Проектная деятельность по художественно-эстетическому развитию в области «Художественное творчество» образовательной деятельности в ДОУ на примере хохломской росписи
проект по рисованию (старшая группа) на тему

Палий Марина Николаевна

Развитие творческой деятельности детей на примере проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

высшего образования Московской области «МГОУ»

         

Дополнительная профессиональная образовательная программа

повышения квалификации педагогических работников

«Организация изобразительной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Кафедральный вариативный модуль

72 часа

 

ГРУППА № 63

Итоговая практико-значимая работа

                    ТЕМА: «Проектная деятельность по художественно-эстетическому развитию в   области «Художественное творчество» образовательной деятельности в   ДОУ на примере хохломской росписи»

                                      Выполнил: Палий М.Н.,

                                        воспитатель МДОУ №6  

                         « Жемчужинка»

                                                               Проверил: Хрипунова Н.В.,

                                                                преподаватель  филиала ГОУ ВО МО                                  

                                                               «Государственный социально-

                                                                гуманитарный университет» в городе  

                                                                Егорьевске - Колледж педагогики и

                                                                Искусства

                                                                   


Содержание

Введение .................................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические основы изучения проектной деятельности  ...................4

1.1. Понятие проектной деятельности  .....................................................................4

1.2. Этапы работы над проектом ................................................................…...........5

Глава 2. Разработка проекта «Золотая хохлома» ................................................... 7

2.1. Цели и задачи проекта................................ ….....................................................7

2.2  Предполагаемый результат проекта ...............................................,.................. 9

2.3 Этапы реализации проекта ................................................................................. 9

2.4. Итог проектной деятельности...........................................................................12

Заключение. ................................................................................................... .…....13

Библиография ................................................................ ….....................................14

Приложение..............................................................................................................15

Введение

Развитие детского творчества является важнейшей актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования главную задачу - воспитание у растущего поколения творческого подхода к преобразованию  окружающего мира, а также активности и самостоятельности мышления, которые способствуют достижению положительных перемен в жизни общества.

 Жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, быстрым увеличением его объемов, что требует от сегодняшних дошкольников, завтрашних взрослых членов общества такие качества как: пытливость, смекалку, воображение и фантазию, инициативу, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, т. е. те качества, которые наиболее ярко отражаются в детском творчестве. Создание творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на данный момент времени.

Развивать ребенка разносторонне, влиять на его духовный мир в целом помогают занятия рисованием, лепкой, декоративно — прикладным творчеством.

Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок.

Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Сегодня, в дошкольных образовательных учреждениях для знакомства с изобразительным искусством используется  и проектная деятельность, вот почему тема работы особенно актуальна.

Глава 1.  Теоретические основы изучения проектной деятельности

1.1. Понятие проектной деятельности

Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.

Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт.

Проектная деятельность включает в себя:

1. Задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

2. Целенаправленную детскую деятельность

3. Формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом

4. Результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта

Существует такое понятие, как метод проекта. Метод проектов - это система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – методов.

Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:

- практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;

- формирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;

- интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Метод проекта включает в себя несколько аспектов, выделенных Н. Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется

 проектная деятельность в детском саду:

1. Погружение в проект;

2. Организация деятельности;

3. Осуществление деятельности;

          4. Презентация.

1.2. Этапы работы над проектом

Выделяют несколько этапов работы над проектом:

1.Проблематизация.

Проблема должна быть актуальной и интересной для всех участников проекта. Разрешение проблемы должно быть посильно детям.

2.Целеполагание.

Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Цель должна быть актуальна и посильна прежде всего для ребенка либо участников проекта (родители) .

3. Планирование.

Планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность.

4. Реализация плана.

Непосредственная реализация составленного плана. В результате работы появляется некий продукт (материальный – поделки, плакаты, картины и т. д. ; действенный – спектакли, игры, экскурсии, соревнования и т. д. ; письменный – сказки, стихи, рассказы) .

5. Презентация.

Представление проектного продукта происходит в виде презентации.

6. Рефлексия.

Этап осмысления, осознание способов продвижения к успеху, анализа допущенных ошибок, оценки своих достижений.

7. Портфолио проекта.

