«Использование социо-игрового стиля в организации музыкальной деятельности со старшими дошкольниками»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Мышенцева Татьяна Владимировна

Социо-игровая педагогика, или социо-игровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры – жизни между микрогруппами  детей (малыми социумами).  В микрогруппах  дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А всё это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его. Социо-игровое направление основывается на формировании и использовании детьми и педагогами  умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы,  следить за ходом общего разговора и общего дела. Суть его заключается в надпредметном способе организации образовательно-воспитательного  процесса.  Дети и слушают, и делают, и говорят. Именно эти три компонента являются главными составными собственной деятельности детей. Благодаря этому ребёнок сам формирует систему представлений об окружающем мире. Таким образом, он учится сам, а  создать условия для этого - это и есть главная моя задача, как педагога!

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема:

 «Использование социо-игрового стиля в организации музыкальной деятельности со старшими дошкольниками»

(из опыта работы)

СП «Детский сад № 69»

ГБОУ CОШ № 6 г.Сызрани

                                                                   

                                                                   

                                                                        Разработала: музыкальный руководитель

                                                         Мышенцева Татьяна Владимировна

г.Сызрань, 2018 год  

«Человек,  увидевший  талант другого,  порадовавшийся за него,

 наверняка станет талантлив и сам.

Данное высказывание относится как к детям,

так и к самому воспитателю»

 В.М. Букатов.

Необходимость изменения  системы образования детей дошкольного возраста в настоящее время не подвергается сомнению. Уже провозглашены основные принципы государственной политики в области образования:

гуманистический характер образования

приоритет человеческих ценностей

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

развитие коммуникативных навыков

Проблема коммуникативной компетентности является одной из актуальных проблем в психологических исследованиях. Актуальность определена важностью межличностного общения для становления личности ребенка. Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детстве. От того, как сложатся отношения ребёнка в первой в его жизни группе сверстников, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу.  Множество негативных явлений, как агрессивность, отчуждённость, враждебность и пр.

зарождаются именно в детском возрасте, когда ребенок вступает впервые отношения к себе подобным.  

Для развития коммуникативной компетентности в образовательно-воспитательном процессе могут выступать элементы социо-игровой педагогики  (Е.Е. Шулешко, В.М. Букатов, А.П. Ершова). 

Социо-игровая педагогика, или социо-игровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры – жизни между микрогруппами  детей (малыми социумами).  В микрогруппах  дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А всё это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его. Социо-игровое направление основывается на формировании и использовании детьми и педагогами  умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы,  следить за ходом общего разговора и общего дела. Суть его заключается в надпредметном способе организации образовательно-воспитательного  процесса.  Дети и слушают, и делают, и говорят. Именно эти три компонента являются главными составными собственной деятельности детей. Благодаря этому ребёнок сам формирует систему представлений об окружающем мире. Таким образом, он учится сам, а  создать условия для этого - это и есть главная моя задача, как педагога!

Такая форма работы ещё мало знакома педагогам дошкольных учреждений, хотя достаточно популярна у школьных учителей-новаторов.

Несмотря на то, что этот подход появился на рубеже веков, его основные положения нашли достаточно полное отражение в ФГОС ДО.

Использование социо-игровых приемов в непосредственно-образовательной деятельности пробуждает интерес детей друг к другу, помогает педагогу читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей.

           

Различия традиционной и социо-игровой педагогики

СОЦИО-ИГРОВАЯ ПЕДАГОГИКА

ТРАДИЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Умение действовать в темпе общей работы, слышать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре, уметь доводить дело до предполагаемого результата.

Воспитанники оторваны друг от друга, задавлены требованием программ.

Воспитатель и воспитанник партнёры (субъект – субъективные отношения)

Диктат воспитателя (субъект-объективные отношения)

Развитие самостоятельности

Послушное повторение формулировки

Отсутствие в работе педагога  дискретности (дидактические знания не расчленяются на части, а переплетаются с друг с другом).

Наличие дискретности – дидактические знания делятся на части (принципы, методы, приёмы и результаты)

Занятие – игра – жизнь между микрогруппами (малыми социумами – отсюда термин «социо-игровая»).

Занятие никак не располагает к свободному творчеству в игре.

Игра присутствует в жизни ребёнка постоянно.

Ребёнок в первую очередь получает новые знания в игре

Равноправие детей и взрослых – основа социо-игрового подхода. Взрослый и ребёнок имеют одинаковое право на ошибку.

Взрослый всегда прав и ребёнок не должен с ним спорить, отстаивать свою точку зрения.

Вячеслав Михайлович  Букатов - один  из главных  разработчиков  социо-игрового стиля обучения,  предлагает педагогам  детских  садов  осваивать достижения  театральной  и  народной  педагогики   для преобразования практики  занятий в детских садах, активно  сочетать традиционные  и  инновационные  подходы  в  работе  с  детьми с широким использованием игр: театральных, народных, современных детских.

 В своей работе использую литературу:

КАРМАННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

социо-игровых приёмов обучения дошкольников

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА

развитие талантов ребёнка через игру 

Где автор предлагает:

9 СОЦИОИГРОВЫХ ПОДХОДОВ К ПЕДАГОГИКЕ

  1. Позиция воспитателя: воспитатель – равноправный партнер
  2. Снятие судейской роли с педагога способствует снятию страха ошибки
  3. Свобода и самостоятельность детей в выборе ЗУНов
  4. Смена мизансцен, т.е. обстановки
  5. Ориентация на индивидуальные открытия
  6. То, что трудно – интересно
  7. Движение или активность
  8. Жизнь детей в малых группах

9.Принцип полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток

Существуют      «Золотые правила» 

социо – игровой  педагогики  (по В.М. Букатову)

Первое правило

Работа малыми группами

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества,

коммуникативности, взаимопонимания. Работа в малых группах направлена на обращенность детей друг к другу, умение общаться и договариваться, на эмоциональный настрой, уровень сформированности  произвольности поведения. В таких малых группах таятся корни успеха учебного процесса, поскольку взаимоотношения между детьми являются неформальными. Дети не замечают, что идёт обучение, так как они перемещаются по всему залу, играют с нотками, игрушками, ленточками, рассматривают картины.

На группы можно поделиться:

  - по цвету волос, глаз, одежды;

  - чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

  - кто на каком этаже живет;

  - четный - нечётный, однозначный - двузначный номер квартиры;

  - найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки;

  - кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком  и т.д.

Второе правило

«Смена  лидерства».

 Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер.

Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

Третье правило

«Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен»

Это способствует снятию эмоционального напряжения. Дети  не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

Четвёртое правило

 Смена темпа и ритма

 Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности. 

 Пятое правило

Социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности

что соответствует современным требованиям. Занятие происходит в игровой форме, для этого используются различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом:  «Слухачи», «Эстафета»,  «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т.д.    

  Шестое правило

Ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток»

 Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более  мотивирован.

В итоге: все дети открывают для себя новые знания, только кто-то больше, кто-то поменьше.

Перед собой ставлю такие задачи:

• Помочь детям научиться  эффективно общаться

• Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей

• Способствовать развитию активной позиции, самостоятельности, творчества

• Воспитать в дошкольниках желание узнавать новое

Используя  социо-игровую педагогику, которая оказывается бесценной в решении данного вопроса, применяю  методы и приемы, позволяющие мне организовывать

непосредственно-образовательную деятельность как игру жизни между микрогруппами  детей и одновременно в каждой из них:

I. Методы, повышающие познавательную активность:

элементарный анализ

словесное объяснение

практическая реализация

игровая мотивация

II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.

разнообразные сюрпризные моменты

элементы новизны, которые настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку

придумывание сказок;

игры – драматизации;

юмор и шутки.

III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.

беседа;

создание предметной среды совершенствовать

IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений:

повторение

наблюдение;

экспериментирование;

опыт.

