Проектная деятельность по образовательной области "Физическое развитие"
проект на тему

Пинькова Марина Викторовна

Проектная деятельность по образовательной области "Физическое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_fizicheskaya_kultura.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида «Сказка»

Проектная деятельность

в МАДОУ ДСКВ «Сказка»

по образовательной области

«Физическое развитие»

 Инструктор по физической культуре: Пинькова М.В.

                                                                                                           

февраль, 2015 г.

В структуре   профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными технологиями, в частности, проектной технологией.

Особенно это стало актуальным в условиях введения ФГОС дошкольного образования, так как от педагогов потребовалось умение использовать в работе такие инновационные технологии, которые бы открывали новые возможности для воспитания и обучения ребёнка, развитию у него инициативы, творческой активности и самостоятельности. Одним из эффективных и актуальных методов как раз и является метод проектов, применяемый как в школе, так и в ДОУ. Современные технологии по ФГОС ДО, которыми должны владеть педагоги ДОУ:

-  технология проектной деятельности

- технология проблемного обучения (организация учебно-исследовательской деятельности)

- технология уровневой дифференциации

- технология обучения на основе учебных ситуаций

- технология сотрудничества

- технология развития критического мышления

- технология проблемно-диалогового обучения

Если говорить о проекте в  общем смысле, то это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с  определенными требованиями к качеству результатов, установленными  рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (В.Н. Бурков, Д.А. Новиков).

Термин «педагогический проект» можно определить  как:

 1.    Комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации.

 2.    Разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.

Другими словами – проект, буквально, "брошенный вперед".

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Он ориентирован на инновацию, а его автор предлагает новые пути в образовательном процессе.

Успешность проектной деятельности говорит  о способности педагога действовать в русле  современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.

Проектная технология предполагает:

- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельную деятельность воспитанника;

- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

- использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектного метода:

- является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

- повышает качество образовательного процесса;

- служит развитию критического и творческого мышления;

- способствует повышению компетентности педагогов.

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволяет повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.

В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:

а) по составу участников (индивидуальные, парные, групповые, фронтальные);

б) по целевой установке (конструктивные, коммуникативные, экскурсионные, повествовательные);

в) по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские);

г) по срокам реализации (мини проекты; краткосрочные на 1-5 уроков; среднесрочные – на 1-2 месяца; долгосрочные – до 1 года).

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

исследовательско-творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;

ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);

ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);

практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);

творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).

Используются и другие виды проектов, в том числе:

- комплексные: “Мир спорта»;

- межгрупповые: “Зимняя спартакиада»;

- творческие: “Спорт и искусство»;

- групповые: “Весёлая физкультура”;

- индивидуальные: “Папа, мама, я – спортивная семья”;

- исследовательские: “История олимпийского движения»”.

Работа над проектом происходит в несколько этапов:

I этап – организационно-подготовительный:

- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

- изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;

- пополнение предметно-развивающей среды;

- подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.

II этап - рефлексивно-диагностический:

- анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;

- выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;

- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

III этап - практический:

- коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;

- определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;

- реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;

- обобщение и распространение опыта работы.

IV этап - заключительный:

- анализ достижения целей и полученных результатов;

- определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Наш детский сад «Сказка» давно работает в инновационном режиме  и имеет опыт реализации педагогических проектов, это созвучно и с требованиями одного из наших экспериментов – пилотное введение ФГОС дошкольного образования

.

В данный момент закончилась работа по проекту «Адаптированные олимпийские игры в детском саду», в котором приняли участие педагоги, специалисты (в том числе врач и медсестра), дети всех возрастных групп, родители, социальные партнёры (СОШ №1, библиотека). Реализация данного проекта сложилась в силу следующих обстоятельств:

  1. Инновационная деятельность ДОУ.
  2. Проведение в России 22 зимних Олимпийских игр в Сочи.
  3. Работа над одной из задач годового плана – «Направить проектную деятельность на развитие достаточного уровня физических качеств и основных движений в соответствии с возрастом», которая определена потребностью в оптимизации воспитательно-образовательной работы с детьми в образовательной области «Физическая культура».

Актуальность физического развития детей на примере Олимпийского движения определяется следующими факторами:

1. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.

2. В России сегодня наблюдается особый интерес к физическому воспитанию детей и пропаганде здорового образа жизни.

3. С каждым историческим периодом, на тот период являлась Олимпиада в Сочи, всегда отмечается стремление к осмыслению исторического прошлого, подведению итогов  определенного периода развития человеческой культуры, попытка оценить накопленный опыт  с тем, чтобы передать последующему поколению наиболее ценное, важное.
4. Включение олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей  интереса к физическому  совершенствованию, а у родителей – созданию условий для занятий спортом.

Но в то же время,  практика физического воспитания в ДОУ, вроде бы воспроизводит дух спорта высоких достижений, по своему учитывая возрастные особенности дошкольников, однако традиционные методики используются в качестве “натаскивания” детей в сфере выполнения обыденных движений. Особое место в практике физического воспитания отводится работе по улучшению показателей основных видов движений бег, ходьба, прыжки. А работа по усвоению двигательных навыков подменяется “тренерской”.

 С учетом этого и возникла необходимость фундаментального статуса физического воспитания, имеющего значение в психофизическом развитии ребенка-дошкольника. Не снимая задачи формирования основных двигательных умений и навыков, мы включили эту задачу в более широкий контекст детского развития. Потому что проектная деятельность в образовательной области «Физическая культура имеет ряд отличительных особенностей:

1. Всегда учитываются группа здоровья ребёнка и ограничения в двигательной деятельности, определённые медицинскими показателями.

