Исследовательская деятельность дошкольника
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа) на тему

Проскурина Надежда Георгиевна

Исследовательская деятельность - особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения (т.е. поведения, выстроенного на базе поисковой активности и направленного на изучение объекта или разрешение проблемной ситуации).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская деятельность дошкольника Выполнила: Проскурина Н.Г МБДОУ детский сад № 58 г. Иркутск

Слайд 2

Исследование - один из видов по­знавательной активности человека; процесс поиска неизвестного , поиска новых знаний . (А.И. Савенков)

Слайд 3

Типы исследования , доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста (по И.М. Коротковой): Опыты (экспериментирование ); Коллекционирование (классификационная работы ); Путешествие по карте; Путешествие по «реке времени ».

Слайд 4

Опыты (экспериментирование) Задача – освоение причинно-следственных связей и отношений. Деятельность в контексте «опыты »: привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта; предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект; формулирование причинно-следственных связей (если..., то...; потому..., что...); самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности.

Слайд 5

2. Коллекционирование (классификационная работы) Задача – освоение родовидовых отношений. Деятельность в контексте «коллекционирования»: поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки; размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в идее коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).

Слайд 6

3. Путешествие по карте Задача – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира ). Деятельность в контексте «путешествие по карте»: обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта; обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути; изучение растительного животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п.; заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками ( животних , растений, людей, занятых типичным трудом).

Слайд 7

4. Путешествие по «реке времени » Задача – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящем). Примерные т емы путешествий Примеры методических и дидактических материалов, подобранных к каждой теме : – История жилища и бытоустройства ; – История коммуникации (почта); – История профессий. – примерное содержание; сюжетные и предметные картинки, знаки – метки; перечень художественной и справочной литературы; – игры, хороводы ит.д.

Слайд 8

Исследовательская деятельность - особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения (т.е. поведения, выстроенного на базе поисковой активности и направленного на изучение объекта или разрешение проблемной ситуации).

Слайд 9

Последовательность этапов занятия: актуализация темы , наводящей детей на постановку вопросов, проблем, касающихся этой темы; обсуждение идей , предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем; опытная проверка или предметно – символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями; предложение детям предметного материала , обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

Слайд 10

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ (А.И. Савенков )

Слайд 11

Этапы детских учебных исследований (основные этапы): выделение и постановка проблемы (выбор темы исследо­вания); выработка гипотез, предположений; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка материалов исследования к защите (сообще­ние, доклад, макет и др.); защита.

Слайд 12

1 этап – «Тренировочные занятия» Цель - познакомить детей с методикой проведения учебных исследований ( 2 – 3 фронтальных занятия) Предварительная работа педагога Проведение исследования

Слайд 13

К арточки с символическим изображени­ем «методов исследования » (можно сделать из картона, изображения на них нарисо­вать фломастерами или вырезать из цветной бумаги) « Подумать самостоятельно» «Спросить у другого человека » «Посмотреть в книгах » «Посмотреть по телевизору» «Получить информацию с помощью компьютера» «Понаблюдать» «Провести эксперимент »

Слайд 14

Картинки - «темы» будущих исследований изображения животных, растений, зданий и предметов, иллюстрирующих различные тематики. Пример:

Слайд 15

Самостоятельный поиск методов исследования через проблемные вопросы (ко всем детям): Пример: «Что мы должны сделать вначале?», «Как вы думаете, с чего начинает ис­следование ученый ?» Следует понимать, что набор методов зависит от реальных воз­можностей. Знакомство с методами исследования:

Слайд 16

На первом этапе проведения работы приходится неизбежно сталкиваться с тем, что потребность «письменно» фиксировать информацию у детей пока отсутствует. Воспитатель помогает, тем кто затрудняется найти символическое изображение или в способе фиксации. Но по мере участия в занятиях потребность в этом у них будет возрастать, будет расти и мастерство символического изображения фиксируемых идей . Отражение в пиктографическом письме собственных впечатле­ний ребенка показывает, что данное сенсорное ощущение стало предметом осознания, размышления ребенка и, следовательно, приобретает для него значимость, становится ценностью. Ход работы:

Слайд 17

Способность изобретать эти символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих спо­собностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.