Включает в себя:

- паспорт проекта;

- планы выполнения проекта и отдельных его этапов (индивидуальные задания каждого участника проектной группы, задачи группы в целом) ;

- промежуточные отчеты группы;

- собранная информация по теме;

- результаты исследования;

- материалы для презентации.

Проекты классифицируются:

по составу участников;

по целевой установке;

по тематике;

по срокам реализации.

По продолжительности проекты бывают:

1. Краткосрочными (одно или несколько занятий)

2. Средней продолжительности

3. Долгосрочные (в течении года).

Глава 2.  Разработка проекта «Золотая хохлома»

2.1. Цели и задачи проекта

Вид данного проекта :информационно-творческий, краткосрочный (неделя) .

Цель проекта:

- знакомить детей с одним из народных промыслов России - хохломской росписью, с историей ее возрождения;

- закрепить умение детей выполнять декоративные узоры хохломской росписи на разных шаблонных формах;

- обогащать духовную культуру детей через игру на русских народных музыкальных инструментах (ложках) ;

- обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Эта золотая хохлома».

Участники проекта:

- дети старшей группы,

- воспитатели,

- родители.

Причины разработки:

- недостаток знаний о декоративно – прикладном искусстве,

- необходимость развития широких творческих способностей,

- необходимость приобщения к истокам русского народного творчества.

Задачи:

- привлечь внимание детей к русской народной культуре;

- воспитывать у детей гордость за свой народ;

- формировать уважение традициям и обычаям страны, края;

- познакомить детей с народными промыслами;

- познакомить детей с традициями хохломской росписи;

- воспитывать желание детей играть на музыкальных инструментах не только на занятиях музыки, индивидуальной работе, но и в часы досуга, дома;

- воспитывать музыкальных, интеллектуальных, всесторонне развитых дошкольников.

- прививать детям интерес к прошлому родной страны.

Вопросы проекта:

Что такое народные промыслы?

Что такое Хохлома?

Как вы думаете, какие характерные изобразительные приемы используют хохломские мастера в своих работах?

Как называются элементы узора?

Делают ли эту посуду в наши дни?

Из какого материала делают посуду?

Где можно встретить такую посуду?

Что вам кажется самым необычным в этой посуде?

Что вам больше всего нравится в этой посуде?

Какие основные цвета используют в хохломской росписи?

  1. Сотрудничество с семьей:

1. Беседа с родителями «Что вы знаете о хохломе»?

2. Консультация для родителей «История хохломы».

3. Помощь родителей в приобретении демонстрационного материала для работы с детьми.

4. Домашнее задание – с детьми подобрать и принести картинки для оформления альбома.

Необходимые материалы:

- книги;

- иллюстрации;

- журналы;

- художественные произведения;

- проектор,

- шаблоны,

  • - посуда для показа.

2.2. Предполагаемый результат проекта

- появление интереса к музыкальной культуре;

- развитие художественных способностей и творческого воображения у детей;- активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности, проявление творческого самовыражения; получение первичных представлений и знаний о русских народных инструментах;

Для родителей:

- повышение нравственно - патриотического воспитания детей;

- усиление интереса и внимания к народному искусству;

- повышение музыкальной культуры;• желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ;

- мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;

  • повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество с педагогами.

2.3. Этапы реализации проекта

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

Поисковая работа материалов о хохломской росписи.

Подбор для рассматривания альбомов, фотографий, иллюстраций народного промысла «Хохлома».

Подбор для рассматривания с детьми иллюстраций, слайдов, альбомов с изображением русских народных инструментов;

Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении балалаечников, гармонистов, ложечников на аудиокассетах и CD дисках.

Подбор методической литературы для знакомства детей с историей хохломы.

Составление дидактических игр: «На чем играю», «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Укрась вазу», «Продолжи элемент», «Найди пару».

Оформление папки передвижки «Хохлома».

Оформление выставок детских работ: «Хохломская роспись», «Ложечка из Хохломы».

Составление рекомендаций для родителей по изготовлению экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок) .

Подборка стихов о Хохломе.

Чтение стихов: Л. Гулыга «Пёстрый хоровод», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома»; /См. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет». В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. /

Заучивание стихов;

Загадывание загадок;

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи) .

Наличие у участников проекта чёткого представления о необходимости работы над ним.