Существует Классификация  игр  социо-игровой  направленности

Для рабочего настроя

Пробудить интерес детей  к  друг другу

Разминки (разрядки)

Элемент соревнования и смешного выигрыша

Для приобщения к делу

Для усвоения и закрепления учебного материала

Творческое самоутверждение

Художественно-исполнительский результат действия

На воле

Простор и свобода передвижения

В системе музыкального развития детей большое внимание уделяю музыкально - образовательной деятельности, которая включает в себя знания общего характера и специальные  знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

На основе социо-игр Е.Е. Шулешко, Е.П. Ершовой, В.М. Букатова я разработала их новые варианты по формированию у дошкольников

эмоционального восприятия музыки, которые помогают детям в развитии способности слушать целенаправленно, исследовать музыку, давать ей

эстетическую оценку.  

Например, социо-игра “Говорящий стул”, где дети, слушая музыкальное произведение, заранее нацелены на составление рассказа о своих впечатлениях, навеянных музыкой, или должны будут ответить на ряд вопросов,

присаживаясь на “Говорящий стул”.

Например, впервые прослушав “Вальс снежных хлопьев», П. И. Чайковского на вопрос “К какому жанру относится музыка?”, не стремлюсь немедленно дать детям правильный ответ, а создаю условия для собственных детских размышлений. “Каков характер музыки?”, “Что можно делать под звучание этого произведения?”, “А как бы вы движением под музыку, передавали друг другу снежинку?”.  Дети выясняют, что это – танец. На вопрос: “Как называется такой танец?” ребята не всегда сразу могут ответить на вопрос.

Если у них возникают затруднения, предлагаю узнать у родителей, у других взрослых, как называется танец, когда танцующие пары кружатся, двигаются плавно и воздушно, то есть знания, дети добывают самостоятельно.                      Беседуя с детьми о темпах музыки, на занятиях использую такой игровой приём, как наматывание на кисть левой руки шнура или ленточки. Для детей становится прочным открытие, что под музыку А. Хачатуряна “Танец с саблями” ленточку нужно наматывать очень быстро, так как музыка звучит в стремительном темпе, а под музыку М. Мусоргского “Слеза”, медленно, так она звучит в медленном темпе, и, наконец, в умеренном темпе ленточка наматывается под “Венгерский танец” И. Брамса.  Так как, социо-игровой стиль предполагает смену мизасцен, способствует снятию физического и эмоционального напряжения, задействую всё пространство группы.  Например, при повторном слушании музыкального произведения можно предложить  поиграть в социо-игру  “Передача сигналов”.  Стоя в кругу (в характере музыки по цепочке дети передают сигналы: касаются друг друга рукой, передают предмет, делают “реверанс”, поклон головой и др.). А для выяснения, какие инструменты звучали, ребята идут в “Магазин  музыкальных инструментов”, который размещён в противоположном углу зала.   Особое внимание уделяю на словесное оформление впечатления о музыкальном произведении. Лексическая ограниченность речи дошкольников – явление закономерное. Только два

