Главные вкладки

    Доклад "Руководство развития игры во второй группе раннего возраста"
    материал на тему

    Кузнецова Светлана Евгеньевна

    Доклад "Руководство развития игры во второй группе раннего возраста"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedsov_3.docx18.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педсовет на тему

    «Руководство развитием игры  во второй группе раннего возраста»

    Составила: Воспитатель Кузнецова С.Е.

    Успешное формирование игры зависит от того, насколько педагог правильно ориентируется в психологическом содержании игры на каждом этапе ее развития. Педагог, руководя игрой детей раннего возраста, использует методы обеспечивающие развития мышления речи, самостоятельности и творчества ребенка.

    Термин «руководство игрой», обозначающий в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладением ими игровыми умениями, используется в единстве с термином «формирование».

    Основная цель педагога- последовательно развивать самодеятельную игру у каждого ребенка и играющего коллектива в целом.

    При поиске методов формирования игры важно знать специфику игрового действия: оно всегда направлено на достижение определенной цели с учетом игровых условий. По ходу игры ребенок решает ряд игровых задач , в которых он учится ставить цель, учитывать и готовить условия для ее достижения, усваивает новые, более сложные  способы действия.

    Следовательно, само формирование игры можно рассматривать как предъявление детям усложняющихся игровых задач, подведение их к самостоятельной постановке  и инициативному решению.

    Главное в игровой задаче- воображаемая цель, понятная и близкая ребенку по его личному опыту.

    Способы решения в  игровой задаче - игровые действия разной степени сложности и обобщенности, эмоционально - выразительные средства, позднее речевые высказывания. Средства для решения игровой задачи – образные игрушки,   игровой материал, замещающий игрушки, жесты и  слова, обозначающие воображаемые, отсутствующие предметы действия.

    Преобладающим способом решения игровых задач для детей раннего возраста является игра с игрушками в подготовленной взрослым ситуации.

    Опираясь на обогащающийся игровой опыт детей, педагог стремится перевести игру на самостоятельный путь развития. При этом воспитателю необходимо учитывать, что игра требует: во-первых, активности, инициативности ребенка во взаимоотношениях с окружающей его предметной и социальной средой; во-вторых, обобщения опыта деятельности; в – третьих, самостоятельности малыша при решении игровых задач.

    Основные проблемы руководства игрой – учет возрастных особенностей детей при решении игровых задач, развития игровой деятельности, ее зависимость от ряда условий, способствующих отражению опыта ребенка в игре.

    Для формирования игры на каждом этапе необходимы не только  овобые приемы, а единый комплекс обязательных педагогических мероприятий.

    Компоненты комплексного метода следующие:

    -планомерное обогащение жизненного опыта детей

    -совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений, традиционной игровой культуры;

    - своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта.

    - активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, отражение в игре новых сторон жизни.

    Комплексный метод руководства процессом формирования игры не только подтверждает правомерность такого предпочтения, но и обосновывает его в связи с новым подходом к игре как решению игровых задач самими детьми.

    Рассмотрим необходимость, место и специфику  каждого компонента комплексного метода.

    Метод комплексного руководства развитием игры

    Первый компонент

    Педагогу важно не только учитывать жизненный опыт детей, но и целенаправленно его расширять Все источники информации( наблюдение ,занятия средства искусства, художественное слово), если они интересны детям, будят их мысль, удивляют, волнуют, не оставляют эмоционального равнодушия. Это способствует тому,  что ребенок, активный участник реальной жизни, желает сделать больше, чем может в своем возрасте.

    Если жизненный опыт детей постепенно расширяется за счет более глубокого понимания интересных, новых явлений, конкретного назначения предметов, сущности взаимоотношений людей, это постепенно обогащает содержание игры.

    Второй компонент

    В совместных обучающих играх воспитатель вычленяет главное в событиях, участниками которых являлись воспитанники.

    Передача игрового опыта может быть организована двумя формами:1) специальные обучающие игры( показы- инсценировки, театрализованные игры-занятия, с\д и с\под, и музыкальные)

    2) игра взрослого и  старших детей с младшими, когда участие педагога может быть длительным или фрагментарным.

    3) Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек или игрового материала, разнообразного по тематике и образному решению, помогают ребенку восстановить в памяти недавние впечатления, побуждают  к самостоятельной игре. Разнообразная предметно-игровая среда позволяет подвести детей к следующему, более сложному этапу игры.

    4) Общение взрослого с детьми в процессе игры, усложняющиеся игровые проблемные ситуации побуждают детей к самостоятельному поиску новых игровых задач, новых способов их решения. Такое общение взрослого с детьми чаще проходит в форме вопроса, совета, подсказки.

    Благодаря взаимосвязи всех компонентов игра с первых ее этапов организуется как саморазвивающаяся деятельность ребенка, постепенно приобретая  самодеятельный творческий характер.

     Для возраста от 1 до 1.6 мес.

     В этот период начинает развиваться отобразительная  игровая деятельность, содержанием которой является разнообразные действия  детей с предметами. Дети этого возраста проявляют интерес к дидактическим игрушкам, которые воздействуют на них своей величиной, формой цветом

     Ребенок узнает назначения предметов в жизни, он закрепляет свои знания в действиях с сюжетно-образными игрушками( Игрушечная посуда, мебель, животные и др.) с этими игрушками он начинает отображать простые жизненные сценки, состоящие из нескольких  взаимосвязанных действий. Так зарождается сюжетно- отобразительная игра.

     Для возраста от 1года 6 месяцев до 2 лет

    В этом возрастном периоде возможности активного познания расширяются. Дети хорошо овладевают ходьбой, быстрее знакомятся с большим количеством предметов в условиях семьи и детского сада. Дети могут выполнять разные действия с предметами: группировать предметы по цвету, величине, форме; находить сходство и т.д. Малыши начинают использовать предметы орудия в быту( ложку, палку), на занятиях (черпак, сачок). Они могут  запомнит и выполнить поручение из 2-3 взаимосвязанных действий.

     Однако без помощи взрослого овладеть знаниями и умениями они не могут.  От умелого тактичного руководства педагогом детской игрой зависит и формирование у дошкольника умения самостоятельно ориентироваться в окружающем .Круг предметов и явлений, которые познают дети этого возраста, постепенно расширяется. Малыши на практике усваивают назначения новых предметов быта: шкаф, умывальник, кухонная плита, утюг, доска для глажения ит.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) с использованием образовательной технологии «Пальчиковые игры» Тема: «В гостях у курочки Рябы»

    Цель:  Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанное. Задачи:    Ø Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя;   Ø Побуждать к непроизвольному з...

    Конспект игры - занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста на тему «Зайчик».

    Конспект игры - занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста на тему «Зайчик»...

    Конспект по развитию игровой деятельности (сюжетно-ролевой игры) во второй группе раннего возраста. "Путешествие на автобусе"

    Конспект по развитию игровой деятельности (сюжетно-ролевой игры) во второй группе раннего возраста. "Путешествие на автобусе"...