2 этап – основной (практический)

Беседы об истории хохломской росписи, быте русского народа, посуде.

Составление развлечения «Путешествие деревянной ложки».

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Ложка», «Блюдо», по предварительно нанесенному узору.

Дидактические игры «Продолжи рисунок», «Найди пару».

Рисование и роспись хохломских ложек.

Формирование задач;

накопление информации по теме проекта;

описание последовательности работы.

3 этап – заключительный (оценка результатов проекта)

Провели анализ и обобщение результатов, по мере получения информации детьми по данной тематике.

Изготовили папку- передвижку для родителей.

Изготовили дидактические игры, с целью закрепления элементов хохломской росписи.

Выставка рисунков «Хохломская ложка». представление дидактических игр по теме проекта;

У детей группы провела небольшой опрос с целью выяснения объема знаний по данной теме.

Что мы знаем? .

Это роспись.

Красивая посуда.

Сделано человеком.

Что мы можем и хотим узнать?

Из чего сделана посуда?

Технология ее изготовления.

Для чего покрывали посуду рисунком, потом лаком?

Где зародилась Хохлома?

Почему ее так называют?

Какие цвета используют в рисунках?

Как называются элементы росписи?

Как мы это узнаем?

Беседы.

Просмотр слайдов, иллюстраций, рассматривание образцов поэтапного рисования,

Знакомство с шаблонами.

Чтение литературы об истории Хохломы.

Реализация проекта через образовательные области:

-художественно-эстетическая

-познание-развитие речи.

2.4. Итог  проектной деятельности

В итоге проектной деятельности были созданы:

Альбом «Золотая хохлома».

Выставки детских рисунков по декоративно – прикладному искусству «Хохломская роспись», (ложка)

Папка – передвижка «Золотая хохлома»

Дидактические игры;

Музыкальные произведения на CD дисках;

Мини выставка изделий народного промысла Хохлома;

Заключение

Проделанная работа привела к следующим выводам - с помощью данного проекта удалость вызывать интерес у детей к хохломской росписи.  Развить навыки и умения детей  рисования хохломской росписи.

Проект позволил вызвать интерес и внимание у родителей к народному искусству.  Показать, как важно нравственно — патриотическое воспитание детей. Реализация  проекта дала  мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания.  

Так же поставленные задачи  внесли в пространственно — развивающую среду новые игры, предметы, связанные с хохломским творчеством.

Считаю, что такие виды прикладного искусства должны развиваться и передаваться из поколения к поколению. Так как они вызывают чувство гордости и достоинства за свою Родину. Ведь именно в нашей стране жили замечательные мастера, создавшие такую декоративную роспись, которая до сегодняшнего дня продолжает удивлять, радовать, согревать сердца людей и являются замечательным украшением наших домов.

Огромная работа по ознакомлению дошкольников с богатейшим искусством русского народа позволяет приобщить детей к национальной культуре. Нам, взрослым, необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми. Взрослые ведут детей по пути познания мира и осознания себя в этом мире, играя с ним, а позднее и создавая все условия для его самостоятельности. Конечно, не всем приёмам работы с разными материалами, не со всеми видами народного искусства мы имеем возможность научить ребёнка дошкольного возраста, но главное не в этом. Важно, чтобы они полюбили русское народное искусство, научились наблюдать, уметь использовать элементы народного творчества в самостоятельной художественной деятельности.

Библиография

1. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй мир. – Изд-во Баласс, Школьный дом, 2015.

2. Васильев В. Проектно - исследовательская технология: развитие мотивации /В.Васильев // Народное образование. – 2000. – ? 9. – С. 177-180.

3. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.

4. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий. ФГОС — Изд-во «Детство — пресс», 2015.

5. Леонова Н.Н. Художественно — эстетическое развитие старших дошкольников — Спб: Изд-во «Детство — пресс», 2014.

 6. Лыкова И. Золотая хохлома — Изд-во Цветной мир, 2011.

 7. Погодина С. Хохлома. Демонстрационный материалам. - Изд-во Айрис — Пресс, 2014.

Приложение 1

Консультация для родителей «Народные промыслы»

Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без помощи семьи и родителей. А для того, чтобы родители могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными промыслами, мы постараемся освежить их знания о народно-прикладном искусстве.