2. Как правило, это всегда длительный проект, потому что невозможно получить качественные результаты в физическом развитии за короткий срок.

3. Результаты проекта отсрочены во времени и не всегда оправдывают надежды.

4. Освоение знаний, умений и навыков  будет затруднительно, если не будет личного примера взрослых (родителей и педагогов).

5. Автоматизация двигательных навыков невозможно без поддержки семьи.

6. Предметно-пространственная среда требует специальных условий (тренажёры, пособия, форма).

7. Проект должен осуществляться под контролем медицинского работника.

8. Работа над проектами по физвоспитанию чаще всего сводится к интеграции 2-х образовательных областей – «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», причём они становятся приоритетными, а ОО «Физическая культура» только фоном, на котором осуществляется проект.

Поэтому, исходя из требований ФГОС дошкольного образования – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, мы спланировали проект таким образом, чтобы соблюдались принципы данного закона:

- личностно-ориентированный и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

- уважение личности ребёнка;

- поддержка разнообразия детства;

- реализация содержания в формах, специфических для дошкольного возраста – это игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность.

Цель проекта - использование  образовательных возможностей социокультурного опыта олимпийского движения для физического развития детей, приобщения их спорту.

Задачи:

  1. Создать условия для реализации проекта.
  2. Обеспечить методическое и информационное сопровождение проектной деятельности.
  3. Организовать взаимодействие всех участников проекта – детей, педагогов, родителей, социальных партнёров (школы №10, библиотеки).
  4. Оценить результативность проекта.

Наш проект долгосрочный, комплексный, практико-ориентированный, межгрупповой.

В рамках педагогического проекта ДОУ каждая группа создала свой проект, который соответствовал возрасту, потребностям, условиям и возможностям своих воспитанников:

1 младшая группа – «За здоровьем в детский сад».

2 младшая группа – «Быть здоровыми хотим».

Средняя группа – «Жители страны «Здоровье».

Старшая группа – «Мы будущие олимпийцы».

Подготовительная группа – «Юные Олимпионики».

Был спрогнозирован результат – активизировать двигательную активность у детей и взрослых, создать условия в ДОУ и семье для занятий спортом, повысить уровень физического развития детей.

Работа над проектом осуществлялась следующим образом:

- анализ ситуации физической подготовленности воспитанников, условий для занятий спортом в семье и ДОУ, информированности об олимпийском движении детей и взрослых (анкетирование родителей, опросы детей, мониторинг по ОО «Физическая культура», наблюдение за играми и самостоятельной деятельностью детей);

- создание инициативной группы для разработки методического сопровождения проекта – разработка конспектов НОД, комплексно-тематического планирования, рекомендаций и памяток для педагогов и родителей по физвоспитанию детей и приобщению их к спорту;

- отбор методик и технологий по физвоспитанию дошкольников и приобщению их к ЗОЖ;

- изучение методической и популярной литературы о спорте;

- прогнозирование результатов;

- заключение договоров с социальными партнёрами (читательский клуб – «Скоро Олимпиада!» - библиотека, спортивные соревнования с первоклассниками, проведение физкультурных занятий в спортзале СОШ №1);

- разработка содержания проекта;

- организация мероприятий по реализации проекта – создание предметно-пространственной среды, проведение совместной деятельности с детьми и родителями, спортивных праздников и развлечений совместно со школой и библиотекой;

- контроль за организацией проекта со стороны медицинского персонала, администрации ДОУ и родительского комитета;

- привлечение специалистов ДОУ для выполнения поставленных в проекте задач – проведение кружковой работы («Будь, здоров малыш», «Балаганчик», «Олимпиец»), организация игровой деятельности на базе игрового центра с целью повышения двигательной активности, участие в спортивных мероприятиях;

- соотнесение полученных результатов с гипотезой проекта;

- презентация полученных результатов.

По итогам проектной деятельности ДОУ «Адаптированные олимпийские игры в детском саду» можно сделать выводы:

1. у детей накоплен двигательный и познавательный опыт в ОО «Физическая культура».

2. педагоги овладели методикой проектирования.

3. выявлен положительный опыт семейного спортивного воспитания.

4. снизилась заболеваемость по сравнению с прошлыми годами.

5. повысилось качество организации совместной деятельности с детьми в ОО «Физическая культура».

6. созданы условия для занятий спортом в ДОУ и семье.

7. родители стали равноправными партнерами в физическом воспитании детей.


Список литературы:

1. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М., 2008.

3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей. - М., 2008.

4. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. – М., 2013.

5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М., 2006.

6. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников.- Волгоград, 2011.

7. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. – М., 2012.

8. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.//Управление ДОУ. – 2010.

9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.//Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода и др. - М., 2003.

10. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. - СПб., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность. Раздел образовательной области "Социально - коммуникативное развитие. Безопасность". Тема "Пешеходы на улице"

Тема проекта: «Наш помощник-светофор на улицах города».Продукт проекта: выставка детских работ на тему «Улицы города», фотовыставка на тему «Я на улицах города».Цель: обогащать и углублять...

Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...

Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающ...

дополнительная общеразвивающая программа «Проектная деятельность в образовательном процессе дошкольников» направление: проектно - исследовательское

Пояснительная запискаНормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации&r...

Итоговое мероприятие по проектной деятельности по образовательной области « речевое развитие» в средней группе. Тема: «Книга - лучший друг»

Итоговое мероприятие по проектной деятельности  по образовательной области « речевое развитие» в средней группе.Тема: «Книга - лучший друг»Цель:-Развивать чувство понимани...