Организация работы по развитию речи у дошкольников на музыкальных занятиях
статья по теме

Вологина Людмила Александровна

В статье содержится материал об организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Организация работы по развитию речи у дошкольников

на музыкальных занятиях»

Выступление на районном педагогическом совете

                                                         

музыкальный руководитель

МАДОУ №5«Теремок»:

Вологина Л.А.

Музыкальное воспитание является одним из разделов образовательной программы МАДОУ, и гармонично  сочетается с работой коллектива по формированию личности ребенка.

Музыкально – художественная деятельность – одна из любимых детьми в детском саду. Используя восприимчивость детей к музыке, можно повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным и максимально полезным для ребенка.

ФГОС предъявляет к ребенку на этапе завершения дошкольного образования достаточно серьезные требования. Предполагается, что дошкольник-выпускник:

- овладел основными культурными средствами, способами  деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность;

- способен договариваться, учитывать интересы других, сопереживать и радоваться удачам других;

- проявляет умение слышать и стремление быть понятым другими;

- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей и чувств, имеет предпосылки грамотности.

- стремится в получению новых знаний и т.д.

Всего этого тяжело достичь, если ребенок имеет проблемы в речевом развитии.

Проблему речевого развития решают педагоги и узкие специалисты ДОУ через различные виды детской деятельности.

У музыки и речи существует немало общностей. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Еще до появления привычных для нас слов, и уж тем более предложений и текстов, звук был единственно возможным средством общения между людьми. И музыкальное произведение, и человеческая речь - это возможность общения с окружающим миром, это своего рода тексты, которые требуют определенного прочтения, раскодирования и усвоения. И речь, и музыка  имеют свой особый письменный код – азбуку и ноты, с помощью которых сохраняются тексты и партитуры. Примером синтеза музыки и письменной речи является песня.

Реализация задач по развитию речи осуществляется по нескольким основным направлениям:

  1.  развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи)

     2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

С целью развития  речи на музыкальных занятиях используется разнообразный речевой  и музыкальный материалы, применяются различные методы и приемы:

  • Звукоподражательные слова, попевки, потешки, поговорки, пословицы, чистоговорки, скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы.
  • Специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов.
  • Используется наглядный материал: предметные и сюжетные картинки, игрушки, муляжи, видеофильмы, презентаций.

Развитию речи  способствует использование в работе музыкальных дидактических пособий и музыкальных игр («Эхо», «Кого встретил Колобок», «Птицы и птенчики», «Музыкальная лестница», «Веселый оркестр»).

Одним из эффективных направлений работы по формированию речевой культуры дошкольников является театрализованная деятельность, через которую происходит совершенствование диалогической и монологической речи.

Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по организации работы по развитию речи дошкольников.

Консультация для педагогов по организации работы по развитию речи дошкольников....

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...

Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ

Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов, в том числе и...

Организация работы по развитию речи дошкольников. Работа со сказкой.

В презентации представлены основные этапы орагнизационной  работы воспитателя,  старшего воспитателя или  методиста по речевому развитию в детском саду.  Представлен перечень...

Методическая разработка мастер-класса по теме "Использование логоритмики на музыкальных занятиях как эффективный вид работы над развитием речи у дошкольников"

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию на занятиях элементов логоритмики для речевого развития дошкольников.Задачи:Познакомить участников ма...

«Современные подходы к организации работы по развитию речи старших дошкольников»

консультация для педагогов дошкольных учреждений по организации работы по речевому развитию детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов. Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия.

Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия....