Паспорт мини музея "Золотая Хохлома"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Одинцова Юлия Александровна

Цель:

Формирование и развитие  основ художественной культуры у дошкольников через народное, декоративно - прикладное искусство.  Закрепление представлений о мини-музее в ДОУ с привлечением родителей в совместную деятельность, на материале декоративно – прикладного искусства хохломской росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini_muzeya_hohloma.docx513.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад №5 «Улыбка»

Автор: воспитатель

Одинцова Ю.А.

г. Семенов

2018 год

Содержание:

  1. Паспортные данные мини – музея ………………………………………….3

  1. Разделы мини-музея, особенности использования.…………..…………....5

  1. Характеристика экспозиций………………………………………………..6

  1. Дидактический – наглядный материал, дидактические игры …………...7

  1. Список литературы…………………………………………………………11

Красота родного края, открывающаяся благодаря

народному творчеству,
- это источник любви к Родине…
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.

В. Сухомлинский

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея: «Золотая хохлома»

Автор: воспитатель Одинцова Ю.А. МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»

Место расположения: мини-музей занимает уголок в группе «Всезнайки» здания МБДОУ № 5 г. Семенов

Актуальность.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Наша обязанность, познакомить их с историей русского народного творчества, передавая эти знания и традиции. Особенно актуально в наши дни, когда за повседневной суетой мы забываем о важном, недостаточно информации получают дети о жизни и быте русского народа.

Приобщать ребенка-дошкольника к сокровищам художественной культуры невозможно без помощи родителей. Важно научить их использовать средства искусства в воспитании своих детей, так как не все понимают эффективность воздействия прекрасного на положительное эмоциональное восприятие ребёнка.

Цель:

Формирование и развитие  основ художественной культуры у дошкольников через народное, декоративно - прикладное искусство.  Закрепление представлений о мини-музее в ДОУ с привлечением родителей в совместную деятельность, на материале декоративно – прикладного искусства хохломской росписи.

Задачи:

  •  Формирование у дошкольников интереса к музеям, выставкам, к подлинникам изделий хохломской росписи;
  • Развивать у детей познавательную активность у детей, а также умения восхищаться красотой хохломских изделий;
  • Вовлечение в совместную деятельность детей и родителей в жизнь группы, укрепление связи ДОУ и семьи;
  • Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;
  • Обогатить предметно-развивающую среду;
  • Воспитывать у дошкольников интерес, гордости  к культурно-историческим ценностям своего родного  края, город умельцев – мастеров.

Направленность мини-музея:

социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, познавательное.

Педагогические функции музея:

Образовательные: усвоение информации, стимулирующей интерес к народному быту; использование дидактических материалов, обогащение словарного запаса.

Развивающие: активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, воображения, творчества.

Воспитательные: формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре

Предварительная работа:

  1. Наглядные  формы  работы – это родительские уголки, ширмы–раскладушки, папки – передвижки, где родителям сообщается информация об искусстве и особенностях его восприятия детьми.  Темы ширм–раскладушек: «В музей с ребенком»«Детям об искусстве»«Домашний музей» «Золотая Хохлома».
  2. Посещение МРЦ «Хохлома», фабрики «Хохломская роспись»
  3. Мастер-класс для родителей «Узоры Золотой Хохломы»
  4. День родительских профессий  - художница по дереву Крылова А.С.
  5. Продуктивная деятельность с детьми.

Перспективы развития:

  1. Ознакомление и обучение детей основам рисования узоров хохломской росписи;
  2. Пополнение мини-музея экспонатами, как готовыми, так и изготовленными  детьми вместе с педагогами и родителями;
  3. Приобщение детей к народному творчеству;
  4. Подбор художественной литературы и видеотеки по теме мини-музея.

Разделы мини-музея, особенности использования.

Экспонаты данной коллекции находятся в свободном доступе детей и используются ими для игровой и продуктивной деятельности. Предметы и материалы мини-музея так же используются педагогами при проведении ООД и совместной образовательной деятельности в течении дня.

Мини-музей включает в себя следующие разделы: «Изделия народных мастеров», «Библиотека», «Игротека», «Наша мастерская».

Раздел «Изделия народных мастеров» занимает большую часть отведённого пространства, здесь же представлен иллюстративный материал, таблицы с элементами росписи, творческие работы детей, настенное панно, фартук с прихватками украшеный хохломским узором, наборы посуды и предметы кухонной утвари.

«Библиотека». Здесь собраны красочные книги о народных промыслах, стихи, загадки, книжки-раскраски, альбом «Завиток», папка с открытками.

«Игротека». В нем представлен материал для самостоятельного детского творчества, с помощью которого дети выражают свои чувства от соприкосновения с прекрасным, применяя при этом полученные умения и навыки.

«Игротека» представлена дидактическими играми по декоративно-прикладному искусству:

"Назови элементы росписи", «Народные промыслы», «Домино», «Лото» и т.д.

Музейные дидактические игры помогают решать педагогические задачи:

-активизировать внимание детей, быстрее овладеть навыками художественной деятельности;

-развивать пространственные представления, воображения, память, чувство цвета, формы,объёма, ритма;

-развивать эмоциональные, сенсорные, интеллектуальные способности и личностные качества ребёнка, необходимые для полноценного восприятия искусства;

-организовать процесс восприятия детьми произведений народного искусства.

Характеристика экспонатов.

Название экспоната

количество

Срок хранения

1

Набор кухонный (фартук,

прихватки, рукавицы,

полотенце)

2

постоянное

2.

Кухонная утварь

3

постоянное

3.

Набор для ягод

2

постоянное

4

Самовар

2

временное

5

Панно настенное

«Хохлома»(маленькое)

2

постоянное

6

Блюдо

2

постоянное

7

Чаша (маленькая)

2

постоянное

8

Чаша (большая)

2

постоянное

9

Ладья с ковшом

1

постоянное

10

Солонка

2

постоянное

11

Лошки деревянные

5

постоянное

12

Разделочная доска

1

постоянное

13

Ваза

1

временное

14

Ковш-птица с 5 маленькими

ковшами

1

временное

15

Поднос

1

временное

16

Куклы в русско – народных  костюмах

3

постоянное

Наглядно - дидактический материал

  1. ФГОС Народное искусство - детям. Золотая хохлома;
  2. Светлана Погодина: Хохлома. Демонстрационный материал с методичкой для детей дошкольного возраста;
  3. Альбом «Завиток», «Хохлома»;
  4. Папка «Декоративно-прикладное искусство»

Дидактические игры:

Д/и «Найди лишнее»

Дидактические задачиучить находить предметы определенного промысла
среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь -
доказательство.        
Материал3-4 изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого.

 Игровые правилавыигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно. Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

Д/и «Художественный салон»

Дидактические задачиучить устно, описывать выбранный предмет,
развивать сосредоточенность, речь-описание.

Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

Игровые правилаточно описать предмет, который игрок хочет «купить».

Ход игрыпредметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие - «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?» Когда «продавец» определит, что это за предмет, продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.

Д/и «Что изменилось»

Дидактические задачизакреплять представление о какой-либо росписи,
развивать наблюдательность, внимание память и быстроту реакции, учить
анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь
объяснять их.        

Материал: предметы разных промыслов.        

Игровые правила: игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.

Ход игрывоспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов
различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение,
игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами и убирает
какой-либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена,
выбирается другой ведущий, игра продолжается.

Варианты: игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий, но и описать его.

Д/и «Узнай элементы узора»

Дидактические задачи: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать

интерес к росписи.

Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней
части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с
отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи,
отличающиеся цветом, деталями.

Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек с
изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной
карты.        

Ход игры: получив большую карту и нескольких

маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

 Д/и «Домино»

Дидактические задачи: закрепить представления об основных элементах
какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой,
правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами
промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции,
вызвать интерес к росписи.        

Материал: карточки

прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора; варианты отличаются цветом, деталями.

Игровые правилаигроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало тому же изображению другой карточки. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.

Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Все карточки выкладывают в центр стола рисунками вниз - это "базар". Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым делает ход тот, у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет нужной игрок пользуется "базаром". Если "базар" пуст-пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек.

Вариант: игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название не верное, ход пропускается.

Д/и «Лото»

Дидактические     задачи: те  же, что  и   в  «Домино».

Материалы: большие карты с изображением предметов, украшенных какой-
либо росписью. По краям карт до шести клеток с изображением элементов
данной росписи. Карточки с вариантами элементов узора, отличающихся
цветом, деталями.

Игровые правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на
больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы
на своей карте.

Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает
каждому по одной большой карте, маленькие перемешивает. Затем, вынимая
по одной карточке, ведущий спрашивает, что за элемент на ней изображен и
кому нужна такая карточка.

Вариант: игру можно проводить в форме соревнования команд. При этом каждой команде выдается сразу несколько карт для одновременного заполнения.

Д/и «Разрезные картинки»

Дидактические задачи: закрепить знания о выразительных средствах,
применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки
из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к
достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к
предметам декоративного искусства.

Материал: два одинаковых плоскостных изображения различных предметов,
одно из которых разрезано на части.

Игровые правила:  быстро составить из отдельных частей изделие в

Соответствии с образцом.

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Д/и «Назови правильно»

Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.

Материал: планшет с изображением народных промыслов России.

Игровые правила: дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.

Д/и «Составь хохломской узор»

Дидактические задачи: закрепить умение детей составлять хохломские
узоры способом аппликации. Закреплять названия элементов росписи:
«осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль». Поддерживать
интерес к хохломскому промыслу.

Материал: трафареты посуды хохломских художников из бумаги желтого, красного,   черного   цветов,   набор   элементов   хохломской   росписи.

Игровые правила: детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете посуды методом аппликации.

Д/и «Угадай, какая роспись»

Дидактические задачи: закрепить умения детей узнавать и называть ту или
иную роспись, уметь обосновывать свой выбор, называть элемент росписей,
отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край -
край умельцев и мастеров.

Материал: карточки с изображениями различных узоров росписей.

Игровые правила: дети поочередно друг другу задают задание, показывая на карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т.е. назвать элементы росписи, его цветовое решение.

 Д/и «Художественные часы»

Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных художественных
промыслах, умение находить нужный промысел среди других и
обосновывать свой выбор.

Материал: планшет в виде часов (вместо цифр наклеены картинки с изображением разных промыслов). Кубики и фишки.

Игровые правила: играющий бросает кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно о промысле, на который указала стрелка. За правильный ответ - фишка. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

Список литературы:

Интернет-ресурсы:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини-музея "Птичий двор".

В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....

Паспорт мини-музея "Мой город"

Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...

Паспорт мини -музея "Русская изба"

Средствами мини - музея  осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....

Мини - музей "Хохлома"

Презентация Microsoft Office Power Point Мини-музей "Хохлома"...

Экскурсия в мини-музей «Хохлома»

- познакомить с историей промысла и особенностями хохломской росписи;- развивать интерес к народным традициям и обычаям;- продолжить воспитывать у детей интерес к народным промыслам и желание их изуча...

Презентация "мини-музей Хохломы"

В презентации представлен опыт в организации мини-музея в детском саду по теме "Хохлома" и его использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....