Слайд 18

Старай­тесь обучать ребенка тому, чтобы эти значки и символы он делал быстро .

Слайд 19

2 этап – « Самостоятельные учебные исследования старших дошкольников Предварительная работа У каждого исследователя должна быть специальная «Папка исследователя » с листочками для фиксации информации и ручками. Фломастерами и т.д. Количество карточек с темами должно соответствовать количеству детей в группе.

Слайд 20

Ход деятельности Проведение исследования Каждый из детей (либо па­ра, группа детей ) выбирает тему исследования (выбирает карточку с темой) Этапы исследования определены папкой (ориентировка на символы, обозначенные на кармашках папки) Самостоятельные действия детей. Задача детей - собрать нужную информацию, используя возможности всех дос­тупных источников, обобщить ее и подготовить собственный док­лад . В течении одного занятия. Задача воспитателя - выполнять обязанности консультанта исследователей, помогать тем, кто нуж­дается в помощи в данную минуту.

Слайд 21

Ход деятельности Дети легко и естественно включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если не согласны. Эти моменты очень важны, мы старались акцентировать на них собственное внимание и вни­мание детей. Вряд ли существует более эффективное средство для развития критического мышления, чем этот способ.

Слайд 22

Рекомендации для воспитателя для эффективного решения задач исследовательского обучения Самое главное - подходите к проведению этой работы творчески . Для этого: учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций; не сдерживайте инициативы детей ; не делайте за них то, что они могут сделать (или могут нау­читься делать) самостоятельно; не спешите с вынесением оценочных суждений;

Слайд 23

Рекомендации для воспитателя для эффективного решения задач исследовательского обучения помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний : а)прослеживать связи между предметами, событиями и яв­лениями; б)формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; в)учиться анализу и синтезированию и на их основе класси­фикации, обобщению информации.

Слайд 24

Рекомендации по выбору тем детских исследований Группы исследований: Фантастические - темы , ориентированные на разработку не­существующих, фантастических объектов и явлений; Эмпирические - темы, предполагающие проведение собствен­ных наблюдений и экспериментов (объекты – все предметы или явления окружающего мира); Теоретические - темы, ориентированные на работу по изуче­нию и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках (то что можно спросить у людей что содержится в фильмах, написано в книгах и др .). Обычно выбирают одаренные дети.

Слайд 25

Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор. Все это может быть создано только в вербальном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или даже макете, склеенном из бумаги, картонных коробок , упаковок из-под продуктов и косметики.

Слайд 26

Ребенок решил провести серию экспериментов с волнистым попугайчиком. Ему требуется проверить экспериментально, как попугай реагирует на разную еду, как он относится к музыке, мож­но ли научить его выполнять какие-либо несложные действия и др. Можно провести эксперименты с растениями, их цветами, семенами и др. Прекрасные объекты для экспериментов и наблюдений - явления неживой природы: вода, глина, камни и даже небесные светила и др.

Слайд 27

Рекомендации по выбору тем детских исследований Правила выбора темы Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его . Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования . ( Педагогическое искус­ство взрослого в том и состоит, чтобы помочь ребенку сделать та­кой выбор, который он бы считал своим выбором). Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Слайд 28

Правила выбора темы 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро . При этом следует учитывать уровень развития детей и желания, возможности. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, невысока даже у старшего дошкольника. Поэтому часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченной. Выполнить исследование на одном дыхании практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Слайд 29

ЗУН, которыми ребёнок овладевает в процессе исследовательской деятельности: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать ; учится постепенно познавать логическую структуру, последо­вательность изложения; наблюдать; проводить эксперименты ; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Слайд 30

Заключение Технологию можно использовать в любом направлении развития ребёнка. Она дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проблематики .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении  в природе, в жизни человека(«Познание...

Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей  группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ «МЫ — ЗА ЧИСТЫЙ ЧАПАЕВСК!»

Итоговая работапо курсу повышения квалификации по ИОЧ«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему:«Разработка содержания поз...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «СКАЗКА О КАМЕШКЕ» по методике Н. А. Коротковой

Познакомить детей с особенностями камней, их свойствами. Приобщать детей к познавательно-исследовательской деятельности, посредством проведения опытов с камнями....

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...