Статья "Развитие речи дошкольников на музыкальных занятиях"
статья

Размазина Татьяна Евгеньевна

Большую роль в развитии речи играет музыкальное воспитание в детском саду. Музыкальные занятия оказывают большую помощь педагогу в работе по развитию речи, они расширяют и уточняют круг знаний и представлений детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_stend.doc62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников на музыкальных занятиях

Размазина Т.Е.,

музыкальный руководитель МАДОУ д/с №73

        Овладение речью, которое происходит в раннем возрасте, производит целую революцию в психической жизни ребенка. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства, желания и т.д. Овладение речью позволяет ребенку управлять собой и своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуацию и осознавать свои действия. Таким  действием речь обладает в силу того, что она освобождает ребенка от ситуационной связанности и позволяет строить свой внутренний мир. В отличие от любого другого сигнала или вокализации, слово – это знак, который всегда несет в себе общечеловеческое значение, включающее мысль, образ, понятие. Овладевая языком, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным орудием мышления, управления собой и, конечно, общения. Речь – это, прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания. Общение, основанное на передаче мысли и переживаний, непременно требует адекватной системы средств, которой и является речь.

        Дошкольный возраст – является периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

        Основные задачи обучения родному языку, общепринятые в дошкольной педагогике, – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе содержание речевой работы постепенно усложняется, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

        В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речи, которое представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников.

        Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением фонетической стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью общеречевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводит к развитию у ребенка поэтического слуха. И на этой основе развивается его способность к словесному творчеству.

        Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

        Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Анализаторы – сложные нервные механизмы, производящие тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. К анализаторам относятся все органы чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторные аппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах.

         Все эти факторы в значительной степени зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие.

        Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние.

Развитие  речи детей осуществляется не только на занятиях по развитию речи. Пути и средства этой работы значительно шире. Речь ребенка развивается и в повседневной жизни, и в игре, и при выполнении режимных моментов, на занятиях по лепке, рисованию, счету, конструированию.

Большую роль в развитии речи играет музыкальное воспитание в детском саду. Музыкальные занятия оказывают большую помощь педагогу в работе по развитию речи, они расширяют и уточняют круг знаний и представлений детей. Через песню и музыкальную игру ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом  людей. Новые слова, встречающиеся в песнях, обогащают словарный запас ребенка. Песня способствует укреплению у детей умения пользоваться вновь приобретенными словами в повседневной речи. Основные задачи, которые ставят музыкальные руководители при разучивании песен с детьми, начиная с младшей группы, – это пение без  крика и отчетливая дикция. Работа над мелодией песни и текстом идет параллельно. Музыкальный руководитель при исполнении песен детьми настойчиво и упорно добивается того, чтобы дети регулировали силу голоса, чтобы отдельные дети не кричали, а другие, застенчивые, пели более ясно и отчетливо. Одновременно ведется работа над звуковой культурой речи детей, над правильным произношением звуков в словах, над четким пропеванием окончаний. В песне каждый звук имеет определенную длительность, что побуждает детей правильно выговаривать слова, помогает исправлять недостатки произношения. Навыки отчетливой дикции и интонационной выразительности, приобретенные в пении, влияют на характер повседневной речи ребенка: она становиться более гибкой, связной, выразительной, теряет крикливость.

Используя на занятиях распевки, музыкальный руководитель должен обращать особое внимание на правильное дыхание во время пения, постановку голоса, темп и ритм речи. Распевки способствуют развитию мышц речевого аппарата. Для того чтобы дети лучше усваивали материал, надо заинтересовать их, увлечь. Поэтому в распевках присутствует короткий текст, создающий яркий образ. Этот образ близок и знаком детям, и поэтому вызывает различные эмоции, что способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, затрагивая его чувства, которые он может проявлять не только в мимике лица и жестах, но и в выразительной речи. Для этого необходимо на одном занятии использовать песни разного характера, чтобы дети могли почувствовать разницу в настроении и научиться выражать это настроение в различных формах.

Особое внимание следует уделить развитию артикуляции, чтобы артикуляционный аппарат ребенка приобрел гибкость и подвижность необходимые для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объем и силу движений, третьи вырабатывают точность артикуляционной позы, необходимой для произнесения того или иного звука. Артикуляционная гимнастика подготовит речевой аппарат ребенка к правильному звукопроизношению. Ее полезно сочетать с дыхательными упражнениями и мимическим массажем. Во время артикуляционной гимнастики происходит знакомство детей со звуковой культурой родного языка. Малыши приобретают представления о звуках, способе и месте их образования, начинают узнавать эти звуки в звуковом ряду, в отдельных словах. Начиная с трех лет у детей закладываются основы фонетико-фонематического аспекта речи.

Для развития кругозора детей и обогащения их словарного запаса на занятиях используется вид деятельности слушание музыки. Посредством этого вида деятельности у ребенка происходит эмоциональное восприятие образа, раскрытого средствами музыки. Чтобы выяснить, насколько дети осмыслили и усвоили музыкальное произведение, надо побудить их к высказыванию. Часто ребенок не умеет выразить свои впечатления словами, на вопросы отвечает односложно. Музыкальный руководитель должен помочь ребенку повторно проигрывая произведение, задавать наводящие вопросы, а иногда давать немногосложные определения.

Для развития мышления детей и обогащения речи важно использовать связь музыки с остальной воспитательной работой. Помощь в раскрытии музыкального образа может оказать чтение стихотворения и прозы. Словесный материал помогает объяснить ребенку содержание исполняемого произведения, содействует углублению интереса к музыке и лучшему ее усвоению. Причем стихотворный текст, если он полностью отражает содержание, гораздо лучше воспринимается детьми, чем проза. А если стихи пропеваются вместе с музыкой, то получается песня, которая прекрасно запоминается детьми. Если образы, запечатленные в стихах, яркие и выразительные, близки и понятны детям, то им хочется выразить свои эмоции в действиях, через инсценирование данного музыкального произведения, что также развивает образную и связную речь детей. На музыкальных занятиях перед прослушиванием нового произведения или разучивания песни дети сами читают стихи выученные с воспитателем заранее. Они как бы подсказывают образную словесную форму для высказывания по поводу воспринятой музыки. Дети передают содержание музыки своими словами или строками из стихотворения. Для усвоения музыкального материала необходимо устанавливать связь между текущими впечатлениями, получаемыми ребенком на других занятиях и на прогулке, и намеченными музыкальными произведениями. Это поможет детям быстро усвоить и часто вспоминать  выученные произведения.

Развитию речи содействует также музыкальная игра. При ее разучивании проговариваются и уточняются правила игры, ее текст, распределяются роли и после прослушивания музыки предоставляется детям возможность проанализировать образы персонажей. Все это вызывает обмен мыслями.

Одним из видов деятельности на музыкальных занятиях являются музыкально-ритмические движения. Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря ей удовлетворяется естественная потребность детей в движениях. Впервые система музыкально-ритмических движений была разработана известным швейцарским музыкантом-педагогом Э.Жаком-Далькрозом. Эта система получила во многих странах широкое признание, особенно в области дошкольного и младшего школьного обучения. Метод Далькроза очень прост: используя специальные тренировочные упражнения, развивать у детей с дошкольного возраста музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.  Э.Жак-Далькроз считал, что эти умения надо развивать как можно раньше и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. На первое место он ставил игру как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь, а также меньше всего утомляется. Известным продолжатель идей Далькроза немецкий музыкант и педагог К.Орф использовал на своих занятиях сочетания слов, музыки и движения. Элементы его метода могут быть использованы в работе с детьми, требующими двигательной и речевой реабилитации.

Музыкально-ритмические движения с пением позволяют тренировать различные группы мышц и тем самым совершенствовать координацию движений. Музыка, сопровождающая упражнения, влияет также и на качество исполнения – улучшает пластичность движений, придает им мягкость и выразительность. А создание определенного образа, навеянного мелодией, развивает творческую фантазию ребенка, его слуховое внимание. Слушая музыку, ребенок учится различать ее динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для профилактики и успешного исправления речевых нарушений. Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает овладение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность движения. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Таким образом,  сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей. Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его  голосовые данные. В результате педагог добивается не только чистоты интонирования, но, главное, выразительности в пении детей. Кроме того, слаженность этих трех компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Научно доказан факт, что тренировка мелких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность головного мозга, центральной нервной системы, психики детей. Чем выше развита двигательная и координаторная активность руки, тем лучше развивается речь и тем меньше трудностей придется ребенку испытывать, когда он будет учиться писать. Систематические упражнения, тренировка движений пальцев являются важными средствами повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук становятся более точными. Помочь в этом могут пальчиковые игры. Они помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта. Игры имеют большое значение для развития, так как дают малышу возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, познать возможности собственного тела. Соединение «слова – палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи. Фольклорные песенки и потешки благодаря своей напевности и мелодичности развивают у малыша чувство языка.

Развивать мелкую и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка выслушивать и запоминать, а потом и выполнять словесные инструкции. С одной стороны,  двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях.

Речевое воспитание играет уникальную роль в становлении личности дошкольника. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, речь приобщает человека к ценностям духовной культуры, а также служит необходимым условием воспитания и обучения.

Развивать связную и образную речь дошкольника необходимо и на музыкальных занятиях в детском саду. Средствами развития речи на музыкальных занятиях могут являться: пальчиковые игры, музыкальные игры, песни, распевки, музыкально-ритмические движения.

Список литературы

  1. Боромыкова, О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – Санкт-Петербург.: Детство – Пресс. – 1999.– 64с.
  2. Громова, О.Н. Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. Москва. – 2001. – 64 с.
  3. Кислова, Т.Р. Воспитателям и родителям о речевом развитии дошкольников 4-3 лет // Начальная школа. – № 10. – 2005. – С. 37 – 41.
  4. Смирнова, Е.О. Детская психология. М.: Владос. – 2003. – 368с.
  5. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников. Москва, – 2001. – 240 с.
  6. Фирилева, Ж.Е. Танцы пальчиками // Дошкольная педагогика.– №3. – 2005. – С. 26 – 27.
  7. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение. – 1989. – 239 с.
  8. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Санкт–Петербург.: Лань. – 1996. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образной связной речи дошкольников на музыкальных занятиях

Развитие образной связной речи дошкольников на музыкальных занятияхОсновными задачами музыкального воспитания дошкольников считаются, как правило, развитие музыкальных и творческих способностей детей ...

" Развитие речи дошкольников на музыкальном занятии"

Доклад для педагогов и родителей в ДОУ....

Организация работы по развитию речи у дошкольников на музыкальных занятиях

В статье содержится материал об организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности...

Развитие речи детей у дошкольников через музыкальные занятия

представленный мной опыт работы будет интересен музыкальным руководителям и воспитателям детских садов. В данном опыте представлен материал по развитию речи детей, начиная с младшего возраста и до под...

Представление из опыта работы «Развитие речи дошкольников на музыкальных занятиях посредством погружения в мир фольклора»

Статья содержит материал об использовании малых форм фольклора в целях развития речи детей дошкольного возраста....

"Обогащение интонационной выразительности речи старших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ"

Материал может быть полезен воспитателям и музыкальным руководителям в ДОУ...