Развитие образной связной речи дошкольников на музыкальных занятиях
консультация по музыке на тему

Родионова Ольга Леонидовна

Развитие образной связной речи дошкольников на музыкальных занятиях

Основными задачами музыкального воспитания дошкольников считаются, как правило, развитие музыкальных и творческих способностей детей посредством различных видов музыкальной деятельности и формирование начала музыкальной культуры, музыкального вкуса.

Многие выдающиеся педагоги и психологи, занимающиеся музыкальным воспитанием, признают, что ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Все остальное производное от него. Эстетические переживание и эмоции – основа эстетического восприятия. Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно оценивает. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоциях, без осознания детьми того, что в нем выражено. Но, если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления от музыки, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эстетические эмоции объединяют эмоциональное и интеллектуальное отношение ребенка к музыке. В связи с этим важной задачей является развитие образной связной речи детей.

В данном докладе описаны различные методы и приемы для развития образной связной речи воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_obraznoy_svyaznoy_rechi.docx18.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие образной связной речи детей на музыкальных занятиях

Основными задачами музыкального воспитания дошкольников считаются, как правило, развитие музыкальных и творческих способностей детей посредством различных видов музыкальной деятельности и формирование начала музыкальной культуры, музыкального вкуса.

Многие выдающиеся педагоги и психологи, занимающиеся музыкальным воспитанием, признают, что ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Все остальное производное от него. Эстетические переживание и эмоции – основа эстетического восприятия. Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно оценивает. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоциях, без осознания детьми того, что в нем выражено. Но, если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления от музыки, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эстетические эмоции объединяют эмоциональное и интеллектуальное отношение ребенка к музыке. В связи с этим важной задачей является развитие образной связной речи детей.

К тому же в настоящее время отмечается стойкая тенденция увеличения числа дошкольников со сложными нарушениями познавательного и речевого развития, в том числе и детей с задержкой психического развития.

        Практически каждый музыкальный руководитель при работе с дошкольниками обязательно сталкивается со скудностью лексикона детей при определении ими характера музыкального произведения, при ответе на вопросы: «Что выражает музыка» (различные чувства, настроения), «О чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?» (средства музыкальной выразительности). Часто дети затрудняются ответить на эти вопросы. Значит, нужна специальная работа по обогащению их речи разнообразными эпитетами.

        Я в своей работе использую различные методы и приемы для развития образной связной речи воспитанников. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом и взаимодополняемы. Основные методы – наглядный, словесный и практический я применяю в сочетании с проблемностью, чтобы воспитание и обучение носили творческий, развивающий характер.

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. С помощью наглядно-слухового метода осуществляется восприятие музыки. Основное содержание метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или слушание музыки в аудиозаписи. Перед детьми ставится проблемная ситуация: сравнить, сопоставить «живое» исполнение с аудиозаписью; сравнить два-три произведения, контрастных по звучанию или близких по настроению, жанровой принадлежности, средствам музыкальной выразительности и т. д.

        Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение. Зрительная наглядность (пейзажные, сюжетные картины, портреты, иллюстрации, сенсорные  карточки, игрушки и др.) применяется для того, чтобы уточнить, конкретизировать впечатления детей, разбудить их воображение, фантазию, проиллюстрировать незнакомые им явления, образы, дать изображение музыкальных инструментов и т. д. Зрительная наглядность всегда сочетается со слуховой, помогает слуховому восприятию. Зрительная наглядность не должна предвосхищать слуховое восприятие музыки. Лишь после того, когда у детей сложились свои первые представления о музыкальном образе ее применение оправданно.

        Словесный метод является универсальным в педагогике. Беседа, рассказ, пояснения, разъяснения, пересказ – разновидности этого метода и в музыкальном воспитании.  К словесным приемам относятся речевой образец, повторение, объяснение, указание, оценка, вопрос. Особенность словесного метода в применении к музыкальному воспитанию дошкольников – не бытовая, а образная речь. В беседе о музыке с детьми важно определить ее характер, настроения, выраженные в ней, изобразительные моменты; определить какие чувства она вызывает. Кроме того, понять с помощью каких средств музыкальной выразительности, создан тот или иной образ.

        Характеристики музыки: веселая, грустная, сердитая, стремительная, суровая, светлая и т. д. – являются словами-образами и употребляются в переносном значении.

        Известно, что только два процента словарного запаса детей дошкольного возраста составляют имена прилагательные. А это ведь и есть слова-образы, слова-качества без которых не обойтись. В процессе восприятия музыки и дальнейшем обсуждении музыкального произведения у детей пополняется словарный запас именно прилагательными.

Кроме более широкого использования прилагательных в речи дошкольников, следует обратить внимание и на использование в высказываниях детей глаголов, причем в разных временах и с разными приставками. Описывая листопад, (П.Чайковский «Осенняя песнь», Левитан «Золотая осень»), дети употребляют преимущественно слова «желтеют, летят, падают», но редко говорят: «облетели, опали, пожелтели». Движение людей дети чаще всего обозначают словом «идут», а движение машин словом «едут». Употребление слов-синонимов – «шагают, двигаются, плетутся» и «мчатся, спешат, скользят, мелькают» - значительно повысило бы образность речи.

         Развитие связной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Они могут предварять прослушивание музыкальных произведений, если они близки по настроению характеру музыки. А можно использовать проблемную ситуацию. Прочитать два-три контрастных произведения и дать возможность детям выбрать правильный вариант. Однако этот прием  стоит  использовать только после неоднократного прослушивания музыкального произведения, когда дети уже прочувствовали характер музыки. Если в стихотворении содержатся близкие музыке поэтические выражения и образные слова, можно применить прием их переноса для характеристики музыкального произведения. Так будет обогащаться образная речь детей.

Нельзя забывать и том, что тон речи педагога и его манера общения с детьми имеют огромное значение. Эмоциональная окраска речи вызывает и поддерживает интерес детей к различным видам музыкальной деятельности, усиливает впечатление необычности, сказочности ситуации. Беседе придается поэтичность или торжественность, праздничность или шутливость. На моих занятиях всегда царит доверительная обстановка. Дети не бояться высказывать свое мнение. Конечно, у них бывают затруднения в подборе нужных слов для высказываний, они допускают ошибки. Но никакого порицания с моей стороны  нет. В этом случае организуется блиц-обсуждение, в ходе которого проверяется верность высказывания, подбирается соответствующая картинка из двух-трех предложенных, предлагается пропеть мелодию (если это возможно); или же попытаться выразить свое отношение к музыке в движении, в музицировании на детских музыкальных инструментах.

        Практический метод  в развитии речи детей на музыкальных занятиях заключается в действиях, движении под музыку. Само восприятие ритма является процессом слухо-двигательным. Бывает так, что дети после прослушивания музыкального произведения затрудняются или неправильно называют его жанровую основу (песня, танец, марш). Но стоит только предложить детям подвигаться под эту музыку, как правильный ответ готов. При определении разновидности танцев (вальс, полька и др.) также помогают движения. Музыка сама подсказывает, как двигаться. В первом случае плавно, изящно, кружась; во втором быстро, игриво, подпрыгивая.

Несомненно, обогащают речь детей и слова-подговорки к танцевальным движениям. Дети в непринужденной обстановке их запоминают и употребляют  в повседневной жизни, в самостоятельной игровой деятельности. Речь детей обогащается образными сравнениями.

Известно, что научить говорить ребенка правильно невозможно без овладения звуковой культурой речи и ее грамматическим строем. Грамматическое оформление высказывания – механизм речи, которым ребенок овладевает преимущественно интуитивно в процессе повседневного общения с близкими ему людьми. Грамматическое развитие происходит на основе познавательного.

Элементы логоритмики благотворно влияют на речь, эмоциональное состояние детей, развивают все виды памяти (слуховую, двигательную, зрительную), воображение, обогащают словарный запас. Прямая зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений пальцев рук доказана давно. Большое влияние на воспитание звуковой культуры речи и ее грамматический строй  оказывают пальчиковые, речевые игры, поскольку упражнения мелкой  и большой моторики руки активизируют речевые зоны  головного мозга.

Основным видом деятельности на музыкальных занятиях является пение. В нем дано сочетание музыки и речи. Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и воспитанника, что способствует развитию звуковой культуры речи, правильному произношению звуков в словах.

Пение, также развивает связную речь детей. Во-первых, этому способствует сам поэтический текст песни, во-вторых используется такой прием, как пересказать содержание песни своими словами после первого ее прослушивания. С детьми проводится беседа: значение всех непонятных слов разъясняется, при этом используются сравнения, эпитеты, слова-синонимы. Расширяется словарь музыкальных терминов, речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной.

Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. Повторяющиеся слова, фразы и предложения встречаются практически во всех детских песнях. Готовые фразы и предложения закрепляются в памяти детей и впоследствии используются ими на практике при общении со сверстниками и взрослыми. Повтор важен и для заучивания песен наизусть, что должны делать дети, еще не овладевшие навыками чтения.

Существуют и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков, например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями, элементарным словообразованием. Исполнение песен дает большие возможности для влияния на интонацию и выразительность детской речи. Ребенок учится регулировать силу голоса, тембр, развивается правильное певческое и речевое дыхание.

Оригинальные тексты упражнений вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения. 

Из всего вышесказанного следует, что в задачи по музыкальному воспитанию входит не только дальнейшее совершенствование всех сторон речи ребенка, но и формирование потребности в самостоятельной речевой деятельности, создание условий для того, чтобы дети разнообразно и содержательно высказывались в повседневной жизни, быту, играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образной связной речи дошкольников в процессе музыкального воспитания.

Теоретический материал. Может пригодиться для выступления на педсовете, методическом объединении, семинаре по обмену опытом по данной  проблеме....

«Развитие образной связной речи дошкольников в процессе музыкального воспитания в условиях перехода на ФГОС »

Нашей задачей остается не только дальнейшее совершенствование всех сторон речи ребенка, но и формирование потребности в самостоятельной речевой деятельности, создание условий для того, чтобы дети разн...

презентация «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека. Музыкальное искусство – мощный стимул в развитии личности ребенка. Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельност...

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Музыкальные занятия в целом способствуют развитию ребенка, так как воздействуют на наиболее чувствительные для дошкольника зоны мозга через образы, мелодию, ритм, движения, через все репрезентативные ...

Развитие образной, выразительной речи дошкольников средствами фольклора (малые формы).

Развитие образной, выразительной речи дошкольников средствами фольклора (малые формы)....

Развитие образной связной речи детей дошкольного возраста на музыкальном занятии.

Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности. Таким о...