Отчет по самообразованию
материал (младшая группа) на тему

Садовникова Татьяна Яковлевна

Отчет о работе за учебный год по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_opyty.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29»

      1          Отчет по самообразованию

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста»

                                                                  Воспитатель Садовникова Т.Я.

    Согласно ФГОС, развитие познавательных способностей детей является одним из основных направлений работы педагогов. Расширение кругозора, формирование знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться в соответствии с психологическими особенностями воспитанников.

   2 Выготский Л.С. говорил: «Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения»

3 Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В работе с дошкольниками используются познавательные задачи. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

   Несмотря на многие позитивные стороны, экспериментирование как метод пока не получило широкого распространения, что обусловлено рядом противоречий. Во – первых, анализ изученной литературы и методических изданий позволяет сделать вывод о том, что исследователи данной проблемы подходят к ней неоднозначно, определяя экспериментирование то как деятельность дошкольников, то как метод обучения. Во – вторых, педагоги испытывают затруднения при моделировании совместной деятельности познавательного цикла с элементами экспериментирования, оформлении развивающей среды с соответствующим материалом, организации самостоятельной деятельности детей с применением данного метода. Таким образом, выделенные противоречия подтверждают недостаточное внимание со стороны педагогов к данному методу обучения дошкольников. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы самообразования.

    Важно понять, что дошкольникам присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются основными и более прочными. Использование этого метода пропагандировали также классики педагогики, как Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и многие другие. По мнению Н.Н. Поддъякова, «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Основной целью экспериментальной деятельности является развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста.      4 Перед собой поставила следующие задачи:

1. Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

2. Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

3. Развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.

4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

5 Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Для более глубокого изучения этой темы в группе организовали коробку с предметами для проведения опытов.

Опыты – словно фокусы, а для детей – это чудо. Исследования предоставляют детям возможность самим найти ответы на вопросы «как?»  и «почему?».

Одним из условий решения задач опытно- экспериментальной 

деятельности является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности.

  6  Работу по ознакомлению детей с экспериментальной деятельностью начинали летом на улице с простейших опытов. Первым простейшим опытом-экспериментом был опыт «Солнце дарит нам тепло и свет», целью этого эксперимента было дать детям представление о том, что солнце является источником тепла и света. В ходе эксперимента ребята убедились, что не все предметы одинаково быстро нагреваются, темные предметы нагреваются сильнее. Постепенно опыты – эксперименты для детей усложнялись. Для того, чтобы работа проводилась в системе мы разработали перспективный план работы по познавательно-исследовательской деятельности. Каждый опыт – эксперимент вызывал у детей положительные эмоции. Возникновению интереса к предстоящей экспериментальной деятельности, развитию исследовательских и речевых навыков способствовали беседы, в основе которых было изложение опыта детей. Например, «Какой мячик выше подпрыгивал на физкультурном занятии резиновый или пластмассовый?», «Что происходит с водой в баночке, когда мы опускаем в нее кисточку с краской?» или «Из какого песка лучше получаются куличики?» В ходе бесед с детьми также рассматривали иллюстрации, разучивали стихи, выполняли пальчиковую гимнастику.

 7 Постепенно у детей появилось желание экспериментировать, ставя опыты с водой, снегом, льдом, солью, красками, песком, растениями и т.д. Экспериментальная деятельность проводилась в игровой форме и осуществлялась либо на занятии природный мир, либо во второй половине дня. Проведение таких опытов и экспериментов развивает и у детей любознательность, создает дружескую атмосферу в процессе совместного исследования. Проект является одной из форм детской деятельность – познавательной, экспериментальной, творческой. Проектная деятельность также предполагает совместную работу детей и взрослых. 8 В марте дети участвовали в проекте «Волшебная капелька». В рамках этого проекта дети глубже познакомились со свойствами воды, узнали кто живет в аквариуме, 9 приняли участие в изготовлении книжки-малышки «Морские жители».

10 В родительском уголке появились новые консультации «Поговорим о воде», «Вода в жизни ребёнка», «Воспитание любви к природе», также был изготовлен буклет «Аквариум в доме, полезен или вреден для здоровья». В ходе проведенной работы мы достигли следующих результатов: дети стали больше проявлять познавательного интереса к играм-экспериментам, улучшилось речевое развитие, начинают формироваться основы логического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...