" Развитие речи дошкольников на музыкальном занятии"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кобозова Вера Васильевна

Доклад для педагогов и родителей в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_doshkolnikov_na_muzykalnyh_zanyatiyah.doc38.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКОЙ И ПЕНИЕМ

Программой детского сада предусматривается овладение детьми правильным звукопроизношением к пяти годам. Но это оказывается возможным лишь при систематической специальной работе по формированию звукопроизношения.

Работа по звукопроизношению тесно связана с развитием словаря и грамматического строя речи ребёнка. Звуковая культура речи включает звукопроизношение (правильное произношение всех звуков родного языка) и выразительность речи, которая зависит от дикции и от интонации. Формирование звукопроизношения и выразительности речи связано с развитием речевого слуха, речевого дыхания, с координированным функционированием органов артикуляционного аппарата и умением владеть голосом.

Формирование звукопроизношения проходит ряд этапов. Речевые навыки складываются и формируются не случайно, а в результате последовательного усвоения детьми комплексов различных движений таких органов, как дыхательный аппарат, голосовые связки, нёбная занавеска, язык, нижняя челюсть, губы. Все эти комплексы движений координируются со слуховыми впечатлениями и представлениями.

Каким же образом музыкальные занятия влияют на развитие речи дошкольников?

Перечислим кратко качества, равно важные и для музыкального исполнения, и для развития детской речи; уточним возможности педагогического влияния на их формирование. И для музицирования, и для выразительной декламации необходимо развитие определённых способностей: фонематического слуха, ритмического чувства, интонации и артикуляции, лексического запаса.

Речевой, или фонематический слух (умение различать звуки речи в их последовательности в словах) и умение дифференцировать фонемы (звуки речи любого языка, являющиеся смыслоразличителями слов) – важнейшие качества развивающейся речи. Фонематический слух успешно развивается на музыкальных занятиях благодаря чередованию учебных ситуаций. Педагогические установки внимательного вслушивания в звучащую музыкальную ткань, а также постепенно формируемые привычки к точному по высоте и качеству звукообразованию – безусловно, влияют положительно на развитие слухового анализатора ребёнка.

На развитие чувства ритма влияют все формы работы на музыкальном  занятии: от песенок и ритмических движений – до танцевальных композиций и скороговорок. В младших группах ритмы песенок самые простые: с чередованием четвертных и восьмых длительностей. В средней и старшей группах появляются песенки с более сложным, т.н. пунктирным ритмом, а также распевы на одной гласной фонеме различных по длительности звуков. Таким образом, ритмическое чувство, как и другие музыкальные способности, формируется поэтапно.

Интонационные способности[1] развиваются на каждом занятии музыкой при пении и вслушивании в звучащие произведения.

Проводя систематические, последовательные занятия пением и музицированием, мы не только направляем внимание детей на звуковую сторону языка, воспитываем активность фонематического восприятия. Эти занятия также помогают воспитанникам овладеть правильной дикцией[2], артикуляцией звуков, вырабатывают кинестетические ощущения (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). И.П.Павлов, например, считал, что кинестетические раздражения органов речи составляют основной компонент второй сигнальной системы.

Добиваясь ясного произношения, пропевания гласных и наиболее простых по артикуляции согласных, мы создаём у детей базу для появления звуков, более сложных по артикуляции. Особую роль в этих занятиях играют занимательные тексты песен, распевок, скороговорок и чистоговорок, специальных упражнений.

Для правильного произношения многих звуков должна быть сформирована длительная, целенаправленная акустическая воздушная струя. – Данное умение неизбежно формируется благодаря самой природе певческого интонирования.

В работе по увеличению словарного запаса, лексики речи ребёнка – так же, как и на всех других направлениях воспитательной деятельности, важны педагогические принципы доступности, постепенности, системности и последовательности.

Необходимую помощь в формировании речи дошкольника оказывают упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Широкую известность получили научные публикации, показывающие, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинестетических (двигательных) импульсов, передающихся от пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Поэтому пальчиковые игры – с музыкальным сопровождением или без него – занимают определённое место на музыкальных занятиях.

Как важный воспитательный приём, на занятиях музыкой используется игра: в игровых ситуациях дети проявляют наибольшую активность, легче входят в контакт, охотно откликаются на предложение участвовать в учебной ситуации.

В заключение согласимся с возросшей актуальностью здоровьесберегающих педагогических технологий. Всем известно, что детские голоса очень слабые, крепнут медленно. Физиологически голосовые связки начинают закладываться только на шестом году жизни и продолжают формироваться до 12 лет. Находящийся на начальной стадии формирования детский певческий аппарат требует исключительно бережного отношения.

Дошкольники могут петь только тихонько и недолго, потому что их голос быстро устаёт и тогда совсем перестаёт слушаться. Пение песни в 3–4 куплета с диапазоном даже 6–7 звуков реально бывает возможным только в старшем дошкольном возрасте. Необходимо правильно и естественно развивать детские певческие возможности, позволяя им активно пользоваться слухом как контролирующим и регулирующим органом.

При неправильном, формально–потребительском подходе к детскому пению, при требовании петь всё громче и громче – у детей закрепляется привычка перекрикивать друг друга форсированным голосом, полное неумение им владеть, неразвитый музыкальный слух. Специалисты-фониатры предостерегают: неумеренная форсировка детского голоса может вести к дисфонии (полной потере голоса).

Ещё раз подчеркнём, что формирование певческих навыков и развитие музыкального слуха – очень тонкий, трудный и деликатный процесс, напрямую влияющий на развитие речи дошкольника.


[1] 

[2] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образной связной речи дошкольников на музыкальных занятиях

Развитие образной связной речи дошкольников на музыкальных занятияхОсновными задачами музыкального воспитания дошкольников считаются, как правило, развитие музыкальных и творческих способностей детей ...

Презентация на тему: «Развитие речи дошкольников через музыкально – ритмические движения»

С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Целью моей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи - является не только коррекция речи, но и сохранение и укрепление здор...

«Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе по развитию речи дошкольников средствами музыкальной деятельности.»

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе по развитию речи дошкольников средствами музыкальной деятельности....

Развитие речи дошкольников средствами музыкальной деятельности

Главная роль в развитии у детей правильной речи ложится на родителей и педагогов образовательных учреждений. Музыкальное воспитание является частью всего педагогического процесса и не проходит в отрыв...

Проект "Развитие речи дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность"

Проект направлен на развитие связной, выразительной речи у детей через музыкальную и театрализованную деятельность, формирование умения излагать свои мысли последовательно....

Представление из опыта работы «Развитие речи дошкольников на музыкальных занятиях посредством погружения в мир фольклора»

Статья содержит материал об использовании малых форм фольклора в целях развития речи детей дошкольного возраста....

Статья "Развитие речи дошкольников на музыкальных занятиях"

Большую роль в развитии речи играет музыкальное воспитание в детском саду. Музыкальные занятия оказывают большую помощь педагогу в работе по развитию речи, они расширяют и уточняют круг знаний и предс...