В помощь педагогам "Развитие речи дошкольников в процессе знакомства с художественной детской книгой".
консультация по развитию речи

Кириенко Елена Валерьевна

данная консультация поможет воспитателям организовать занятия по речевому развитию с дошкольниками с помощью детской книги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ

Развитие речи дошкольников в процессе знакомства с художественной детской книгой.

Задачи ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой изложены в различных современных программах обучения и  воспитания в детском саду и звучат примерно одинаково: формирование элементарного литературного кругозора дошкольников, интереса к детским книгам и произведениям художественных и познавательных жанров, воспитание качеств личности ребенка как будущего читателя.

Развитие речи дошкольников предполагает накопление словарного запаса, усвоение речевых образцов, развитие умения строить словосочетания и предложения, формирование связной речи и культуры речи в целом. Осуществить выполнение данных задач с помощью книги педагог дошкольного образования сможет успешно в том случае, если он представляет специфику детской книги, методику работы с ней путем чтения-рассматривания, учитывает возрастные психологические особенности детей при восприятии искусства.

Детская книга — особая форма издания, в которой сочетаются три вида искусства:

искусство слова, книжной графики (живописи) и дизайна.

КНИГА

                            ТЕКСТ

                                                             

                                                             ИЛЛЮСТРАЦИЮ      

Книга содержит три источника развития речи. Рассмотрим, какие виды работ по развитию речи предоставляют текстовый и вне текстовый уровни детской книги педагогу.

С помощью текстов можно увеличить лексикон дошкольника до той нормы, которая поможет ему учиться. Для этого перед каждым знакомством с новым произведением педагог выделяет тематический, ключевой и образный словари текста. Эти группы слов он и будет закладывать в долговременную память дошкольников.

Выбрав из текста ключевые слова и предложения, выделяется в произведении его идейный смысл. Хоровое заучивание главных лозунгов текста, а также других интересных детям строк произведения — типовое упражнение по обогащению детского словаря. Образный словарь художественного произведения чаще всего требует упражнения в рисовании словами мысленных картин.

Перечитывание произведения закрепляет художественные образы — фантазии

в памяти детей.

РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

Готовясь к занятиям по развитию речи, на которых будет использоваться детская книга, педагог должен обратить внимание на то, что иллюстрации в книгах выполняют несколько функций.

Во-первых, рисунки объясняют текст: показывают предметный мир произведения,

изображают героев и сюжетные эпизоды, время и место действия. Так выполняется

наглядно-информативная функция иллюстрации. Эти иллюстрации можно

использовать на всех этапах работы с книгой: по ним легко устанавливать соответствие рисунка тексту, удобно проводить беседу по содержанию, объяснение трудных, незнакомых слов, комментирование текста и его отдельных частей.

Во-вторых, иллюстрации являются плодом изобразительного творчества художника

и выполняют художественно-эстетическую функцию. Такие рисунки содержат

оригинальную интерпретацию словесного произведения, загадку, интригу, фантазию замысла при толковании авторского или народного текста. Если такие рисунки вызывают желание разгадать замысел оформителя фольклорного или литературного произведения, то рассматривать иллюстрации можно до чтения. После чтения произведения такие рисунки позволяют узнать что-то новое, неизвестное, так как они дополняют текст. Следовательно, выбор вида работы с иллюстрацией зависит от того, какая из функций выступает наиболее отчетливо на первый план.

Чаще всего в детских книгах для дошкольников присутствует наглядно-

информативный тип иллюстрации — серия картинок, отражающая структуру сюжета. События и действия героев показаны в последовательном развитии, что позволяет по картинкам сочинять занимательные истории, опираясь на собственную фантазию, а затем перепроверять детское сочинение чтением авторского текста. Такие занимательные повествования развивают связную речь малышей и прежде всего мышление.

Методика работы по развитию речи зависит также от дизайнерского типа детских

книг. Библиотечка дошкольников включает наборы книг картинного типа

(ширмочки, игрушки,  панорамы),  деятельностного типа (театр, раскраски,

рассказики, фильмы, самоделки), классического типа, в которых примерно одинаково представлено творчество писателя и художника.

Основным методом работы с любой книгой является чтение-рассматривание.