процента словарного запаса детей этого возраста составляют имена прилагательные,

поэтому я провожу специальную работу по обогащению их речи разнообразными художественными эпитетами. Приобретаемый детьми уровень владения музыкально-определительным лексиконом постоянно использую  при знакомстве с новыми произведениями, которые служат базой для навыка давать не одиночные определения, а целые терминологические “цепочки, близких по смыслу слов. Например, после прослушивания пьесы Э. Грига “Утро” провожу социо-игру “Копилка” на развитие словарного запаса детей. При выполнении музыкально - ритмических упражнений  использую игры для рабочего настроя «Волшебная палочка», «Замри» и д.р.  Ребята объединяются  в малые подгруппы по 5-6 детей. Применяю один из видов жеребьёвок, которыми раньше пользовались дети во время своих игр во дворе. Например, игра для рабочего настроя «Разрезанная открытка». Почтовые открытки четыре-пять штук большого формата разрезаются на части: четыре, пять, шесть. Все части перемешиваются. Каждый из участников фрагмента ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки. Задания передаю через сменных посыльных, которых каждая подгруппа отсылает ко мне.  После выполнения движений дошкольники оценивают друг друга и самих себя, честно признаваясь: “У Кристины движение получается красиво, лучше всех, а у меня ещё так не получается”. Здесь же можно использовать игру «Одно и тоже по-разному». Предлагаю задание: показать движение, например, как летает бабочка, затем – птица, листочки во время листопада.  Нужно выполнить условие,  что каждый исполнитель (подгруппа детей) играет только один вариант, не повторяя того, что сыграл предыдущий. Все летают, но по-разному и эту разницу дети с удовольствием начинают улавливать. Это хорошо активизирует воображение дошкольников в области поведения. Социо-игровой подход помогает детям научиться и тому, как быть самостоятельным, и тому, как работать сообща, подчиняясь общему ритму.

Разные варианты упражнений на «одновременность» тренируют подчинение общему ритму, движению. Поддерживать ритм и темп  деятельности детей как я уже

говорила, помогает ограничение во времени. Например, с помощью песочных часов. Это помогает понять, что каждое задание имеет начало и конец и требует определённой сосредоточенности. Научиться делать что-то одновременно с другими – важный навык для ребёнка. Поэтому такие упражнения  важно и нужно делать на всех этапах занятия. Например, в игре для рабочего настроя «Эхо»  выполнение заданий состоит именно в дружном исполнении определённого игрового движения, жеста или действия. И ожидаемая «одновременность» должна «рождаться» из их взаимного внимания друг к другу, и их ситуативного взаимопонимания, а не из чьих-то команд-сигналов. В певческой деятельности дети в малых подгруппах определяют слог на который будут распеваться, исполняют песни по музыкальным фразам, куплетам, по цепочке, самостоятельно выбирают солистов.                                                                              Для ознакомления  детей с нотной грамотой   использую  демонстрационный, раздаточный материал: разноцветные ноты с разным выражением лица и отличительными признаками; теневые – “фальшивые ноты”, фланелеграф с нотным станом и скрипичный ключ; музыкальные часы; “три кита” в картинках – песня, танец, марш;

 музыкальные инструменты в картинках; Синьор Мажор и Синьор Минор – клоуны в картинках; разрезные картинки, открытки; пиктограммы; попевки в картинках; индивидуальные  доски для графической работы; музыкальную посылку.

В музыкальных, хороводных играх: «Заинька», «Коза», «Как у дяди Якова», «Каравай», «Горшки», «Во - городе царевна», «Ой, ребята-кавалеры», «Колпачок», «Золотые ворота»  и др. дети объединяются все вместе, водящего выбирают по считалке. Именно считалки  в условиях игрового пространства позволяют детям добровольно подчиняться общей воле. Считалка настраивает детей на игровой лад и создаёт игровую атмосферу. Этим способом пользуюсь в свободной игровой деятельности  при делении детей на команды, установлении очерёдности и выбора ведущего. Здесь можно использовать «Вольные игры», проводимые на «воле».

Они включают в себя игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Подвижные задания естественно позволяют менять место проведения занятий. То в своей группе, в зале или на спортивной площадке. Такое разнообразие не только украсит, но и весьма обогатит процесс социо-игрового самообучения детей в старшей и подготовительной группе детского сада. Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых. Сюда входят: «Горелки», «Горшки», «Замри», «Жмурки», «Хороводы». Социо-игровую подход  применяю как в непосредственно-образовательной, так и при организации самостоятельной деятельности детей. Предметно-игровая среда позволяет детям самостоятельно актуализировать музыкальный опыт.  Это даёт возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную.                                                                             В вариативную часть учебного плана дошкольного учреждения введена работа музыкально-театральной студии «В гостях у сказки». Здесь каждый участник  находится в позиции равноправного партнёрства. Попадая в проблемную педагогическую ситуацию, например, появление игрового персонажа, попавшего в затруднительное положение, дети становятся партнёрами-помощниками в решении данной проблемы. Уважение и похвала со стороны игрового персонажа выступают в качестве дополнительной мотивации к деятельности. При выполнении игровых заданий и упражнений соблюдаю следующие правила:

Не использую оценки «лучшего», «правильного» ответа или способа действия, а выбор вариантов ответов, действий признаю равноправным; Создаю ситуации для реализации собственных возможностей каждого ребёнка через ситуации сотрудничества;                                                                                                          Стараюсь создать атмосферу эмоционального подъёма и раскрепощённости; Проявляю искреннюю заинтересованность в достижениях детей;                            Снимаю с детей чувство страха за ошибку, не акцентирую внимание на недостатках,

неудачах, не сравниваю между собой детей с разными способностями;                                                                                                                   Вместе с детьми делаем «неожиданные открытия», вместе ставим  спектакли и придумываем  пъесы; 

Пример использование социо-игровой стиля в театрализованной деятельности.

Фрагмент занятия:

Музыкальный руководитель: Дети, вы любите сказки? /ответы детей/

В каждой сказке есть герои-персонажи: добрые и злые, смешные и трусливые.

Предлагаю детям назвать произведение, зачитав отрывок:

 «Несёт меня лиса за темные леса,

За высокие горы, за высокие реки.

Котик братик, спаси меня! »

- Из какой сказки эти слова?

Ответы детей: Сказка «Кот, петух и лиса».

Музыкальный руководитель: Сейчас вы по очереди будете называть

персонажей этой сказки и у нас получится три команды:

Дети: (поочерёдно) Кот – петух – лиса.

Голосом и мимикой объединяются в команды, присаживаются,  где удобно.

Работа с посыльными.

Каждой команде раздаю карточки с изображениями эмоций: веселье – злость - страх.

Задание: каждая команда интонационно должна произнести фразу в соответствие со своей карточкой:

«Я - охотница до птицы! Кур ловить я мастерица!

Как увижу, подкрадусь и тихонько затаюсь».

Следующее задание:

Под предложенную детям музыку придумать танец-импровизацию для кота, петушка и лисицы.

Каждая команда показывает свой танец и т.д.

Занятия в кружке, по сути, являются системой игр, где и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий в кружке воспринимается детьми  как естественное продолжение игровой деятельности.  Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт  – вот цель моей работы по театрализованной деятельности.

Для реализации поставленных мною задач, тесно взаимодействую с воспитателями детского сада. Ведь материал, полученный в непосредственно

– образовательной деятельности дети закрепляют в самостоятельной деятельности, а здесь ведущая роль отводится воспитателям. Выполнение заданий социо-игрового характера становится одним из желанных видов деятельности у детей и воспитателей вне зависимости от той программы, на которой строится образовательная деятельность детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тЕма моего исследования " Способы организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром"

В презентации описана моя работа по исследовательской деятельности в ДОУ со старшими дошкольниками. Данный материал был представлен на конкурсе молодых педагогических работников применяющих в своей р...

Использование информационных компьютерных технологий в организации кружковой работы со старшими дошкольниками

Настоящий прогресс человечества зависит                                            ...

Организация совместной деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром с формированием лексико-грамматических категорий "Подарки осени".

Конспект, который поможет воспитателю спланировать совместную деятельность с детьми по направлению "Ознакомление с окружающим"....

Опыт работы воспитателя Тема: Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детейстаршего дошкольного возраста.  Актуальность моего опыта я вижу в том, что: пред...

Конспект организации музыкальной деятельности в старшей группе "Музыкальная сказка"

Развитие музыкально-творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности....

Использование «Социо - игровой технология» Букатова В. М. в работе со старшими дошкольниками с ТНР (тяжелые нарушения речи).

Данный материал использовался для работы с детьм 5 6 лет с ТНР. были поставлены следующие задачи: формирование навыков дружеского коммуникативного общения со сверстниками. а так же развивать навыки вз...