В помощь родителям "Речевое развитие старших дошкольников"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Сухарникова Анастасия Васильевна

Что характерно для речи детей 6-ти лет? Какие игры способствуют обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя речи?  Данная презентация поможет родителям найти ответ на эти и многие другие вопросы..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_6-ti_let.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад №5 «Золотая рыбка» Речевое развитие старших дошкольников Подготовила: учитель-логопед высшей квалификационной категории Сухарникова Анастасия Васильевна 2018 год

Слайд 2

Словарный запас. Запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова. В речи ребенка не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. (Исключение составляют малознакомые слова). Грамматический строй. У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. Остаются ошибки в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах ( дерево-дерева , карандаши-нет карандашов ) и так далее. Звукопроизношение. Дети правильно произносят шипящие, свистящие и сонорные звуки. Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы. Может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было. Ребенок активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.). Речевое развитие детей 5 – 6 лет

Слайд 3

Как проверить у ребёнка объём пассивного словаря? 1. Предложите ребёнку показать и назвать части предметов и объектов Назови, что есть у куклы? (голова, брови, глаза, ресницы, шея, затылок, плечо, ………) Какие части есть у машины? (кабина, кузов, мотор, руль, колёса, фары , ……………..)

Слайд 4

2. «Назови одним словом» (показать или назвать несколько предметов и объектов, относящихся к одному понятию) Спросите ребёнка: Яблоко, груша, мандарин, персик… - Как назвать их одним словом? - Что это? (Это фрукты) - Какие ты ещё знаешь фрукты? (Апельсин, абрикос и т.д.) - Где растут фрукты? (Фрукты растут в саду, на деревьях)

Слайд 5

У ребёнка к 6-ти годам должны быть сформированы следующие обобщающие понятия: «Игрушки» «Овощи» «Фрукты» «Посуда» «Мебель» «Дикие животные» «Домашние животные» «Одежда» «Обувь» «Головные уборы» «Птицы» (перелётные, зимующие) «Домашние птицы» «Транспорт» (наземный, воздушный, водный, железнодорожный )

Слайд 6

С целью закрепления обобщающих понятий (овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель и др.) поиграйте с ребёнком в ИГРУ «Я знаю пять названий…….» Ход игры: Взрослый говорит «Я знаю пять названий……. ? Ребенок (на первом этапе с опорой на картинку- подсказку) называет объекты-предметы. Взрослый считает: 1…2…. 3….4….5….. (используйте МЯЧ)

Слайд 7

Я знаю пять названий ФРУКТОВ!

Слайд 8

Я знаю пять названий ПТИЦ ! Я знаю пять названий ДИКИХ ЖИВОТНЫХ ! Я знаю пять названий ТРАНСПОРТА ! Я знаю пять названий предметов ПОСУДЫ ! Я знаю пять названий НАСЕКОМЫХ !

Слайд 9

3. Подбирать слова, обозначающие признаки предмета, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?» «Какие?» Печенье бывает КАКОЕ? (круглое, квадратное, треугольное, овальное) Чай КАКОЙ? (горячий) Мороженое КАКОЕ? (холодное) Лекарство КАКОЕ? (горькое) Варенье КАКОЕ? (сладкое, вкусное, клубничное)

Слайд 10

Подбери 5-6 слов Солнышко КАК ОЕ ? Лимон КАК ОЙ ? Кругл ое, жёлт ое , ярк ое , горяч ее , лучист ое …… Жёлт ый , овальн ый , кисл ый , сочн ый , витаминн ый , полезн ый …

Слайд 11

Чем похоже и чем отличаются? МЯЧ ШАР и

Слайд 12

ИГРА «Каждый знает» Пять раз повтори начало предложения, и каждый раз добавляй новое слово Каждый знает, что ЖЁЛТЫМ бывает… лимон, солнце, сарафан…. Каждый знает, что СИЛЬНЫМ бывает…. Каждый знает, что СТАРЫМ бывает ….. Каждый знает, что НУЖНЫМ бывает ….. Каждый знает, что ОСТРЫМ бывает… Каждый знает, что ХРУПКИМ бывает…. Каждый знает, что НОВЫМ бывает…. Каждый знает, что БЕЛЫМ бывает….