Богато искусство современных русских народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко вглубь веков.

У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа. В дошкольном мире чаще всего идет упоминание о дымке, хохломе, гжели, жостовской и городецкой росписи, богородской и филимоновской игрушке.

Гжель стала крупным центром фарфорово-фаянсового производства в России к XIX в. Фарфор гжели - одно из ярчайших явлений русской национальной культуры.

Жостово. Один из старинных центров народных кустарных промыслов. Здесь делают жестяные подносы с художественной росписью – на блестящей черной лаковой поверхности ярко вспыхивают букеты, ложатся изображения цветочных орнаментов и фруктов.

Богородская резная деревянная игрушка – один из редких видов русского народного искусства. Центром его является деревня Богородское, расположенная недалеко от Сергиев-Посада. Этот промысел известен с XVII в. Это и фигурки животных и птиц, и всевозможная игрушка с движением. Для изготовления этой игрушки используется в основном липа, мягкая и легкая в обработке.

Несколько слов о матрешке. Первая русская матрешка была создана в конце XIX в. художником С. Малютиным. Она изображала девочку в ситцевом сарафане с белым фартуком, с цветастым платком на голове, в руках черный петух. Эта выточенная из дерева, разъемная, красочная и нарядно расписанная кукла, внутри которой находились вложенная одна в другую еще семь аналогичных, но по-разному разукрашенных фигурок. Она сразу полюбилась всем своим русским обликом, занимательностью, весельем. Матрешку любят и знают не только у нас в стране, но и за рубежом.

Конечно же, все знают и любят дымковскую игрушку. Яркие игрушки привлекают внимание и поднимают настроение. Дети всегда с удовольствием рассматривают лошадок, козликов, петушков и т. д.

О народных промыслах ребенок обязательно узнает в детском саду, там об этом он будет слышать на протяжении всего периода дошкольного возраста, но как важно знать, что мама или папа интересуются тем, чем занимается их ребенок в саду, что могут рассказать ему то, о чем рассказывала на занятии воспитатель. Рассказ родителей должен быть эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, родители сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладного искусства.

Много интересного и полезного родители почерпнут из книг, рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами, знакомство с которыми, несомненно, заставит по-новому взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим совершенные в своей выразительности образы дымковской и каргопольской игрушки из глины, на резных коней и забавных медвежат из подмосковного села Богородское.

Ребенок обязательно запомнит мамин рассказ о хохломе, если мама расскажет такую сказку: " Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная! "

Можно загадать ребенку загадку:

"Все листочки как листочки,

здесь же каждый золотой,

красоту такую люди

называют… .(хохломой).

А рассказ о гжели можно начать с такой сказки: " Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка - гжель.

Рассказ о матрешке мама может начать, например, так:

"Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю:

Есть у нас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка,

А красавица-девица,

Каждая сестрица -

Для меньшей - темница.

Прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии, но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Вот игрушка и получается у них яркая, радостная. Недаром говорят: «Каков мастер, такова и работа».

Важно всегда помнить: искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущего сегодня поколения понимание прекрасного, формировавшееся веками; является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. А если все это формируется у ребенка не только в детском саду, но и в семье, то создается еще одна ценность - " Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом! "

Егорьевск, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество», образовательному компоненту «Лепка» для групп раннего возраста (от 1г.6м. до 3 лет)

Рабочая программа  по образовательной  области «Художественное творчество», образовательному компоненту «Лепка»для  групп раннего возраста (от 1г.6м. до 3 лет)...

Рабочая учебная программа по образовательной области «Художественное творчество» образовательный компонент «Лепка» для детей дошкольного возраста (4-7 лет). Кружок «Волшебные пальчики»

Техника пластилиновой живописи в лепке уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумаывают новые цвета и оттенки из пластилина. Это разнообразит палитру, сближает лепку с рисование...

План непосредственно – образовательной деятельности для старшей группы Образовательная область «Художественное творчество» Продуктивная деятельность. Рисование восковыми мелками. Разработан в соотв. с тематической неделей "День Защитника Отечества"

Продолжать знакомить детей с праздником защитника Отечества. Учить рисовать военный транспорт – танк. Развивать умение вписывать композицию в лист, закрашивать рисунок восковыми мелками. Развива...