Дополнить его обязывает форма детской книги. При рассматривании книг

картинного типа надо учить детей описанию предметов, явлений, героев. Книги-

раскраски требуют организации изобразительной деятельности: раскрашивания,

дорисовывания, штриховки — с проговариванием изображаемого.

Книжка-театр позволяет применить ролевой пересказ, разыгрывание сказки по ролям, драматизацию, организацию театральной деятельности, в которой участвуют декораторы, артисты, музыканты и даже режиссеры. Книги-фильмы организуют рассказывание сюжетов знакомых мультфильмов. Книга-ширмочка является источником словесной игры. Она раскрывается (раскладывается) только тогда, когда дети отгадают и полным предложением ответят на вопросы: кто изображен на первой картинке, что делает герой, где он живет, с кем дружит, о чем с нами разговаривает (фантазирование) и т. п.

В богато оформленных детских книгах говорящим является даже форзац — лист,

соединяющий переплет с книжным блоком, который во «взрослых» книгах

представляет собою чистый белый лист. В книге К. Чуковского «Сказки»

с иллюстрациями Ю. Васнецова, А. Каневского, В. Конашевича и В. Сутеева на переднем и заднем форзацах изображены предметы, которые встречаются в произведениях этого сборника. После знакомства с книгой и ее прочтения возможно проведение викторины: из какой сказки этот предмет? Составьте о нем предложение или вспомните строки, в которых он упоминается автором. Выполните описание предмета, нарисованного художником.

Главными ориентирами в книге всегда являются заглавия, фамилии авторов

и иллюстрации. Если воспитателю фамилия автора говорит о качестве книги, то для

детей ориентир номер один в книге — это картинка, поэтому важно научить

дошкольников описанию иллюстраций. Дети от двух до семи лет — неважные, неумелые критики текста, но неоднократно обнаруживали способность оценить хорошую, выразительную иллюстрацию. Типичные вопросы, на которых мы проверяли эту возрастную особенность: кого и что видим? Что они делают? Кто на переднем плане? Сзади? Какие краски использовал художник? Почему? Какое настроение вызывает иллюстрация? Чем она вам нравится? В частности, шестилетки на занятии, посвященном выдающимся художникам детской книги, четко сформулировали, что им нравится. Особое внимание надо уделять обложкам детских книг, тогда дети запомнят книгу «в лицо» и впоследствии начнут правильно ее называть. Текстовые справочные элементы книги — аннотации, предисловия, послесловия, примечания, сноски — помогут педагогу провести вступительную, эвристическую и заключительную беседу на занятиях по развитию речи.

Поскольку долгое время для дошкольников книга имеет ценность как наглядный

предмет культуры (искусство слова сложнее для восприятия), большое значение имеют занятия по ознакомлению детей с творчеством художников детской книги.

Большой успех имеют рассказы об иллюстраторах: Ю. А. Васнецов; Е. РачевВ. Конашевич А. Пахомов; В. Сутеев ; В. Лебедев ; Л. Токмаков ; В. Чижиков;  

Содержательные и выразительные иллюстрации так же, как и словесные произведения, способствуют развитию мышления и речи, однако в такой работе многое зависит от педагога, который становится автором текста при описании картин.

Работа с книгой должна преподноситься в виде игры, викторины, занимательной беседы.Детская книга как богатейший источник развития речи дошкольников непременно должна использоваться ежедневно. В течение дня воспитатель всегда найдет те самые пятнадцать-двадцать минут для встречи с книгой, и тогда чтение-рассматривание станет желанным методом интеллектуальной жизнедеятельности воспитанников. Смысл обращения педагога к источникам детской литературы — очеловечивание растущего ребенка, окультуривание его речи и поведения.

методист Голубева Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник игр, направленных на развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Предлагаемые материалы могут быть  использованы в деятельности воспитателя детей  дошкольного возраста, направленной на развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой. Сб...

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с художественными произведениями

Проблема нравственного воспитания дошкольников остается одной из ведущих и одновременно сложных в современной теории и практике образования. Неблагополучие духовно-нравственной сферы общества XXI века...

Формирование речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой посредством технологии моделирования

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и процессы восприятия этой информации. И в сф...

Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»

Подготовила: воспитатель Завьялова Наталья Сергеевна МКДОУ дет/сад №29 Еманжелинского муниципального района  Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ...

Развитие речи дошкольников в процессе знакомства с художественной литературой.

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса реб...