Слайд 13

ИГРА «Что бывает….?» Ребёнок должен назвать определенное количество слов в сочетании с нужным прилагательным Что бывает ЛЁГКИМ ? лёгк ОЕ пёрышко, лёгк ИЙ характер,…. Что бывает СЛАДКИМ ? Что бывает ГОЛУБЫМ ? Что бывает ВОЗДУШНЫМ ? Что бывает КВАДРАТНЫМ ? Что бывает ХОЛОДНЫМ ? Что бывает ВЫСОКИМ ?

Слайд 14

ИГРА «Что бывает….?» Ребёнок должен назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками Что бывает СЛАДКИМ и ЛЁГКИМ ? ЗАПАХ, СОН , ЖИЗНЬ, ВАТА, БИЗЕ,…. Что бывает ЯРКИМ и ЖЁЛТЫМ ? СОЛНЦЕ, ОСЕНЬ, ЛИМОН, САРАФАН, ЦВЕТОК, ЛИСТОК, КРАСКА, ПЛАТЬЕ, ПЯТНО, СВЕТ, …..

Слайд 15

4. Подбирать слова (2-3), обозначающие действие, отвечающие на вопрос «Что делает?» Что делает врач? (осматривает, слушает, выписывает рецепт и т. д.). Что делает учитель? (повар, покупатель, водитель и т.д.)

Слайд 16

5. «Назови профессию»

Слайд 17

«Кому что нужно для работы?»

Слайд 18

«Какой предмет лишний?»

Слайд 19

6. «Назови детёнышей» или «Кто у кого?»

Слайд 20

«Назови маму, папу и их детёныша»

Слайд 21

«Один-много»

Слайд 22

«Назови ласково» 7. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением

Слайд 23

«Скажи наоборот» 8. Подбор слов с противоположным значением

Слайд 24

«Один – много» 9. Дифференциация единственного и множественного числа существительных

Слайд 25

«Один – много»

Слайд 26

«Чего много?» 10. Образование существительных множественного числа родительного падежа

Слайд 27

Употребление предлогов

Слайд 32

Уважаемые мамы и папы! Играйте со своим ребенком, развивайте его речь и наслаждайтесь общением!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников с помощью развивающих игровых технологий «Играй и развивайся»

Данный проект подразумевает создание создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности, а также рекомендует применое планирование образовательной деятельности по развива...

Совместная интегрированная образовательная деятельность по речевому развитию старших дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий. «На помощь зимующим птичкам»

Совместная интегрированная образовательная деятельность по речевому развитию старших дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий.«На помощь зимующим птичкам»Цель: укреплен...

Познавательное развитие старших дошкольников с помощью игр в шашки

В последнее время активно пропагандируется в ДОУ игра в шахматы, но нельзя забывать, что им предшествуют игры в шашки. Тема семинара для воспитателей посвящена познавательному развитию старших дошколь...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова  «Готовимся к школе: 60 занятий п...

В помощь педагогам "Развитие речи дошкольников в процессе знакомства с художественной детской книгой".

данная консультация поможет воспитателям организовать занятия по речевому развитию с дошкольниками с помощью детской книги....

Синквейн - помощь в развитие речи дошкольников.

Синквейн - помощь в  развитие речи дошкольников....

Оказание помощи в развитии речи дошкольников родителям и педагогам в ходе реализации дистанционного проекта «Логос-онлайн»

В настоящее  время особенно актуальна тема дистанционного сопровождения семей и специалистов дошкольного образования по вопросам развития речи дошкольников, в том числе детей с ограниченным...