свобода. Далее активное включение взрослого в деятельность, что дает ребенку понять преимущества совместной работы со взрослым.

    Песочная терапия, представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок (а иногда и взрослый) строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и перспективное будущее.

    Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир. Можно сказать, что ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин. Тактильный контакт и развитие мелкой моторики являются дополнительным позитивным эффектом для ребенка с аутизмом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

    «Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

    Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".

    учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....

    Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

    Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...

    Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

    Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

    « Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

    Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

    « Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

    Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...